Типология и периодизация культуры

Культурология представляет собой научную дисциплину, которая стремится понять и объяснить культуру как таковую во всем многообразии ее развития в пространстве и времени. Однако сразу, целиком исследовать культуру невозможно. Можно изучать ее определенные эпохи или локальные проявления. Для этого необходимо хотя бы предварительно решить вопрос о типологии и периодизации культуры, о том, какие культуры существовали в истории человечества и какие периоды они прошли в своем развитии.

Типология культуры – метод научного познания, в основе которого лежит расчленение социокультурных систем и объектов и их группировка с помощью обобщенной идеализированной модели или типа.

Прерогативой исследователя является выбор основания для типологии, причем таких оснований может быть несколько. Сами исследовательские задачи диктуют необходимый набор показателей, которые и выступают основанием для той или иной типологии культуры.

Этнографическая типология культур

Одной из исторически первых сформировавшихся классификаций культуры по типам является историко-этнографическая. Что вполне не случайно, если вспомнить, что становление и выделение культурологии как самостоятельной области знания начиналось в лоне этнографии (науки о происхождении и этнической истории народов). Выделяется три важнейшие группы основополагающих критериев (оснований) и соответственно три разновидности этнографических типологических построений.

1) антропологическая типология – главными критериями которой является принадлежность к разным расам. Раса в антропологии – это группа людей, родственная по происхождению, имеющая сходные физические признаки, общие древние и современные территории. Расы 1 порядка, складывающиеся в эпоху верхнего патеолита (40-10 тыс. лет до н.э.), первоначально делились на три основных: европеоидную («белую»), экваториальную (негроавстралоидную «черную»), монголоидную («желтую»). В настоящее время также выделяется из монголоидной – американоидная, а из экваториальной – австралоидная.

2) хозяйственно-бытовая типология – главным объединяющим признаком которой выступает единый тип хозйства. Различают присваивающий хозяйственно-культурный тип, основанный на ручном земледелии и скотоводстве и хозяйственно-культурный тип, основанный на пашенном земледелии.

3) этнолингвистическая типология - – главным объединяющим признаком которой выступает общность языка, как способа выражения мысли и общения. Сегодня насчитывается три тысячи языков, из которых описано 2796 и которые сгруппированны лингвистами в 13 языковых семей: индо-европейская, семито-хамитская, тибето-китайская, урало-алтайская, кавказская, мон-кхмерская, чжуан-дунская, малайе-полинезийская, дравидская, бантусская, палеоазиатская, эскимосо-алеутская, койсанская. Современное языкознание, изучающее язык во всех его аспектах, как яркий феномен культуры, предлагает две классификации: морфологическую и генеалогическую

Само понятие «типология» (или «классификация») каких-либо явлений отражает стремление исследователя упорядочить свои представления об изучаемых объектах, систематизировав их по какому-то единому основанию, признаку. В принципе, подобных оснований для типологизации может быть несчетное множество, и ученый выбирает тот признак, изучение которого в наибольшей мере раскрывает интересующие его черты и свойства объектов.

Концепция «идеальных типов» М. Вебера

Немецким социологом, историком и экономистом Максом Вебером (1864-1920) были предложены абстрактные, идеальные типы, представляющие собой некое упращение, образ-схему, а не объективно существующую (существовавшую) социокультурную реальность, поскольку они не имеют прямого аналога в реальной истории культуры. Идеальная типизация позволяла упорядочивать эмпирический материал.

Идеальный тип – это теоретическая конструкция, полученная в результате акцентирования, усиления, логического связывания феноменов, встречающихся в различные эпохи в разных культурах.

М.Вебер различает три «чистых» типа господства. Рациональному типу господства соответствует правовой тип государства, где осуществляется подчинение закону, а не авторитету. Традиционный тип господства основывается на святости существующих обычаев и традиций. Ему соответствует патриархальная общность, во главе которой стоит господин. Остальные являются подчиненными и слугами. Третий тип господства - «харизматический» («харизма» в переводе с греческого означает «дар»). Харизма – это определенные качества личности (приобретенные или врожденные), позволяющие вдохновлять людей и увлекать за собой. По Веберу харизмой обладают и основатели мировых религий (Будда, Иисус, Мухаммад), и великие полководцы (Александр Македонский, Навуходоносор, Цезарь, Тамерлан, Наполеон), и выдающиеся политики (Авраам Линкольн, Петр Великий, В.И. Ленин).

Вебер считал, что, несмотря на заведомую утопичность мыслительных конструкций, образующих идеальные типы, они представляют собой важнейшие научные абстракции, делающие возможным изучение множества явлений культуры на количественной основе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: