Лекционный курс

1. Конфликтология как наука. Основные понятия конфликтологии. Задачи конфликтологии на современном этапе развития общества. Функции конфликтологии. Методы конфликтологии (методы изучения и оценки личности, методы изучения и оценки групп, методы диагностики и анализа конфликта, методы управления конфликтами).

История возникновения конфликтологии как научного направления. Социологические теории конфликта (Г. Зиммель, Л. Козер, Р. Дарендорф, К.Маркс). Психологические теории конфликта (З. Фрейд, Э. Бернс, К. Юнг). Становление и развитие российской конфликтологии.

2. Понятие «конфликт». Структурные элементы конфликта, их характеристика и анализ (стороны конфликта; предмет конфликта; образы предмета конфликта; мотивы конфликта; позиции конфликтующих сторон). Причины конфликтов (социально-политические и экономические причины, социально-демографические причины, социально-психологические и индивидуально-психологические причины).Типология конфликтов (внутриличностные, межличностные, межгрупповые и международные конфликты; материальные, статусно-ролевые и духовные конфликты; конструктивные и деструктивные конфликты; горизонтальные и вертикальные конфликты; кратковременные, быстротечные и длительные конфликты).

Основные стадии развития конфликта: латентная (предконфликт), открытая, завершающая. Характеристика латентной стадии конфликта. Понятие конфликтной ситуации. Этапы вызревания и варианты решения проблемной ситуации. Открытая стадия (или собственно конфликт), включающая: инцидент-повод, эскалацию конфликта, сбалансированное противодействие. Эскалация конфликта, ее признаки, типы и пороги прохождения. Понятие «рефлексивных игр» как имитации рассуждений и поведения противника. Общие приемы рефлексивных игр: рефлексивный прогноз, рефлексивная защита, рефлексивное управление. Характеристика стадии завершения конфликта, ее варианты и особенности. Понятие «разрешение конфликта» как сведения до минимума предмета спора. Послеконфликтный период и его этапы: частичной и полной нормализации отношений. Динамика различных видов конфликтов: в условиях повседневной жизнедеятельности и в экстремальных условиях.

3. Стратегии поведения в конфликте: соперничество, уступка, уход, компромисс, сотрудничество, избегание, приспособление. Конфликт и манипуляция. Различие поведенческих паттернов как фактор конфликта (гендерные паттерны, возрастные паттерны, характерологические паттерны). Конфликтные паттерны в транзактной психологии (Э. Берн). Концепция человека-актуализатора (А. Маслоу). Концепция человека-манипулятора (Э. Шостром). Конфликт и депрессия. Конфликт и стресс. Конфликт и суицид.

Содержание управления конфликтом. Концепции управляемости конфликтами (С. Хилл, В. Ури, Б. Л. Ерёмин, Л. Гринхелг Р. Дарендорф, М. Дойч др.). Стадии управления конфликтом: прогнозирование, предупреждение (профилактика) или стимулирование, регулирование, разрешение. Пути и средства предупреждения конфликта. Технологии регулирования конфликтов (информационные, коммуникативные, социально-психологические, организационные). Управляющие воздействия: пресечение, гашение, преодоление, устранение.

4. Технологии применения методов и способов разрешения конфликтов. Тактики разрешения конфликтов (тактика ухода или избегания конфликта; силовое подавление или метод насилия; метод односторонних уступок или приспособления; тактика компромисса или сотрудничества). Условия и факторы конструктивного разрешения конфликта. Психотехники саморегуляции и формирования стрессоустойчивости (концентрация и релаксация).

5. Институт переговоров как универсальный метод урегулирования конфликтов. Виды переговоров, функции, динамика и правила поведения. Стадии переговорного процесса. Классификация переговоров. Приемы ведения переговоров. Характеристика типов конфликтных собеседников. Этические нормы и принципы переговорного процесса.

Понятие медиации на современном этапе. Принципы медиации (беспристрастность, конфиденциальность, добровольность). Официальные и неофициальные медиаторы. Типы медиаторов. Функции медиации. Уровни медиации (классическая медиация, внутрисистемная медиация, адвокатское посредничество, посредничество в переговорах). Стадии процесса медиации. Тактики воздействия медиатора.

Характеристика педагогического конфликта. Технологии педагогической конфликтологии. Особенности педагогических конфликтов и управление ими. Виды педагогических ситуаций и конфликтов: конфликты деятельности, конфликты отношений и конфликты поступков, конфликты дидактического характера, конфликтно-стрессовые ситуации, связанные с бестактностью педагога, руководителя. Виды конфликтов между учениками в школе, между учителем и учеником, между учителями. Предупреждение и урегулирование педагогических конфликтов. Использование педагогического конфликта в воспитательных целях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: