Теория культуры О. Шпенглера

О. Шпенглер в работе «Закат Европы» (т.1 -1918 г., т.2 - 1922 г.) на богатом конкретном материале из истории науки, искусства, религии, политики, экономики рассматривает кризис и гибель культуры как ее судьбу, неизбежное и закономерное явлений.

Исходным методологическим принципом для Шпенглера является разграничение природы и истории. Соответственно, мы можем познавать мир-как-природу и мир-как-историю. В первом случае мы имеем дело со ставшим, омертвевшим, ориентированным на пространственную фиксацию, неорганическим. Опираясь в первую очередь на математику, мы будем формулировать законы, и составлять формулы. Рациональность способна породить лишь мертвые, лишенные непосредственности жизни, механические структуры.

Но совсем другим предстанет перед нами мир, если мы подходим к нему как к живому организму. Мир-как-история, ориентированный преимущественно на время - это беспрерывно становящийся процесс, наполненный образами и картинами. «Время», «душа», «судьба», «жизнь» - для Шпенглера синонимы, этими словами он обозначает то, что не поддается строгой фиксации. Познание, в данном случае, означает не фиксацию схем и форм, но - сопереживание, вчувствование. Культура, по Шпенглеру - это в прямом смысле слова живой организм, ее невозможно описывать формулами и законами.

Используя обширный фактологический материал, Шпенглер показывает несостоятельность традиционной схемы деления мировой истории на периоды «древний мир», «средние века», «новое время». «Вместо безрадостной картины линеарной всемирной истории... я вижу настоящий спектакль множества мощных культур, с первозданной силой расцветающих из лона материнского ландшафта, к которому каждая из них строго привязана всем ходом своего существования...и имеющих каждая собственную идею, собственные страсти, собственную жизнь, волнения, чувствования, собственную смерть. Здесь есть краски, блики света, движения, каких не открывал еще ни один духовный взор. Есть расцветающие и стареющие культуры, народы, языки, истины, боги, ландшафты, как есть молодые и старые дубы и пинии, цветы, ветви и листья, но нет никакого стареющего «человечества». У каждой культуры свои новые возможности выражения, которые проявляются, созревают, увядают и никогда не повторяются»[3]

Культуры «живут» 1200-1500 лет, а затем исчезают, оставив разнообразные памятники и следы, которые могут быть как-то использованы другими культурами, но заимствование или развитие ее внутренних принципов невозможно. О. Шпенглер отрицает культурную преемственность, единство человеческой культуры, а до некоторой степени и возможность понимания культур прошлого. Он выделил и описал семь культур прошлого: египетскую, индийскую, вавилонскую, китайскую, греко-римскую (аполлоновскую), майя, византийско-арабскую. Ныне существует западноевропейская, или фаустовская, а также просматриваются признаки зарождения русской культуры.

Любая культура определяется гештальдом (первоэлементом) - «душой». Бесконечно репродуцируясь в каждом акте и в каждой позе, просвечивая в любой форме, душа-гештальд дает основание идентифицировать тот или иной факт с точки зрения его культурной принадлежности. Умирая, народ уносит с собой и свою «коллективную душу». Шпенглер утверждает, что таким первосимволом для аполлоновской культуры было прекрасное тело (пластичность, телесность, осязательность), для магической византийско-арабской культуры - пещера или арка, для египетской - дорога (забота о вечности), для «фаустовской» - бесконечность. Когда культура находится в апогее своего развития, то все, что творит народ, будь то философия, финансовые операции, политические демарши, строительство дорог, поэзия, сельское хозяйство - все это будет творческими актами культуры и везде гештальд будет проявляться во всей своей полноте.

Пройдя пик, период активной созидательной деятельности, культура вступает в фазу цивилизации, когда истощаются жизненный порыв и культура близится к закату. Именно в этой стадии, по мнению Шпенглера, находится сегодня западноевропейская («фаустовская») культура.

Период цивилизации начинается с «переоценки», а по сути девальвации, всех традиционных для культуры ценностей (в Европе таким индикатором выступил, по мнению Шпенглера, Ф. Ницше). Среди характерных черт этапа Шпенглер называет следующие:

-на смену поэтическому художественному творчеству приходит спорт;

-приоритетное развитие получает сфера политики: если культура творила «вглубь», то цивилизация организуется «вширь»;

-народ превращается в «массу» или «население», оторванное от земли, не находящее ни цели, ни смысла в своем существовании;

-ярко проявляется антитеза «Мировой город» - провинция: в кульминационный период культура творилась в каждом уголке, в период цивилизации мировые столицы впитывают в себя всю энергию общества, перерабатывая ее в окостеневшие формы, провинция же пребывает в прозябании;

-все явления и факты становятся конвертируемы, ибо существуют всеобщие эквиваленты - деньги, сравнительные таблицы, методики сличения и пр.;

-машины, военные орудия, механизмы, учреждения оттесняют поэзию, миф, индивидуальное ремесло; наука и искусство подчиняются политике и экономике;

-художественные новшества принимают форму сенсации или скандала.

Переход от культуры к цивилизации, от творчества к бесплодию, от становления к окостенению, от созидания новых форм к сохранению и культивации уже имеющихся - закономерный этап, который проходили все народы.

В культурологических концепциях Н.Я. Данилевского и О. Шпенглера спорными являются утверждения о герметичности или взаимной непроницаемости культур, их принципиальной закрытости, а так же утверждение, что всякая культура в своем развитии непременно проходит полный жизненный цикл, а конец - деградация и смерть - неизбежен, ибо запрограммирован самим фактом рождения. Жизненный цикл многих культур намного превышает рамки 1000-1500-летия: история Древнего Египта насчитывает более трех тысячелетий, китайская или индийская культуры до сего дня продолжают существовать, преемственность не прервалась, они не поглощены другими народами, но сохраняют самобытность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: