Аполлоническое и дионисическое начало

В концепции Ф.Ницше

Мощное влияние на современную теорию культуры оказала философия Фридриха Ницше (1844-1900). В книге «Рождение трагедии из духа музыки» (1872) Ницше формулирует фундаментальную для европейской культуры оппозицию аполлонического и дионисического начал, как борьбу и примирение двух пониманий мира, появляющимися из хаоса жизни. Аполлон - выражение покоя и порядка, полное чувство меры, самоограничение, свобода от диких порывов, принцип индивидуализма, иллюзорно-оптимистическое и рациональное начало; Дионис - начало иррациональное, безмерное буйство, нарушение всякой меры, взрывчатое буйство, нарушение покоя, неудовлетворенность, уничтожение всякой индивидуальности через мистическое единство, трагико-героическое начало. Эти начала прорываются из самой природы. Человек в концепции Ф. Ницше - только «подражатель» и проводник имеющихся в природе сил. Все многообразие культурных феноменов Ницше сводит к двум типам, противоположным по природе своего рождения (сон и опьянение).

Многовековое господство философии, христианства и науки ввергло европейскую культуру в состояние глубокого кризиса. Как реакция возникает «европейский нигилизм». Ницше также вводит концепции «смерти Бога», «переоценки всех ценностей», «сверхчеловека» в круг проблем философии культуры. Все процессы, происходящие в мире, все явления природного и психологического характера Ницше рассматривает как различные проявления «воли к могуществу».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: