double arrow

Теория локальных цивилизаций А. Тойнби

Английскому историку и социологу А. Тойнби (1899-1975) удалось сгладить слабые места «шпенглеровско-данилевского» подхода. Всемирную известность ему принесло 12-томное исследование «Постижение истории» (издавалось с 1934 по 1961 гг.). По мнению А. Тойнби, человечество представлено в виде совокупности отдельных дискретных единиц, социальных организаций - локальных цивилизаций, а исторический процесс - круговорот таких образований.

Цивилизации уподобляются биологическим видам, обитающим в пределах определенного пространства и в определенное время. Каждая цивилизация привязывается к географическим условиям, которые играют существенную роль в создании ее своеобразия. А. Тойнби уверен, что каждая цивилизация проделывает свой, только ей свойственный путь: некоторые погибают, не успев достигнуть апогея, другие возникнув останавливаются в развитии, застывая в монотонном повторении одного и того же, третьи в кульминационный момент мгновенно рушатся.

Таких локальных цивилизаций, связанных и несвязанных друг с другом, он насчитал 21, позднее - 26: западную, две православно-христианские (в России и Византии), иранскую, арабскую, индуистскую, две дальневосточные, эллинскую (греко-римскую), сирийскую (цивилизация семитских народов древнего Ближнего Востока), индийскую (древнейшую цивилизацию долины Инда), синическую (древнейшую китайскую), минойскую, шумерскую, хеттскую, вавилонскую, андскую, мексиканскую, юкатанскую, майя, египетскую. Пять цивилизаций называет застывшими - полинизийскую, эскимосскую, кочевую, оттоманскую, спартанскую.

Генезис цивилизации, считает А. Тойнби, нельзя объяснить ни расовым фактором, ни географической средой. Она возникает в результате специфической комбинации двух условий: наличия в данном обществе творческого меньшинства и среды, которая не слишком благоприятна, однако и не очень враждебна. Механизм рождения цивилизаций сформулирован как взаимодействие «Вызова-и-Ответа». Это центральная категория в культурологической концепции А. Тойнби. Любое общественное образование постоянно сталкивается с «вызовом»: возникает ситуация, когда внешние обстоятельства начинают угрожать существованию культуры.

«Вызов» - это своеобразное вопрошание Божественного Провидения к человеку. Поэтому «вызов» каждый раз приобретает различную форму. Это могут быть как неблагоприятные природные изменения (заболачивание или иссушение почв, землетрясения и ураганы и пр.), так и враждебность других народов (наступление варварских племен, экспансия соседних государств, насильственная депортация и пр.). «Вызовы» со стороны среды необходимы: они стимулируют творческое развитие, будят жизненную активность. Общества, долгое время находящиеся в благоприятных условиях, пребывают в прозябании, прогресс их затормаживается.

На «Вызов» должен последовать ответ. Он должен быть адекватен ситуации и положительно разрешать проблемы, которые время ставит перед культурой: либо переход к новой хозяйственной модели, изменение места жительства, создание оросительных систем, интенсивное формирование определенного сословия (напр. воинского), создание новой религии, развитие техники и пр. Если «Вызов» не получает «Ответа» или он неадекватен ситуации, то «Вызов» повторяется вновь и вновь. Неспособность той или иной цивилизации найти «Ответ» и предложить положительное решение порождает общественные деформации и аномалии, которые копятся и приводят в конце концов к «надлому», а затем к упадку и исчезновению.

Важная проблема исследования - как и почему цивилизации надламываются и даже распадаются? Из 26 цивилизаций 16 мертвы, остальные, в большей или меньшей степени, под угрозой уничтожения или ассимиляции западной цивилизацией. Природу надлома цивилизаций Тойнби объясняет причинами: упадком творческих сил меньшинства, ответным ослаблением мимезиса (добровольного подражания) со стороны большинства, и в результате - утратой социального единства в обществе.

Фазу упадка Тойнби делит на подфазы:

1) надлом цивилизации;

2) ее разложение и

3) ее исчезновение.

Надлом и исчезновение часто разделены веками, даже тысячелетиями. Вводит понятие «окаменевшей» цивилизации. А. Тойнби отвергает фатальную неизбежность конца. В период «надлома» выходом из критического положения может стать «трансфигурация» (духовная перестройка), которая должна дать импульс творческим актам.

В последних томах работы «Постижение истории» А. Тойнби вводит в свою систему некую иерархическую схему, все цивилизации делит на три поколения. Первое - примитивные бесписьменные культуры. Они многочисленны и живут недолго, отличаются отсутствием развитой системы специализаций и приспособлены к конкретным условиям среды обитания. Творческие импульсы в них гасятся ориентацией на продуцирование прошлого опыта. В таких культурах приоритетность отдается обычаю, поэтому они не могут дать адекватных «Ответов» на новые «Вызовы» и гибнут, если не сливаются в более мощную цивилизацию второго поколения.

В цивилизациях второго поколения приоритет получает творческая личность. В них присутствует разделение труда, товарный обмен, рынок, возникают большие города, утверждается сложная система рангов и статусов, формируется разветвленная правовая система. Очагов цивилизации второго поколения А. Тойнби насчитывает четыре: египетско-шумерская, минойская, китайская и южноамериканская.

И, наконец, третье поколение цивилизаций складывается на основе церквей. «Универсальное государство» второго поколения порождает «универсальную церковь», которая становится «куколкой» (зародышем) цивилизации третьего поколения. Вершиной земного прогресса, по мнению А. Тойнби, могло бы стать «вселенское государство» на основе «вселенской церкви». Рост цивилизаций состоит, по Тойнби, в прогрессивном внутреннем самоопределении или самовыражении, или переходе от грубых форм религии к более возвышенным и сложным формам религиозного сознания и культуры.

«Осевое время» К. Ясперса

В отличие от теории культурных циклов и локальных цивилизаций, немецкий философ Карл Ясперс (1883-1969) в работе «Истоки истории и ее цель» (1978) считает, что человечество имеет единые истоки и единый путь развития, делит исторический процесс на четыре периода - доистория, древние культуры, период «осевого времени» и технический век.

Прометеевская эпоха составляет, согласно Ясперсу, доисторию человечества, собственно история началась лишь около 5000 г. до н. э. В доисторическую эпоху происходило «становление основных свойств человеческого бытия»: использование огня и орудий, появление речи, способы человека насилия над самим собой (например, табу), образование групп и сообществ, жизнь, формируемая мифами.

Второй период - «великие исторические культуры древности». Они возникли почти одновременно в трех областях земного шара: шумеро-вавилонская и египетская культуры и эгейский мир с 4000 г. до н. э.; доарийская культура долины Инда 3 тысячелетия (связанная с Шумером); архаический мир Китая 2 тысячелетия до н. э. Характерные черты этих культур - наличие письменности и «специфической технической рационализации».

Третий период - «осевое время». «Эту ось мировой истории следует отнести ко времени около 500 лет до н. э. Самый резкий поворот, считает К. Ясперс, произошел между 800 и 200 гг. до н. э. Появился человек такого типа, какой сохранился и по сей день. Духовное основоположение человечества происходило одновременно и независимо в разных регионах Земли. В Китае жил Конфуций и Лао-цзы, возникли все направления китайской философии. В Индии возникли Упанишады, жил Будда. В Иране Заратустра говорил о мире, где идет борьба со злом. В Палестине выступали пророки - Илия, Исайя, Иеремия. В Греции - это время Гомера, философия Парменида, Гераклита, Платона, Фукидида и Архимеда. «В эту эпоху были разработаны основные категории, которыми мы мыслим по сей день, заложены основы мировых религий, и сегодня определяющих жизнь людей. Во всех направлениях совершался переход к универсальности».

Осевое время, по Ясперсу, знаменует исчезновение великих культур древности, существовавших тысячелетиями. Народы, не воспринявшие идей осевого периода, остаются на уровне природного существования, их жизнь неисторична. В осевое время происходит становление истории человечества, а до этого были лишь локальные истории.

Техническая эпоха по своей значимости соответствует прометеевской. Если в доисторическое время эпоха характеризовалась возникновением речи, орудий труда, умением пользоваться огнем, то современной научно-технической эпохе свойственны аналогичные процессы, только на более высоком уровне: создание принципиально новых информационных технологий, открытие новых источников энергии. Эта эпоха подготавливает возникновение в будущем великих культур, которые заложат основы для второго «осевого времени». Описывая историко-культурный процесс, Ясперс представляет его в виде «двух дыханий»: первое от прометеевской эпохи через великие культуры древности к осевому времени, второе с эпохи науки и техники к новому, еще далекому и невидимому второму осевому времени, к подлинному становлению человека.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: