Язык СМК: понятие, функции, разновидности, жанры. Роль СМК в формировании стилистических вкусов и языковых норм. Язык современных СМК – «факт цивилизации» (А. Мейе), а не лингвистическое явление. Язык современных средств массовой информации. Языковые стереотипы: штампы и клише. Универсализация значений (результат использования слова безотносительно контекста) и серийное упорядочение (своеобразная системность газетной фразеологии) в политическом дискурсе как стереотипы-аномалии. Трансформация значений (сдвиг в семантической структуре, накопление новых сем) и максимальная открытость современного газетного узуса. Двойной стилистический стандарт, семантическая подвижность, большая семантическая адекватность языковых стереотипов современной газеты. Цитация и квазицитация в языке современной газеты. Роль СМК в формировании стилистических вкусов и языковых норм.
Публицистический стиль как разновидность русского литературного языка. Место публицистического стиля в системе стилей литературного языка. Основные функции публицистического стиля. Разновидности публицистического стиля и его жанры. Конструктивный принцип публицистического стиля (сочетание стандарта и экспрессии, логического и образного, оценочного и нейтрального). Языковые особенности публицистического стиля: употребление оценочной публицистической лексики и фразеологии, активное использование новых слов и выражений. Специфика синтаксиса (анафора, эпифора, антитеза, градация, параллелизм, «разговорность»). Метафоричность публицистического стиля. Способы выражения экспрессии в публицистическом стиле.
|
|
Стилистика электронных СМК. Языковая стилистика TV и радио. Специфика общения в чатах. Функции общения в чатах (коммуникативная, игровая, катарсическая). Графический текст как основа общения. «Возрождение» эпистолярного жанра. Монолог, диалог, полилог в чатах. Отсутствие паралингвистических средств как снижение надежности речевого общения. «Смайлики» как суррогат невербалики. Бедность эмоциональной палитры и коннотативных средств. Образ автора в чатах. Речевая маска и мистификация в чатах. Проблема инвективы. Специфика ключевых слов в чатах.
Стилистика печатных СМК. Стилистика газетных жанров. Типы информации и газетные жанры. Информационное поле и информационная норма. Виды запретов. Аргументация в газетных жанрах. Достоверность / недостоверность информации. Виды отступлений от информационной нормы. «Субъективное» и «объективное» в газетном дискурсе. Понятие о стилистике газетных жанров. Использование различных видов чужой речи, определяющих речевую структуру жанра. Взаимодействие авторской и чужой речи. Образ автора и его речевое воплощение в газетных жанрах. Авторизация и чрезмерный субъективизм современных СМК. Виды оценок и способы их выражения. Оценка и информационная норма. Газетные жанры. Заметка, обзор, отчет, репортаж, статья, очерк, рецензия, фельетон, эссе: структура, функции, тематика, композиция, язык. Виды интервью. «Речевой портрет» в интервью. Монолог, диалог, полилог в интервью. Условия успешной беседы и причины коммуникативных неудач.
|
|
Стилистика рекламы. Стилистика рекламы как научная и прикладная дисциплина. Разновидности и жанры рекламы. Жанры газетного дискурса в рекламе (заметка, статья, корреспонденция, репортаж, отчет, рецензия, консультация, рассказ). Элементы научного стиля в рекламе (листовки, проспекты, памятки, альбомы). Черты разговорного стиля в современной рекламе. Ассоциации в рекламе: русское языковое мышление. Влияние стилистического фактора на восприятие рекламы. Языковые и стилистические проблемы современной рекламы. Национальная специфика стилистики рекламы.
ДЛЯ СПРАВОК: Традиционные газетные жанры
Заметка – сообщение о факте, как правило, общественно значимом; факт сжато выраженный или детализированный; надежный источник информации; актуальность для сегодняшнего дня.
Интервью – раскрытие темы на основе беседы с авторитетным лицом с целью получения новой (часто эксклюзивной) информации, «портретирования» человека или обсуждения общественно значимых тем; наличие суждения, оценки, комментария, прогноза; виды интервью: сообщение, диалог, опрос, мнение, беседа, прямая линия, размышление, спор.
Корреспонденция – сообщение о факте (событии) и его анализ, как правило, анализ опыта.
Очерк – авторское документальное (слабая авторская позиция) и художественно-публицистическое (автор как наблюдатель или участник); истолкование реальных событий и фактов; не имеет тематических ограничений, полистилизм, явная авторская позиция; виды очерка: путевой, судебный, социологический, очерк-портрет, очерк нравов.
Памфлет – критика «на уничтожение»; конкретный объект; сарказм;афористичность, риторичность, экспрессия.
Репортаж – одно событие, которое только что произошло или будет происходить (где, что, как, в какой последовательности); предварительное изучение материала для дальнейшего анализа, размышлений, выводов; группа фактов при единстве события / темы и сравнительный анализ (количественный и качественный) события; выход за пределы события при обобщении на основе мнений; автор – свидетель или участник событий; сюжетность, оперативность, динамизм, эмоциональность; авторская оценка и восприятие события.
Рецензия – идейно-политическая, научная, эстетическая оценка произведений литературы, искусства, науки; соотнесения объекта изучения с непосредственной действительностью; включение объекта изучения в общий контекст науки, искусства, литературы.
Статья – проблемная статья: изложение сути проблемы (не поверхностное наблюдение, а накопление, изучение и систематизация фактов), доказательство необходимости решения, выводы на основе анализа фактов, теоретических посылок и обобщения данных, показ реальных путей решения проблемы.
Фельетон – движение от единичного к общему; публицистичность (актуальность, злободневность);художественность (типизация, художественные образы); сатира (оценка и осмеяние); комизм (гипербола, гротеск, фарс); стилевой контраст (разностилевая лексика; смена позитива / негатива, информативности / оценочности); форма сказа (от 1-го лица), сказового повествования (от 3-го лица), стилизованного повествования (речевая маска) или точка зрения автора как участника или наблюдателя и комментатора.
|
|
Эссе – индивидуальные суждения и оценка темы; размышление не претендует на решение проблемы; эмоциональность, образность, обширное цитирование, афористичность определений и оценок, установка на разговорность; виды эссе: философское, историческое, литературно-критическое, нравственно-психологическое, историко-биографическое.
Список литературы
1. Ампилов В. Современный газетный очерк. – Минск, 1992.
2. Анисимова Е. Е. Коммуникативно-прагматическая характеристика типа текста «политический плакат» // ФН. 1991. – №3.
3. Антонов В. И. Информационные жанры газетной публицистики. – Саранск, 1996.
4. Аргументация в публицистическом тексте. – Свердловск, 1992.
5. Баранов А. Н., Казакевич Е. Г. Парламентские дебаты: Традиции и новации. – М., 1991.
6. Беззубов А.Н., Бойкова Н.Г., Коньков В.И. Публицистический стиль: Учебное пособие.– СПб., 1999.
7. Безменова Н. А. Теория и практика риторики массовой коммуникации. – М., 1989.
8. Бекасов Д. Г. Корреспонденция, статья, как газетные жанры. – М., 1977.
9. Бернштейн С. Н. Язык радио. – М., 1977.
10. Боневоленская Т. А. Проблемы современного публицистического жанра.– М., 1989.
11. Брагина А. А., Вомперский В. П. О телевизионной речи. // ФН. 1978. – №2.
12. Васильева А. Н. Газетно-публицистический стиль речи. – М., 1982.
13. Волков А. А. Основы русской риторики. – М., 1996.
14. Ворошилов В. В. Журналистика. – СПб., 2000.
15. Вьюник В. А., Тишунин В.Н. Информация как газетный жанр. – М., 1999.
16. Голанова Е. И. О современном публичном диалоге // Стилистика. Поэтика. Язык и культура. Памяти Т.Г. Винокур. – М., 1996.
17. Гуревич С. М. Номер газеты. – М., 2002.
18. Емелин В. А. Гипертекст и постгутенберговая эра // http://emeline.narod.ru/hipertext.htm
19. Земская Е. А. Цитация и виды ее трансформации в заголовках современных газет // Стилистика. Поэтика. Язык и культура. Памяти Т. Г. Винокур. – М., 1996.
20. Зильберт Б. А. Социопсихолингвистическое исследование текстов радио, телевидения, газеты. – Саратов, 1986.
21. Зимняя И. А. Оратор и аудитория. – М., 1976.
22. Ковалев В. Н. Диалог на площади: искусство социально-политического общения в массовой аудитории. – М., 1990.
|
|
23. Корконосенко С.Г. Основы теории журналистики. – СПб., 1995.
24. Костомаров В. Г. Языковой вкус эпохи. Из наблюдений над речевой практикой масс-медиа. – М., 1994.
25. Кохтев Н.Н. Реклама: искусство слова. – М., 1997.
26. Кривенко Б. В. Так говорят на телевидении // Русская речь. 1995. – №1.
27. Кузнецов М. М. Виртуальная реальность: взгляд с точки зрения философа // Виртуальная реальность: Философские и психологические аспекты. – М., 1997.
28. Культура парламентской речи. – М., 1994.
29. Лаптева О. А. Слушаем радио и телевидение // Русская речь. 1996. №4.
30. Левинсон А. Заметки по социологии и антропологии рекламы // Новое литературное обозрение. 1996. – №22.
31. Лукина М. Технология интервью – М., 2003.
32. Лысакова И.П. Тип газеты и стиль публикации. – Л., 1989.
33. Мельник Г.С. Mass Media: психологические процессы и эффекты. – СПб, 1996.
34. Михальская А. К. Русский Сократ: Лекции по сравнительно-исторической риторике. – М., 1996.
35. Навозов М. Поговорим о репортаже. – М., 1992.
36. Речевое воздействие в сфере массовой коммуникации. – М., 1990.
37. Роль языка в средствах массовой коммуникации. – М., 1986.
38. Светана С. В. Телевизионная речь. – М., 1976.
39. Серио П. О языке власти: критический анализ // Философия языка: в границах и без границ. – Харьков, 1993.
40. Солганик Г. Я. Лексика газеты. – М., 1981.
41. Солганик Г. Я. Стиль репортажа. – М., 1970.
42. Стилистика газетных жанров / Под ред. Э. Розенталя – М., 1989.
43. Стилистика русского языка: Жанрово-коммуникативный аспект стилистики текста. – М., 1987.
44. Тертычный А. А. Жанры периодической печати. – М., 2002.
45. Шостак М. Интервью. Метод и жанр. – М., 1997.
46. Эко У. От интернета к Гуттенбергу: текст и гипертекст // Интернет. – М., 1998. – №6-7.
47. Эко У. Под Сетью (интервью с Л. Маршаллом) // Искусство кино. –М., 1997. – №9.
48. Язык и стиль средств массовой информации и пропаганды. – М., 1987.
49. Язык современной публицистики. – М., 1988.