Второй после языка по важности посредник познания — стандарт. Есть врожденные стандарты, которые регулирует элементарное поведение организмов. Это нормы процессов биологической адаптации и некоторых эмоциональных реакций. И есть стандарты сконструированные при познании. Между врожденным и выработанным могут существовать конфликты!
Мышление приписывает всему объективную ценность, строит иерархию сравнивая объекты. Для этого на каждом шаге используется воображаемая или реальная мерка, норма = стандарт. Любой объект либо совпадает /подходит, либо нет. Про это подробнее в теории конструктов Келли.
У нас есть «объективная система отсчёта» = концепция реальности и сравнительное место объектов в ней. Включая ценность себя, самооценку и каждый понимает справедливость (сколько кому причетается) по разному (хотя все хотят быть справедливыми).
Оптимальное функционирование реализуется тогда, когда индивид достигает посредством своего поведения и врожденных (соответствие биологии индива со средой), и сконструированных (карта и Я-концепция) стандартов. Дает ощущение благополучия и реализации целей.