Упражнение 4. Культура и социальная стратификация

Материал для размышления: в XIX веке ученые-гуманитарии чаще всего предпочитали пользоваться терминами «социальный класс» (в духе марксизма), а во второй половине XX века - понятием «социальная группа». Это имело свой смысл. Вот как мог бы интерпретировать капиталистическое предприятие марксист:

  Буржуй (директор)  
  Инженер (интеллигент) Инженер (интеллигент) Инженер (интеллигент)  
  Техник (слуга буржуя) Техник (слуга буржуя) Техник (слуга буржуя) Техник (слуга буржуя) Техник (слуга буржуя)  
Рабочие (их много)
             

Задание 4.1.

Нарисуйте схему типичного западного предприятия второй половины XX века

2 балла.

Задание 4.2.

Как связано развитие субкультур и социальная стратификация в XIX веке и в веке ХХ-м? При ответе обратите внимание на следующие моменты:

• Какие социальные характеристики изменились?

• С какими социальными характеристиками связаны новые культурные границы?

• Какие новые возможности появились у человека в новом обществе?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4 балла

Упражнение 5 (закрепляющее). Терминология.

Материал для размышлений: пора готовиться к экзаменам. Раскроем одну тайну: самый простой способ «срезать» студента на экзамене - задать ему один и тот же вопрос, но пользуясь разными словами. Обычно человек тут же теряется. Чтобы этого не произошло, потренируемся.

Задание.

Ниже приведены часто употребляемые нами термины и терминологические выражения. Найдите и выпишите пары соответствий, в которых одно выражение могло бы заменить другое.

  Социальная группа   Процесс инсценировки
  Стиль   Маргинальное положение
  Субкультура   Общее ценностно/нормативное поле
  Моностилизм   Репрезентативная культура
  Средний класс   Вариация культуры
  Жизненная форма   Консервативное большинство
  Традиционализм   Фрагмент социальной структуры современного общества

1 балл за каждую правильную пару

Блок 3. Итоги ответов.

  Номер упражнения Сумма
         
мах. кол-во баллов            
Итого: Зачет - 16 баллов; хор.- 20-27 баллов; отл. 28-32 балла.

Семинар 13. Семья, работа, искусство

Изучаемые проблемы: особенности современной культуры.

Блок 1. Домашнее задание.

1. Изучить литературу:

1.1. Лейбович О.Л. 10 лекций по культурологии. Пермь. 1999.

1.2. Ионин Л.Г. Социология культуры. М. Логос. 2000.

1.3.

1.4.

2. Найти и записать определения следующих понятий:

социальные роли, культурные роли, респондент, кич, элитарное искусство, массовое искусство.

3. Выполнить предварительную работу по упражнению 1.

Блок 2. Упражнения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: