Задания для самостоятельной работы. Задание 1. Определите лексические средства, создающие стилистический эффект данного фрагмента текста

Задание 1. Определите лексические средства, создающие стилистический эффект данного фрагмента текста. Проанализируйте функционально-стилевые и стилистические свойства единиц, входящих в синонимические ряды текста. Укажите контекстные синонимы.

О чем бы разговор ни был, он всегда умел поддержать его; шла ли речь о лошадином заводе, он говорил и о лошадином заводе; говорили ли о хороших собаках – и здесь он сообщал дельные замечания; трактовали ли касательно следствия, произведенного казенною палатою, - он показал, что ему небезызвестны и судейские проделки; было ли рассуждение о бильярдной игре – и в бильярдной игре не давал он промаха; говорили ли о добродетели – и о добродетели рассуждал он очень хорошо, даже со слезами на глазах; об выделке горячего вина – и в горячем вине знал он прок; о таможенных надсмотрщиках и чиновниках – и о них судил так, как будто бы сам был и чиновником, и надсмотрщиком(Н.В. Гоголь «Мертвые души»).

Задание 2. Проанализируйте стилистические функции лексики в поэтическом тексте (тема 15 задание 1, 10; тема 18 задание 10, 13; тема 20 задание 2, 5, 7; тема 20 задание 7; тема 21 задание 2; тема 22 задание 3; тема 23 задание 10).

Задание 3. В газетной статье определите стилистические функции лексики и фразеологии, определите их эстетическую функцию (тема 9 задание 6).

Задание 4. Определите частотность функционирования в рекламном тексте активной и пассивной лексики и фразеологии (тема 6 задание 5; тема 7 задание 4; тема 17 задание 4; тема 12 задание 3; тема 13 задание 10; тема 14 задание 1; тема 16 задание 7). Каковы их стилистические функции?

Задание 5. Проследите отражение социально-функционального расслоения лексики в рекламном тексте. Определите стилистическую необходимость употребления данных лексических единиц (тема 6 задание 5; тема 7 задание 4; тема 17 задание 4; тема 12 задание 3; тема 13 задание 10; тема 14 задание 1; тема 16 задание 7).

Задание 6. Проанализируйте предложенные тексты и определите частотность употребления в них старославянизмов. Обоснуйте целесообразность их употребления в каждом тексте (тема 10 задание 1, 3, 4).

 
 


ДЛЯ СПРАВОК: Признаки старославянизмов

Фонетические: 1) неполногласные сочетания ра, ла, ре, ле на месте русского полногласия оро, оло, ере, оло (град – город, глава – голова, брада – борода, брег – берег, млеко - молоко); 2) начальные ра, ла перед согласными в соответствии с русскими ро, ло (равный – ровный, ладья – лодка); 3) сочетание жд и звук щ в соответствии с русскими ж и ч (чуждый - чужой, освещение - свечение); 4) начальный е в соответствии с русским о (единый – один, Есенин - осень); начальное а на месте русского я (агнец, аз).

Словообразовательные: 1) неполногласные приставки пре-, пред-, чрез-, приставки из-, воз-, низ - (излить, возгореться, нисходить); 2) суффиксы - ствие, -знь, -ыня, -чий, -тва, -есн, -ущ-ющ-ащ-ящ (странствие, жизнь, гордыня, кормчий, молитва, братва, горящий, чудесный).

Задание 7. Проанализируйте тексты СМК и определите частотность употребления в них иноязычных слов и заимствований, калек, варваризмов. Обоснуйте целесообразность их употребления в каждом тексте.

ДЛЯ СПРАВОК: Признаки заимствований

1) Начальные а (алхимия, алфавит, атака, ангина), пс (психология, псевдоним), э (эпоха, эпилог), шт (штаб, штраф, штурм);

2) конечное ос, он, ер, ор, инг (космос, термос, бульон, трактор, конвейер);

3) зияние (хаос, аэроплан, гиацинт, дуэт);

4) научная лексика (глобус, тангенс, формула, философия), общественно-политическая (депутат, демократия, приоритет, гуманизм, патриотизм) и экономическая (бюджет, базис, экономика), термины военные (гауптвахта, десант, эскадра), музыкальные и театральные (опера, ария, партер, ансамбль, спектакль, балет, тенор) и др.

Задание 8. Выделите рекламные тексты (тема 12 задание 3; тема 13 задание 10; тема 14 задание 1; тема 16 задание 7), где стилистической доминантой является а) стилистический конфликт; б) макароническая речь; в) лексический повтор.

Задание 9. Филолог В. Шаповал с целью возбудить интерес к литературе у поколения «пепси» «переводит» классические тексты на молодежный сленг. Восстановите фразы в их авторском варианте. Определите семантические различия лексической структуры этих текстов. Как вы относитесь к подобным лингвистическим экспериментам? Достигнут ли эти «переводы» поставленной цели?

1) Слово о полку Игореве, или Телега о тусовке Игоря, сына Святослава, Внука Олега, известного на Арбате как Гарик Вырубала. 2) Мама миа! Рашн чернозем! Дык, уже в натуре за бугром. 3) Ботанику – атас! 4) Петрушка, вечный ты хипарь. В покоцанном клифте. 5) Меньшая – Ольга, дура с фейсом. И ботанка Таня с задвигом на французских романах. Ее маман от них раньше тоже крезу ловила, а как вышла замуж за вояку, так выпала из Системы, уехала на дачу, ушла в бизнес – и зажлобела слегка. 6) Достатый в пень, готов я жать на стоп.

Для справок. Измучась всем, я умереть хочу (Шекспир, 66 сонет); Слово о полку Игореве, Игоря сына Святославля, внука Ольгова; Петрушка, вечно ты в обновке с ободранным локтем (Грибоедов «Горе от ума»); Горе от ума; О, Русская земля, ты уже за холмом! (Слово о полку Игореве).

Задание 10. Определите лексические стилистические приемы в рекламных текстах. Какие приемы являются частотными? Определите удачные и неудачные в лексическом отношении тексты.

[1-10] 1) Семь бед – один ответ (лекарство «Колдрекс»). 2) Ждем гостей со всех волостей (гостиница «Саяны» в Москве). 3) Жизнь стала тошибись! (аппаратура «Toshiba»). 4) Ах, какая дэушка! (автомобили ДЭУ). 5) Жизнь стала тошибись! (аппаратура «Toshiba»). 6) Шоколад «Ritter Sport». Квадратиш. Практиш. Гут. 7) Противостоит признакам усталости. Против несовершенств. Против кругов под глазами. Против тусклости. Против блеска. Тональный крем LOREAL. 8) Лак SALLI HANSEN. Не тускнеет. Не желтеет. Не отслаивается. 9) PUPA – окрашивает и одновременно обрисовывает контур губ простым жестом. 10) Вольному воля, SPAсенному рай.

[11-20] 11) Мяусо (мясо для кошек). 12) Samsung D 520: Без ума от тонкости. 13) Запеченные тени. PUPA. 14) Хорошего драйва на джаз-лихорадке! 15) Все будет «ГУТ» (страховая компания ГУТА). 16) Орбит лайм. Такой же как лайм. 17) Чудесному йогурту – чудесный приз. 18) Заправься и сделай больше (майонез «Заправский»). 19) Даже если нет заначки, стану я владельцем тачки (кредитование авто). 20) Покровский хлеб. Наше упакованное будущее.

[21-30] 21) Косметика Bourjois. Мадмуазель мечтает… 22) Напористый характер (машина для поливки сада). 23) Opel. Заводной характер. 24) Biotherm. Активный уход за кожей на основе природных механизмов. 25) Мобильные вампиры. Билайн. 26) Совершенство фарфора (тональный крем для лица). 27) Головокружительный изгиб, бездонный взгляд, в котором так и хочется утонуть (тушь для ресниц). 28) Колготки «Золотая грация». Мягкое сердце с твердым характером. 29) Марс. Все будет в шоколаде. 30) HP Photosmart. Для потрясающих фотографий и документов.

[31-40] 31) Новопассит. Спокойствие. Только Спокойствие. 32) Колготки «Фаворит» - фаворит среди колготок. 33) Мэри Кей. Мудрая женщина – мудрое решение. 34) MINIмашины для MAXIстирки. 35) UTair. Мы летаем везде, где есть небо. 36) Toyota Camry. Первоклассный бизнес-класс. 37) Toyota Corolla. Твой мир – твоя Corolla. 38) «Русское море». Рыбное избранное. 39) Мицубиси Аутландер. Если Дарвин был прав, другие автомобили просто вымрут… 40) Телевизоры Samsung Plano. Все идет по PLANO!

Задание 11. Найдите стилистические лексические погрешности; отредактируйте высказывания.

[1-10] 1) И произвел он просто «ахтунговое» впечатление. 2) За счет индукции противопоставления качеств моральных и инерции материальных возможностей, можно сделать вывод … 3) Они работали как самые отъявленные специалисты. 4) Отправляясь в очередное путешествие по городу мы руководствовались какими-то далеко идущими планами и намерениями. 5) Женщины слетаются не только на его голос, но и на его красивую внешность. 6) Зажигательная программа, веселье друзей, новогодний эскиз, стильная кухня… Для вас. 7) Данное обстоятельство сыграло решающее значение в сложившейся ситуации. 8) Но, увы, наша команда одержала поражение. 9) Вратарь играет не броско, но эффектно. 10) В здание было вложено 150 тысяч рублей денежных средств.

[11-20] 11) Командировочный прибыл в указанное время. 12) Это был верх парадокса всей ситуации. 13) Предприятия местной пищевой промышленности готовы предоставить вам огромный ассортимент всякой вкуснятины. 14) Весь квинтет победителей сиял радостью. 15) Поздравляю вас с этим событием в вашей биографии. 16) Однако это не стало ударом грома среди зимы: газовики хорошо подготовились. 17) Все органы нашего организма четко зависят от погодных и климатических условий. 18) На сегодняшний день состояние здоровья экс-президента Б. Ельцина просто “зер гут”. 19) Люди влекут постыдное существование в этих домах. 20) Необходимо создать механизм создания эффективного решения проблем ЖКХ.

[21-30] 21) Вместе с хрюшками там мирно сосуществовали и лошади. 22) По поводу снабжения котельной газом ситуацию обрисовал генеральный директор ООО “Пермрегионгаз”. 23) Знакомство с лучшими произведениями русской классики будет способствовать влюбленности молодого поколения в красоту и мощь великого русского языка. 24) Многое изменилось с тех пор в нашем газетном царстве-государстве, но остались на наших “сталинских”, “коммунистических” и “камских” страницах и вечные темы. 25) Отыскать первый номер газеты “Камские зори” под напластованиями многих десятилетий оказалось делом непростым. 26) Управлению образования требуется специалист по информатике, имеющий высшее образование по специальности и опыт преподавательской деятельности. 27) Закатив глаза, Марго билась растрепанной головой в пароксизме страсти. 28) И у него есть фамилия. Вот это его самое слабое место. 29) Это по силам “Зеленой силе” – биологически активным биодобавкам пермского предприятия “Медисорб”. 30) Конечно, лучше меньше, чем ничего, но очень напоминает ситуацию – собираясь в дорогу, залить в бензобак.

[31-40] 31) Ожидая автобуса, ваш корреспондент вспомнил про себя все невербальные слова и выражения. 32) Многие воочию познакомились с интересными уголками земного шара. 33) Предметом изучения являются также восстановительные морфогенезы и гамотогенез морфогенеза прорастания. 34) А в исторической ретроспективы, наоборот, разводы на Чукотке были крайне редкими. 35) У кого есть маленькие, средние или большие уже потомки, те возрадуются занятостью деток, так как появится время для себя любимых. 36) Вокзальный ресторан предлагает обслуживание а-ля-карт и табльдот, но избытка посетителей в нем не наблюдается. 37) Ведь у нас в России принято узаконивать свои смемейные отношения именно по пятницам, ибо это не только начало новой жизни, как было сказано выше, но и неофициальный день шофера, токаря, электрика и простого менеджера и просто долгожданный финал трудовым будням. 38) Футболист явился на матч не атрибутивно. Конечно, такое приветствовать не стоит. 39) Вот, например, как высказался один из ведущих инженеров и специалистов из разных отраслей. 40) Он раскрутил свою харизму по полной программе (Из газет и предвыборных материалов).

       
   
 


ДЛЯ СПРАВОК: Основные лексические погрешности

1. Неправильный выбор слова а) по стилистической характеристике (В результате всем видным политикам пришлось публично определить свое отношение к наезду на президента); б) по стилевой принадлежности (Оперативники выехали на место. Натюрморт действительно не из приятных: простыня в крови, у хозяина из груди торчит нож, в комнате кавардак).

2. Неправильное или неуместное использование иноязычных слов (Хоккеист за инфернальное (инфернальный «адский») выражение был подвержен штрафу; И тут Клинтон устроил харассмент в Овальном кабинете; Спортсмен выполнил упражения с апломбом).

3. Неправильное или неуместное использование канцеляризмов, диалектизмов, поэтизмов, варваризмов, экзотизмов и пр. (Я проживаю на Садовом кольце; Давайте продемонстрируем нашу радость).

4. Неправильное или неуместное использование речевых штампов (В Стране тюльпанов Богдан Титомир оторвался на славу; Идет процесс развития движения за укрепление сотрудничества; Яркая жизнь оборвалась, подобно натянутой струне).

5. Неправильное или неуместное использование терминов и специальной лексики (Пушкин фиксировал свою нелюбовь буквально на все лады; Все это несет определенную функцию).

6. Лексическая и фразеологическая контаминация (уделить значение < уделить внимание + иметь значение; предпринять меры < принять меры + предпринимать действия; молчать как рыба об лед < молчать как рыба + биться как рыба об лед).

7. Нарушение или разрушение ФЕ (Прокурор на голову чище, чем многие; Он приехал в Россию и угадал в точку; Молодость била из него ключом; устойчивого оборота (Давайте говорить правде в глаза; Ни в какие рамки не вяжется).

8. Лексическая избыточность: а) п леоназм – употребление в речи близких по смыслу, а потому излишних слов (Экологи занимаются проблемами окружающей среды; Это аксиома, не требующая доказательст в; В результате – эклектичный набор разностилевых кусков; В вашей группе много прогулов и пропусков);б) тавтология – разновидность плеоназма: повторение однокоренных слов, а также соединение иноязычного и русского слова, дублирующего его значение; «масло масляное» (Памятный сувенир; Прейскурант цен; Стоит, кажется, шагнуть один шаг – и ты уже в другом измерении; О пользе использования Хаггис).

9. Лексическая недостаточность (У них вся концентрация (чего, кого?) вокруг личности президента; Мы намерены идти навстречу (кому, чему? ) и развивать сотрудничество; Меня до глубины (чего, какой?) волнует этот вопрос).

10. Нарушение лексической сочетаемости (Я уже не был в отпуске как проклятый; Инвайт плюс – самая выгодная победа над жаждой; Автор специально акцентирует на деталях внимание читателя).

11. Ассоциации, связанные с табуированным пространством (Эти слова всегда пишут в подъезде и на заборе: Здесь был Вася).

12. Нагромождение синонимов и близких по значению слов (Господа присяжные! Положение подсудимого перед совершением им преступления было поистине адское. Его нельзя не назвать трагическим в высшей степени. Драматизм состояния подсудимого был ужасен: оно было невыносимо, оно было чрезвычайно тяжело и, во всяком случае, по меньшей мере неудобно [18]) и др.

Задание 12. История сохранила такой эпизод словесной полемики между В.И.Далем и поэтом В.А.Жуковским. Даль предложил Жуковскому на выбор две формы выражения одной и той же мысли. Чем отличаются эти варианты? Какой из вариантов выбрал В. А. Жуковский, а какой - В. И. Даль? Аргументируйте свой ответ. Какой из вариантов выбрали бы вы? Почему?

Первый вариант: «Казак седлал лошадь как можно поспешнее, взял товарища своего, у которого не было верховой лошади, к себе на круп и следовал за неприятелем, имея его всегда в виду, чтобы при неблагоприятных обстоятельствах на него напасть».

Второй вариант: “Казак седлал уторопь, посадил бесконного товарища на забедры и следил неприятеля в назерку, чтобы при спопутности на него ударить».

Задание 12. Определите лексико-фразеологические лингво-стилистические приемы, при помощи которых автор создает атмосферу воинского парада.

В этот час был парад; там стояло каре императорской гвардии. За стальною щетиною штыков гренадеров можно было увидеть ряды белоколонных отрядов; золотое, сплошное, лучи отдающее зеркало медленно тронулось к пункту; трепались по воздуху пестрые эскадронные знаки; мелодично взывали серебряные оркестры; там ряд эскадронов – кирасирских, кавалергардских; можно было увидеть и всадников эскадронного ряда – кирасиров, кавалергардов – таких белокурых, огромных, покрытых броней, в белых, гладких, обтянутых панталонах. И в панцирях, в касках, увенчанных то – серебряным голубем, то – двуглавым орлом; гарцевали ряды эскадрона; увенчанный металлическим голубем, на коне заплясал бледноусый барон Омергау; таким же увенчанный голубем гарцевал и граф Авен, – кирасиры, кавалергарды! Из пыли кровавою тучею, опустив низ султаны, на серых своих скакунах пронеслись галопом гусары; алели их ментики; забелели за ними накидки; гудела земля, и вверх лязгнули сабли струей серебра. Как-то вбок пролетело гусарское красное облако: и – очистился плац(А. Белый «Петербург»).

© Задание 13. Создайте микротексты с использованием всех известных вам стилистических приемов лексического уровня.

Задание 14. Определите стилистические особенности лексики в художественном тексте (тема 15 задания 1, 10; тема 18 задания 10, 13; тема 20 задания 2, 5, 7; тема 20 задание 7; тема 21 задание 2; тема 22 задание 3; тема 23 задание 10).

Задание 15. Определите стилистические особенности лексики в фольклорном тексте (тема 12 задание 14; тема 15 задание 11).

Задание 16. Определите лексические особенности в диалектном (тема 3, задание 2 [6]) тексте.

Задание 17. Определите лексические стилистические особенности «разговоров» в одном из Интернет-чатов (тема 8 задание 8).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: