Культурно-исторические типы Н.Я. Данилевского

Н.Я. Данилевский (1822-1885), в книге «Россия и Европа» обосновал основополагающие для всех последующих рассуждений идеи:

- между формами органической жизни и культурой можно провести непосредственную аналогию. Как живые организмы находятся в борьбе друг с другом и окружающей средой, так и культуры рождаются, живут, дряхлеют и умирают;

- нет единой, подчиняющейся одной законодательной норме, истории развития человеческой культуры, но есть совокупность историй отдельных культур, сосуществующих или сменяющих друг друга, живущих каждая по своим законам;

- любая культура имеет свою судьбу, свои характеристики, свою форму бытования;

- всякая культура представляет собой автономную систему, эквивалентную и в ценностном отношении соизмеримую с другими.

Таким образом, общий вывод: единой культуры человечества не существует, в действительности есть сложное переплетение различных культурных формообразований. «Прогресс... состоит не в том, чтобы идти всем в одном направлении, а в том, чтобы исходить все поле, составляющее поприще исторической деятельности человечества, во всех направлениях. Поэтому ни одна цивилизация не может гордиться тем, что она представляла высшую точку развития, в сравнении с ее предшественницами или современницами, во всех сторонах развития»[1].

Н.Я. Данилевский разделяет все народы на три основных класса: на позитивных творцов истории, создавших великие цивилизации или культурно-исторические типы; негативных творцов истории, которые подобно гуннам, монголам и туркам не создали великих цивилизаций, но как «божий кнут» способствовали гибели дряхлых умирающих цивилизаций; и, наконец, народов, творческий дух которых по какой-то причине задерживается на ранней стадии. Они представляют собой этнографический материал, используемый творческими народами для обогащения своих цивилизаций[2].

По мнению Н. Данилевского, лишь немногие народы смогли создать великие цивилизации и стать «культурно-историческими типами»: египетская, ассирийско-вавилоно-финикийско-халдейская или древнесемитская, китайская, индийская, иранская, еврейская, греческая, римская, новосемитская или аравийская, германо-романская или европейская.

Используя биологические аналогии, Данилевский считал, что каждый культурно-исторический тип рождается, достигает расцвета и затем умирает либо естественной смертью, либо под натиском более сильных и молодых сообществ. Жизненный цикл составляет примерно 1500 лет.

Данилевский считает, что большинство цивилизаций являются созидательными не во всех, а только в нескольких областях деятельности. Так, греческая цивилизация достигла непревзойденных высот в эстетической области, семитская - в религиозной, римская - в области права и политической организации. Европейская цивилизация оказалась двусоставной, т.е. творческой в двух областях: политической и научной, при этом Европа уже вступила в период упадка, в то время как славянская цивилизация входит в период расцвета своих творческих сил и будет трех - или даже четырехсоставной (творческой в религиозной, научной, политико-экономической и эстетической областях).

Традиционной для славянофильства идеи о самобытности России, Данилевский придает принципиальное, исключительное значения. Она является не только краеугольным камнем его концепции, но и основой для политически-конкретных рекомендаций (в частности, образование союза всех славянских государств, уничтожение Австро-Венгрии и Турции, образование столицы «всеславянского мира» в Царь-Граде и пр.). Несмотря на очень многие шовинистические выпады, «наивный биологизм», концепция культурно-исторических типов имеет для культурологии непреходящее значение, входя в число базовых, фундаментальных постулатов дисциплины.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: