Испанский философ Хосе Ортега-и-Гассет (1883-1955) предложил классифицировать культуры по технологическим основаниям. В работе «Человек – Техник» он обосновывает три основных периода технологической эволюции: «технология случая», «технология мастерового», «технология техника».
Первый период – примитивная технология архаического человека. Первобытный человек неотдает себе отчета в существовании технологии как таковой, все изобретения делаются случайно. Технические действия единичны, слиты с его природными действиями. Простые и примитивные технические действия присущи всем без исключения членам общины, каждый зажигает огонь, делает лук, стрелы и т.п. Единственное различие в том, что женщины пользуются одними технологиями, а мужчины – другими. Открытия того времени не были результатом заранее обдуманного и преднамеренного поиска. Случайные манипуляции с природными объектами неожиданно приводили к новому полезному изобретению. Такие новшества вызывали волшебный благоговейный трепет.
|
|
Второй период – это технология Греции, Рима и Средневековья. Набор технических действий значительно возрос. Человек не осознает существование технологии, но знает, что есть ремесленники, совершающие определенные неприродные действия, которыми не владеют другие люди. В период «технологии мастерового» каждый знает, что пошив обуви – это умение, которым обладают конкретные люди. Пошив обуви уже признается исключительно человеческим, а не природным свойством, но на это свойство смотрят как на подарок, преподнесенный раз и навсегда. Мастеровой руководствуется нормой, преклоняется перед традицией, он закрыт для инноваций. Некоторые усовершенствования осуществляются в поцессе непрерывных, а потому незаметных изменений в ремесле. Орудия играют роль лишь дополнения к человеку.
В период «технологии техника» на первый план выходит машина, причем не машина служит человеку, а человек обслуживает машину. Работая автономно, машина, наконец, дает понять, что технология – это функция, отдельная и независимая от человеческой природы. Технология заключает в себе два момента: создание плана действий и реализация этого плана. В «технологии мастерового» эти моменты слиты в одном лице ремесленника; «технология техника» подразумевает разъединение этих составляющих и олицетворение их инженером и рабочим-техником.
Отечественный ученый Ю. М. Лотман (1922-1993) в качестве модели для сравнения выбрал типы коммуникаций и выделил несколько типов культур: бесписьменную, письменную, типографическую (появление печатного станка), культуру новых информационных технологий (радио, телевидение, компьютерные системы).