Материал для размышления: в XIX веке ученые-гуманитарии чаще всего предпочитали пользоваться терминами «социальный класс» (в духе марксизма), а во второй половине XX века - понятием «социальная группа». Это имело свой смысл. Вот как мог бы интерпретировать капиталистическое предприятие марксист:
Буржуй (директор) | ||||||
Инженер (интеллигент) | Инженер (интеллигент) | Инженер (интеллигент) | ||||
Техник (слуга буржуя) | Техник (слуга буржуя) | Техник (слуга буржуя) | Техник (слуга буржуя) | Техник (слуга буржуя) | ||
Рабочие (их много) | ||||||
Задание 4.1.
Нарисуйте схему типичного западного предприятия второй половины XX века
2 балла.
Задание 4.2.
Как связано развитие субкультур и социальная стратификация в XIX веке и в веке ХХ-м? При ответе обратите внимание на следующие моменты:
• Какие социальные характеристики изменились?
• С какими социальными характеристиками связаны новые культурные границы?
• Какие новые возможности появились у человека в новом обществе?
|
|
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4 балла
Упражнение 5 (закрепляющее). Терминология.
Материал для размышлений: пора готовиться к экзаменам. Раскроем одну тайну: самый простой способ «срезать» студента на экзамене - задать ему один и тот же вопрос, но пользуясь разными словами. Обычно человек тут же теряется. Чтобы этого не произошло, потренируемся.
Задание.
Ниже приведены часто употребляемые нами термины и терминологические выражения. Найдите и выпишите пары соответствий, в которых одно выражение могло бы заменить другое.
Социальная группа | Процесс инсценировки | ||
Стиль | Маргинальное положение | ||
Субкультура | Общее ценностно/нормативное поле | ||
Моностилизм | Репрезентативная культура | ||
Средний класс | Вариация культуры | ||
Жизненная форма | Консервативное большинство | ||
Традиционализм | Фрагмент социальной структуры современного общества |
1 балл за каждую правильную пару
Блок 3. Итоги ответов.
Номер упражнения | Сумма | |||||
мах. кол-во баллов | ||||||
Итого: | Зачет - 16 баллов; хор.- 20-27 баллов; отл. 28-32 балла. |
Семинар 13. Семья, работа, искусство
Изучаемые проблемы: особенности современной культуры.
Блок 1. Домашнее задание.
1. Изучить литературу:
|
|
1.1. Лейбович О.Л. 10 лекций по культурологии. Пермь. 1999.
1.2. Ионин Л.Г. Социология культуры. М. Логос. 2000.
1.3.
1.4.
2. Найти и записать определения следующих понятий:
социальные роли, культурные роли, респондент, кич, элитарное искусство, массовое искусство.
3. Выполнить предварительную работу по упражнению 1.
Блок 2. Упражнения.