В отличие от выученной беспомощности («хочу, но не делаю») фундаментальная беспомощность («не знаю чего хочу») первична — невозможность субъекта трансформировать доповеденческое состояние потребности (напряжение) в конкретную реалистичную цель. Трансформируясь в цели, потребность становится «личной». Конечная цель — это моя цель, имеет личную значимость.
Постановка цели и планирование — это потребности когнитивнитивного поиска. С одной стороны, цели — это конкретизация поведенческих потребностей, а, с другой стороны, цели становятся самоконструируемыми критериями, стандартами или нормами, которым нужно следовать, чтобы личность была удовлетворена собой.
Одновременное желание «поменять что-то в среде» и желание «поменять себя». Люди агент и риципиент поведения одновременно. Личностные цели часто накладываются на врожденные нормы (цель «быть здоровым» повышает выносливость тела). Конечная цель всегда является внутренней по отношению к основной мотивационной ориентации, и любая цель всегда может быть использована как внешнее средство для достижения другой цели. Цели внешнего порядка — работа/карьера, учеба, деньги.
|
|
Временная преспектива является пространством мотивации — цель: точка приятжения в будущем. Цели имеют иерархию, последовательность — из некоторых принятых в прошлом решений вытекает приследование цепи подчинёных им целей. Способность достигать подцелей ради отдаленных целей — отличительная черта людей. Характеристика насколько далеко можно загнать в будущее цели.
Моя интерпретация Жозефа Нюттена, ч4
23. Дек, 2010
часть 4 — поведенческий процесс
было 1 и было 2 и было 3, да будет 4