double arrow

Газетные жанры

Чистота газетного жанра невозможна, однако традиционно выделяются: 1) информационные жанры (заметка, отчет, интервью, репортаж, корреспонденция, статья, комментарий, обозрение, рецензия, обзор печати, письмо, новость) и 2) публицистические жанры: художественно-публицистические (очерк, фельетон, памфлет, зарисовка) и научно-публицистические (эссе). В основе информационных жанров – факт, публицистических – проблема, тема, явление, процесс. Основные свойства информационных жанров – информационный повод, «эффект присутствия», оперативность, завершенность события, одноактность, единичность, объективность, «новость сегодня». Для публицистических жанров характерны масштабность и глубина анализа проблемы и многосторонность аргументации.

Задание 4. Определите способы выражения оценок в текстах в одном из номеров СМК. Какие способы выражения оценок наиболее частотны. Почему?

 
 


ДЛЯ СПРАВОК: Виды и способы выражения оценки

Типология оценок. Выделяется оценка эмоциональная – непосредственная реакция (Ах! Порпазительно! Негодяй!) и рациональная – оценочное суждение на основе социальных стереотипов (Я считаю, что это хорошо) [9].

Для жанра научной рецензии характерны следующие типы оценок[10]: 1) общая аксиологическая оценка (хороший уровень, блестящая идея, хороший образец); 2) ментальная оценка, включающая психолого-интеллектуальную (важный вклад, основополагающий метод, серьезная попытка) и эмоционально-интеллектуальную (остороумная идея, тонкий анализ, рациональный подход) оценки; 3) практическая оценка на основе нормы, стандарта, традиции, актуальности, эффективности и пр. (идеальная классификация, академический труд, своевременная постановка проблемы); 4) эмоциональная оценка, обозначающая различные психологические реакции и состояния (сильное впечатление, неожиданные выводы, поразительные результаты).

Можно говорить также о прямой (открытой, непосредственной) и косвенной, опосредованной (через отбор фактов и их качественную характеристику) оценке.

Основные способы выражения прямой оценки: 1) инвектива (хам, полудурок); 2) cлова и выражения, обозначающие антиобщественную, социально осуждаемую деятельность (мошенник, жулик, проститутка); 3) слова с ярко выраженной негативной оценкой, обозначающие социально осуждаемую деятельность или позицию характеризуемого (расист, двурушник, предатель); 4) «навешивание ярлыков» (сталинист Зюганов, нацист Лимонов); 5) названия некоторых профессий, употребляемые в переносном значении (палач, мясник); 6) зоосемантические метафоры, подчеркивающие какие-либо отрицательные свойства человека (свинья, осел, корова, овца, козел, баран); 7) глаголы с осуждающим значением или прямой негативной оценкой (воровать, хапнуть, шабашить); 8) слова, содержащие экспрессивную негативную оценку человека, без отношения к указанию на конкретную деятельность или позицию (негодяй, мерзавец, хам); 9) эвфемизмы, сохраняющие негативно-оценочный характер (женщина легкого поведения, интердевочка); 10) негативно-оценочные каламбурные образования (коммуняки, дерьмократы, прихватизация, оборотни в погонах).

Основные способы выражения косвенной оценки: 1) «двойной стандарт» («готтентотская мораль»), когда одни и те же поступки «своих» и «чужих» оцениваются исходя из различных стандартов (полевые командиры, борцы за свободу и независимость, бандформирования и пр. – об участниках чеченских событий; монетизация льгот и обдираловка пенсионеров); 2) кавычки («демократы», «свобода», «волеизъявление» народа); 3) оценочные суффиксы (скромненькие свидетели, слабенькая концепция); 4) ирония (Господа, соблаговолите откушать. На первое селедка на газетке, на десерт - капаточек); 5) самодискредитация цитирование нелепых фраз и выражений говорящего (У меня всегда одна мечта – в койку (Б. Немцов); Неужели Филипп Киркоров покупает тексты так дешево, за 500 долларов? Если так дешево, то я не буду писать песни для Филиппа Киркорова (М. Швыдкой); 6) вырывание цитаты из контекста: выборочное цитирование говорящего, искажающее основной смысл высказывания; 7) упоминание физических недостатков (У Ельцина пальцев на руке не хватит, чтобы сосчитать все проблемы; Блестящая голова Горбачева – залог нашего процветания); 8) аббревиатуры (ЕБН – Ельцин, ВВП – Путин, БГ – Гребенщиков, БАБ - Березовский) и сокращения (Жирик – Жириновский, Гроб – объединение группы депутатов «Гражданское общество»).

Задание 5. Рассмотрите рекламные тексты с точки зрения классических газетных жанров (заметка, обзор, отчет, репортаж, статья, очерк, рецензия, фельетон, эссе, интервью), учитывая структуру, функции, тематику, композицию, язык и виды. Определите специфику рекламного текста по отношению к традиционным газетным жанрам.

Задание 6. Определите стилистическую специфику данного текста. Определите способы выражения авторской оценки. Проанализируйте структуру данного текста.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: