Идея бессознательного в концепциях З.Фрейда и К.Юнга

Без всякого преувеличения можно сказать: австрийский врач и психиатор, основоположник психоанализа Зигмунд Фрейд(1856-1939) - фигура ключевая во всей современной культуре. Его влияние на науку, искусство, на гуманитарное и позитивное знание, на самосознание человечества XX века - беспрецедентно. Исходный пункт его доктрины - гипотеза о существовании бессознательного как особого уровня человеческой психики, отличающего от сферы сознания и оказывающего на нее мощное, порой скрытое воздействие.

В основе воззрений Фрейда на культуру лежит его убежденность в противоречии между природным началом, бессознательным, сексуальностью и насилием в человеке и нормами культуры, которая основана на отказе (добровольном или принудительном) от удовлетворения желаний бессознательного и существует за счет сублимированной энергии либидо, осуществляя жесткий контроль, цензуру инстинктов.

Проблемам культуры посвящены следующие работы З. Фрейда: «Сон и миф» (1907), «Леонардо да Винчи. Воспоминание детства» (1910), «Тотем и табу» (1913), «Психология масс и анализ человеческого Я» (1921), «Будущее одной иллюзии» (1927), «Недовольство культурой» (1929) и др.

В ранних работах Фрейда безраздельно главенствовал сексуальный инстинкт (Эрос). Однако под влиянием событий 1914-1918 гг., когда Фрейду пришлось столкнуться с невозможностью объяснить неврозы ветеранов первой мировой войны, он значительно изменил свои взгляды, вводит понятие «инстинкт смерти» (Танатос). Таким образом, в человеке присутствуют два начала, и оба - носители жизненной энергии. Теоретической предпосылкой существования Эроса и Танатоса (Эрос - бог любви, Танатос - бог смерти в греческой мифологии) Фрейд называет Второй закон термодинамики (возрастание энтропии в системах с высоким уровнем организации) - универсальный порядок, которому подчиняются все природные процессы, в том числе и человеческая психика. Первоначально и сексуальное влечение, и влечение к смерти были направлены против самой человеческой психики и нацелены ее разрушить. Затем оба энергетических импульса переориентировались во вне, на внешний мир, что и явилось причиной как агрессивности человека, так и его притязаний на сексуальное обладание другими.

Метод, которым пользуется З. Фрейд - это сведение сложного и простого к примитивному и элементарному. Уровни человеческой психики - «Оно», «Я», «Сверх-Я». По Фрейду, культура обретает статус бытийственности как система сублимируемых проекций психических энергий (Эроса-Танатоса), возникающих как реагирование на запреты. Сила Эроса и Танатоса - необходимость, именно ей мы обязаны всем достижениям культуры. Фрейд полагает, что культура передается не через воспитание, но через биологические механизмы наследственности.

Фрейд приходит к выводу, что развитие культуры ведет к уменьшению человеческого счастья и усилению чувства вины и неудовлетворенности из-за подавления желаний.

Согласно К. Юнгу (1875-1961), бессознательное представляет собой необозримый резервуар нашего «я», который связывает сознание (небольшую и содержательно бедную область психики, находящуюся под нашим контролем) со сферой инстинктивной жизни. В бессознательном человек непосредственно встречается с прошлым и будущим, переживая бессознательное как мир символов из древнейших и грядущих времен. Архитипы (психические структуры коллективного бессознательного) хранят первобытные формы постижения мира, коллективный исторический опыт, выраженный в мифах, символических изображениях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: