Материал для размышления: семья, как социальный институт, стала источником формирования многих социальных институтов. Точнее, функции многих современных социокультурных институтов ранее принадлежали семье. По мере выделения их в самостоятельные формы организации общества менялись и функции семьи.
Задание 2.1.
Заполните схему, заполнив по возможности пропущенные ячейки.
Семья (архаическая и традиционная) | ||||
Ее функции: | ||||
Передает нормы поведения детям и дает профессию | Защищает от посягательств со стороны | Выступает производственной единицей | Регулирует поведение своих членов | Регламентирует сексуальные отношения |
Каким институтам свойственны эти функции в современном обществе: | ||||
? | ? | ? | ? | ? |
Присущи ли эти функции современной семье? (указать – «да», «нет», «частично») | ||||
? | ? | ? | ? | ? |
По 1 баллу за каждый правильный ответ (всего 12 баллов)
Задание 2.2.
А теперь, на основании составленной схемы, ответьте на простой вопрос: почему конфликт «отцов и детей» свойственен скорее современному обществу, чем традиционному?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6 баллов
Упражнение 3. Парадокс бунтарского искусства.
Материал для размышления: всякий, кто интересуется историей рока, знаком с этим парадоксом 60-70-х гг. На Западе многие музыкальные рок-группы в этот период получили широкую известность благодаря бунтарской направленности своих песен. Они обличали буржуазность общества, страсть к накопительству, ханжескую мораль. И чем лучше, талантливее они это делали, тем быстрее они становились буржуазными и богатыми.
Этот парадокс – частный случай более широкого явления трансформации элитарного искусства в массовое. Сегодня этот стиль новый, «продвинутый», непонятный большинству, а завтра он становится кичем и общим местом.
Задание.
Объясните эти парадоксы, пользуясь предложенной схемой.
Посылка: | Вывод: |
Появляется молодой, талантливый артист, обличающий общество | Его искусство массово или элитарно? |
Элитарное поведение престижно | Как его воспринимает средний класс? |
Существует шоу-бизнес | Какова цель любого бизнесмена? |
Творчество артиста через некоторое время становится общепризнанным | Как на это реагирует элита? |
По 2 балла за каждый правильный ответ.