Мишель и Юши опубликовали в 1995 модель CAPS (Cognitive-Affective Personality System) — в разнообразных ситуациях человек может использовать свои черты вместе с другими когнитивно-аффективными (cognitive-affective) процессами для получения конкретного результата, то есть для достижения цели.
Некоторые основные черты действительно остаются неизменными долгое время, но их проявления нельзя обобщать от одной ситуации к другой. Основная стабильная черта — «интеллект», она является причиной проявляющейся последовательности других черт. Мы можем сами устанавливать свои (self-produced) цели, а затем вознаграждать или критиковать себя, без внешних наград/наказаний.
Система саморегуляции = планы, последовательность и реализация определенного поведения.
Генерируем собственную версию реального мира. Стратегии кодирования: разные люди кодируют одинаковые события различными способами, что объясняет индивидуальные различия. Один и тот же человек может по-разному кодировать одни и те же события в разных ситуациях.
Саморегуляторные стратегии = цели + ОС по результатам.
Личность растёт и значит преобретает новые способы различать ситуации и по другому складывать свои схемы реагирования (pattern of reacting). Сначала A->X, потом A,B->Y, потом A,B,C->Z. Схема — это личный автограф (personal signature) индивида, то есть его последовательный способ изменения своего поведения в определенных ситуациях. Он применяется и к другим людям: “she does A when X, but B when Y”.
Механизм дифференциации поведения
Когда разные люди ведут себя почти одинаково в одной и той же ситуации — ситуативные переменные более сильны, чем личностные (этого конкретного человека). И наоборот.
Составляющие, необходимые для предсказания поведения:
1. ситуативные переменные (все стимулы, получаемые в определенной ситуации),
2. когнитивно-аффективные единицы (личностные переменные мышления и эмоций).
Теория Мишела приписывает каждому индивиду набор из частично перекрывающих друг друга личностных переменных — когнитивно-аффективных единиц:
1. эмоциональные (аффективные) реакции,
2. цели и ценности,
3. компетентности,
4. ожидания,
5. стратегии кодирования информации.