Лекция 7. Формирование социальных взаимосвязей

Во всех эпизодах своей жизни человек связан с другими людьми непосредственно или опосредованно, постоянно или спорадически, активно или пассивно. Социальные взаимосвязи имеют различные основания и множество разных оттенков. Формирование этих связей происходит постепенно, от простых форм к сложным.

Обстоятельства сталкивают каждого человека со многими индивидами. В соответствии со своими потребностями и интересами человек отбирает в этом множестве тех, с которыми он затем вступает в сложные взаимодействия. Эта селекционная работа представляет собой особый тип мимолетных кратковременных связей, которые называются контактами.

Социальные контакты бывают: пространственными (опосредованными или визуальными); заинтересованности; обмена.

Н.Н.Обозов выявил два типа пространственных контактов:

1) предполагаемый пространственный контакт, когда поведение человека изменяется в силу предположения о присутствии индивидов в каком-либо месте. Исследователь социальных взаимосвязей Я.Щепаньский называет такой контакт «опосредованным» и приводит пример: начальник отдела кадров, зная о наличии потенциальной рабочей силы, дает объявление о приеме на работу;

2) визуальный пространственный контакт, или контакт «молчаливого присутствия», когда поведение индивида изменяется под влиянием визуального наблюдения других людей. В психологических исследованиях применяется термин «публичный эффект», суть которого заключается в том, что характеристики индивидуальной деятельности и поведения изменяются под влиянием пассивного присутствия других людей.

Пространственный контакт – первоначальное и необходимое звено формирования социальных взаимосвязей. Зная, где находятся люди и сколько их, а тем более наблюдая их визуально, человек может выбрать объект для дальнейшего развития взаимосвязей исходя из своих потребностей и интересов.

Сущность контактов заинтересованности состоит в выборе социального объекта, обладающего определенными ценностями или чертами, соответствующими потребностям данного индивида. Вступая в пространственный контакт, каждый индивид может обратить внимание на других индивидов или социальные группы, выделяя их из всех пространственно воспринимаемых социальных объектов. В контактах заинтересованности проявляются уникальные индивидуальные черты личности, а также особенности социальных организаций, институтов, групп, к которым она принадлежит.

Продолжая развивать и углублять социальные связи, индивиды начинают вступать в кратковременные соприкосновения, в ходе которых они обмениваются какими-либо ценностями (материальными предметами, информацией, образцами поведения и т.д.). Я.Щепаньский, описывая контакты обмена, отмечает, что они представляют собой специфический вид социальных взаимосвязей, в которых индивиды обмениваются ценностями, не имея стремления изменить поведение других людей. Это означает, что в ходе подобных спорадических и кратковременных обменов внимание индивида концентрируется на самом предмете обмена, а не на другом индивиде, вступающем в обмен.

Социальные контакты имеют большое значение в изучении места каждого индивида в системе социальных связей, его группового статуса, особенностей исполнения им своей социальной роли. Измерение числа и направленности социальных контактов позволяет определить структуру социальных взаимодействий и характер социальных отношений. Кроме того, именно социальные контакты являются основой группообразующих процессов, первым шагом в образовании социальных групп.

Социальное действие представляет собой простейший элемент любого вида социальной деятельности людей. Изначально оно содержит в себе все основные черты, противоречия, движущие силы, присущие социальным процессам. Не случайно многие известные социологи выделяют социальное действие в каче­стве первоосновы социальной жизни.

Понятие «социальное действие» было введено в социологию и научно обосновано М. Вебером. Социальным он называл такое действие, которое «по предполагаемому действующим ли­цом смыслу соотносится с действиями других людей и ориенти­руется на него». Другими словами, социальное действие — это преднамеренный, осознанный поведенческий акт, ориентиро­ванный на других людей, их возможные ответные действия.

Следовательно, социальное действие предполагает два ос­новных условия: субъективную мотивацию и ориентацию на других. Исходя из этого, нельзя считать действие социальным, если оно является чисто подражательным, когда индивид дей­ствует как атом толпы или когда он ориентируется на какое-либо природное явление.

Любое социальное действие включает в себя следующие ос­новные элементы: 1) субъект; 2) цель; 3) метод; 4) объект; 5) ре­зультат.

Важно учитывать конкретную среду («ситуацию»), в которой осуществляется социальное действие. Эта среда (материальная, социальная, культурная) во многом определяет условия и сред­ства социального действия. Под условиями действия понимают­ся те элементы внешнего окружения, которые действующее лицо не может изменить, а под средствами — элементы, кото­рые оно контролирует.

Исходным моментом социального действия является воз­никновение потребности у индивида. Это могут быть потреб­ности в безопасности, общении, самоутверждении, достиже­нии высокого положения в обществе и т.д. Потребность соотносится индивидами с условиями внешней среды, актуа­лизируя строго определенные мотивы. Социальный объект в соединении с актуализируемым мотивом вызывает интерес. Постепенное развитие интереса ведет к появлению у индивида цели в отношении конкретных социальных объектов. Момент появления цели означает осознание индивидом ситуации и воз­можность дальнейшего развития активности, которая далее приводит к формированию мотивационной установки, означа­ющей потенциальную готовность к совершению социального действия.

Таким образом, основными элементами механизма социального действия являются потребность индивида, актуализованный мотив, интерес, цель и мотивационная установка.

Одну из первых типологий мотивации социальных действий разработал М. Вебер, выделивший четыре их типа: целе-рациональное действие, ценностно-рациональное действие, традици­онное действие и аффективное действие. 1.Целерациональное - характеризуется ясным пониманием деятелем того, чего он хочет добиться, какие пути, средства для этого наиболее пригодны (действия инженера, который строит мост; спекулянта, который стремится заработать деньги; генерала, который хочет одержать победу).

2.Ценностно-рациональное - подчинено сознательной вере в этическую, эстетическую, религиозную или какую-либо другую, иначе понимаемую безусловную собственную ценность (самоценность) определённого поведения, взятого просто как таковое и независимое от успеха (действие капитана, который утонул, отказываясь покинуть своё судно; действия дуэлянтов).

3.Аффективное действие обусловлено чисто эмоциональным состоянием, осуществляется в состоянии аффекта (драка футболистов во время игры).

4.Традиционное действие диктуется привычками, обычаями, верованиями. Оно осуществляется на основе глубоко усвоенных социальных образцов поведения.

Вероятность реализации того или иного типа мотивации социального действия зависит от многих причин. На личностном уровне особенно ска­зываются индивидуальные особенности, культурно-интеллектуальные возможности человека. На массовом уровне большое значение имеют формы организации социальной жизни, харак­тер экономических отношений, особенности политической сис­темы и социокультурной среды. Социальные действия, выражающие зависимость людей, формируют социальную связь.

По степени рационализации различают три рода действия:

1. Рациональное действие – это любой поступок человека, в котором есть четко осознаваемая цель и мотив, правильно выбраны средства достижения цели и просчитаны все возможные последствия (выгодное и правильное действие).

2. Нерациональное действие – это любой поступок человека, в котором есть четко осознаваемая цель и мотив, но неправильно выбраны средства достижения цели и не просчитаны все возможные последствия (выгодное, но не правильное действие).

3. Иррациональное действие – это любой поступок человека, в котором нет четко осознаваемой цели и мотива, независимо от того, как выбраны средства осуществления своих эмоций (аффективное действие).

По характеру проявления социальное действие можно подразделить на четыре вида:

- физическое действие, например, передача предмета, запись на бумаге,

- вербальное (словесное) действие, например, приветствие,

- жестовое, например, улыбка, рукопожатие,

- мысленное, которое выражается только во внутренней речи.

Три первых типа действия относятся к внешним, а четвертое – к внутреннему. Все они осмыслены, мотивированы, ориентированы на другого.

Социальное взаимодействие (интеракция) — это система взаимообусловленных социальных действий, при которой дей­ствия одного субъекта одновременно являются причиной и следствием ответных действий других субъектов.

Говоря иначе, это обмен действиями, которые сопряжены друг с другом. Именно сопряженность действий, их возобновляемость, регулярность отличают социальное взаимодействие от единичных социальных контактов, делают его основой социаль­ной жизни.

Социальные взаимодействия могут классифицироваться по самым различным категориям. Так, П.А. Сорокин разграничивал их следующим образом:

• по количеству субъектов взаимодействия — на взаимодействия двух индивидов, одного и многих, многих и многих индивидов;

• по продолжительности — на кратковременные и долговременные;

• по характеру — на односторонние и многосторонние;

• по организованности — на организованные и неорганизованные;

• по сознательности — на сознательные и стихийные;

• по «материи» обмена— на интеллектуальные (идейные), чувственно-эмоциональные и волевые.

Как и все виды социальной связи, социальные взаимодей­ствия могут быть непосредственными и опосредованными. Пер­вые возникают в ходе межличностного общения, вторые — в ре­зультате совместного участия людей в сложных системах (так, предприниматель, изменяющий оплату труда, включается в про­цесс взаимодействия со всеми рабочими, в том числе и с теми, об индивидуальном существовании которых он даже не знает).

Выделяют также два основных типа социального взаимодей­ствия: сотрудничество и соперничество. Сотрудничество пред­полагает наличие общих, совместных целей. Оно проявляется во множестве конкретных взаимоотношений между людьми (деловое партнерство, политический альянс, торговый союз, движения солидарности и т.д.) и строится на основе взаимоподдержки, взаимопомощи, признательности, уважения, стремления учитывать интересы партнера. Особой формой сотрудничества является кооперация, основу которой составляет социальный обмен услугами (материально-хозяйственными, интеллектуальными, образовательными, управленческими и др.).

Соперничество предполагает наличие единого неделимого объекта притязаний субъектов взаимодействия (авторитет, голоса избирателей, территория, властные полномочия и т.д.). Оно характеризуется стремлением опередить, отстранить, подчинить или уничтожить соперника. Соперничество может принимать вид конкуренции и конфликта. Конкуренция — это соперниче­ство, при котором субъекты взаимодействия пытаются только опередить друг друга (например, предложить более качествен­ный или дешевый товар). Конкуренция не обязательно предпо­лагает знание конкретного соперника (например, участие в твор­ческом конкурсе, спортивных соревнованиях и т.д.). Даже если соперник известен, то главное — добиться лучших результатов на данном поприще. Конфликт — это всегда прямое столкнове­ние соперников. В отличие от конкуренции для конфликта ха­рактерны знание соперника и ожидание ответных действий с его стороны.

Рассматривая сотрудничество и соперничество как основные типы социального взаимодействия, современная социология из­бегает крайностей в их оценке. Так, конфликтологи признают пользу соперничества и рассматривают конфликты как источник развития системы социальных взаимодействий.

На основе социальных взаимодействий формируются соци­альные отношения, которые являются необходимой предпосылкой образования различных социальных групп и общностей. Социальные отношенияэто устойчивая система взаимодействий, предполагающая определенные взаимные обязательства парт­неров.

Социальные отношения отличаются продолжительностью, систематичностью, самовозобновляющимся характером. Так, когда говорят о межгосударственных отношениях, то имеют в виду сложившуюся и воспроизводящуюся систему отношений между странами как в сфере хозяйственно-экономической, так и в политической, культурной, научной и др.

По своему содержанию социальные отношения чрезвычайно многообразны. Это определяется прежде всего необычайно широ­ким диапазоном тех целей и ценностных ориентации, которыми руководствуются в своих взаимоотношениях социальные субъек­ты (богатство, власть, престиж, справедливость, дружба и др.).

Среди социальных отношений особое место занимают отно­шения зависимости, поскольку они пронизывают все системы социальных связей и отношений. Социальная зависимость мо­жет принимать формы структурной и латентной (скрытой) зави­симости. Первая связана с различием статусов в группе, что характерно для организации, где подчиненные зависят от руководителя. Вторая возникает из-за обладания социально зна­чимыми ценностями независимо от официального статуса (так, руководитель может иметь подчиненного, от которого зависит в денежном отношении).

Наибольший интерес среди социальных отношений зависи­мости представляют властные отношения, в социологическом объяснении которых существуют два подхода. Первый подход связан с именем М. Вебера и акцентирует внимание на личностных способностях одних людей контролировать дей­ствия других. Второй подход, называемый «системным», выте­кает из того, что основой власти в организованном сложном обще­стве является официальный статус руководителя, заставляющий других подчиняться ему независимо от личностных качеств руко­водителя и подчиненных.

Оба подхода к объяснению сущности властных отношений подтверждаются социальной практикой. Так, возникновение по­литической партии нередко начинается с того, что появляется лидер, обладающий способностью к руководству людьми, опти­мальному использованию ресурсов власти. Однако для укрепле­ния своего влияния этот лидер должен получить официальный статус руководителя, узаконить свое общественное положение.

Социальные отношения охватывают очень широкий круг со­циальных систем и подсистем. Они могут быть экономически­ми, политическими, правовыми, профессиональными, семейно-родственными, национально-этническими, религиозными, социокультурными и др. Из этого многообразия социальных от­ношений социологи-марксисты выделяют две основные их группы: материальные и идеологические. К первым относятся экономические, производственные, а также материальные отно­шения людей к природе; ко вторым — политические, правовые, нравственные, эстетические, религиозные и др. При этом идео­логические отношения представляют собой надстройку над ма­териальными общественными отношениями. Социальные отно­шения являются тем устойчивым элементом, на основе которого возникают различные социальные общности людей.

Социальные связи - это культурные обязательства индивидов или группы индивидов по отношению друг к другу. Понятие введено в социологию Э.Дюркгеймом.

В структуре социальной связи можно выделить следующие элементы:

• субъекты социальной связи может быть любое количество людей);

• предмет социальной связи (т.е. по поводу чего осуществляется связь);

• механизм регуляции социальной связи («правила игры»).

Все эти элементы скоординированы, сопряжены друг с другом. Так, изменение числа участников связи может отра­зиться на характере ее регуляции (например, если хозяй­ственные связи между соседями регулируются на основе мо­ральных норм, то между смежными предприятиями — уже на правовой основе).

На регулировании социальной связи сказывается и характер ее предмета. Так, у военнослужащих регулирование связи жестко регламентировано, а у научных работников — допускает зна­чительную степень свободы.

Особое значение имеет разграничение непосредственных и опосредованных связей. Первые устанавливаются чаще всего визуально, на межличностном уровне, вторые — предполагают посредников, ряд промежуточных звеньев. По мере развития общества, его усложнения все большую роль играют опосредован­ные связи.

Социальная связь может выступить в виде как социального контакта, социального взаимодействия, социальных отношений.

Лекция 8. СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ

Социальный институт – это устойчивый комплекс правил, норм, установок, регу­лирующих наиболее важные сферы человеческой деятельности и организующих их в систему ролей и статусов.

Благодаря соци­альным институтам в обществе достигается стабильность, предсказуемость поведения людей, устойчивость их соци­альных связей.

Социальный институт представляет собой сложную обще­ственную конструкцию, в основе которой лежат нормативные связи, предписывающие определенные стандарты и типы поведения. Поэтому, с одной стороны, социальный институт — это совокупность лиц, учреждений, осуществляющих конкретную функцию (семья, религия, политика, образование, наука, государство), а с другой — система норм и ценностей, гарантирую­щих сходное поведение людей, согласование их интересов. Именно в социальном институте содержатся самые общие, и универсальные ценностно-нормативные образцы поведения, ориентированные на реализацию базовых потребностей человека и общества.

Деятельность любого социального института определяется: 1) набором специфических социальных норм и предписаний, регулирующих соответствующие типы поведения; 2) интеграцией института в социально-политическую, идеологическую и ценно­стную структуру общества, что позволяет узаконить его деятель­ность; 3) наличием материальных средств и условий, обеспечи­вающих выполнение определенных функций.

В зависимости от целей и задач, выполняемых функций в об­ществе можно выделить следующие основные социальные ин­ституты:

институт семьи и брака, выполняющий наиболее важную функцию — биологическое воспроизводство населения;

экономические институты, занимающиеся производством и распределением благ и услуг, регулированием денежного обращения, организацией и разделением труда (собственность, предприятия, банки, торговая система, хозяйственные объединения различного типа);

политические институты, связанные с завоеванием, осуществлением и распределением политической власти, с выполнением функций управления и мобилизации ресурсов, обеспечивающих социальный порядок, безопасность общества и его функционирование как целостной системы (государство, политические партии, армия, правоохранительные органы, профсоюзы, общественно-политические объединения и т.д.);

социокультурные и воспитательные институты, ориентированные на создание, развитие и распространение научных знаний, духовных и культурных ценностей, на образование и воспитание молодого поколения (образование, наука, искусство, религия и др.).

Существуют и другие классификации социальных институтов. Многие социологи особо выделяют институт религии, подчеркивая уникальность его роли в жизни общества. Отмечают также существенное значение церемониально-символических институтов, регулирующих повседневные контакты, разнообраз­ные формы группового и межгруппового поведения. В качестве важнейшего социального института современного общества рас­сматриваются средства массовой информации, формирующие общественное мнение и оказывающие идеологическое воздей­ствие на сознание людей. Наконец, классификация социальных институтов часто дополняется институтами здравоохранения и социальной защиты.

Следует отметить известную условность любой типологии социальных институтов. В реальной жизни их функции настоль­ко тесно переплетены, что порой бывает трудно провести грань между ними. Так, государство занимается хозяйственной дея­тельностью, способствует развитию духовных процессов, регу­лирует семейные отношения. А институт семьи фактически яв­ляется пунктом пересечения функциональных связей всех других социальных институтов (собственности, финансов, обра­зования, права, религии, культуры и т.д.).

Каждый социальный институт предполагает как внешние атрибуты, так и внутреннюю содержательную сторону. Так, если правовой институт внешне — это совокупность учреждений и лиц (адвокаты, судьи, прокуроры), то в содержательном отноше­нии — это комплекс стандартизированных образцов поведения, выражающих социальные роли, присущие правоохранительной системе (роль прокурора, адвоката, судьи).

Вместе с тем существуют определенные черты и признаки, характерные для всех социальных институтов. Социологи выде­ляют пять групп таких общих признаков:

- установки и. образцы поведения (для института семьи — привязанность, уважение, доверие; для института образова­ния — стремление к знанию);

- культурные символы (для семьи — обручальные кольца, брачный ритуал; для государства — герб, флаг, гимн; для бизне­са — фирменная марка, патентный знак; для религии — крест, иконы);

- утилитарные культурные черты (для семьи — дом, квартира, мебель; для бизнеса — магазин, фабрика, оборудование; для образования — классы, библиотека);

- устные и письменные кодексы поведения (для государ­ства — конституция, законы; для бизнеса — контракты, лицен­зии);.

- идеология (для семьи — любовь, совместимость; для бизнеса — свобода торговли, расширение дела; для религии — пра­вославие, католицизм, протестантизм, буддизм, ислам).

Деятельность социального института считается функциональной, если она приносит пользу обществу, способствует его стабильности и интеграции. Когда же социальный институт не выполняет своих основных функций, то его деятельность расценивается как дисфункциональная. Дисфункция выражается в; падении общественного престижа и авторитета социального института, вырождении его функций в символическую, ритуальнуюдеятельность, лишенную рациональных целей.

Неудовлетворенная общественная потребность может выз­вать стихийное появление видов деятельности, имеющих це­лью восполнить дисфункцию института, однако за счет нару­шения существующих норм и правил. В своих крайних формах; активность подобного рода может выражаться в противоправной деятельности. Так, дисфункция некоторых экономических институтов является причиной развития «теневой экономики», выливается в спекуляцию, взяточничество, кражи и т.п. Преодоление дисфункции может быть достигнуто изменением са­мого социального института или же созданием нового соци­ального института, удовлетворяющего данную общественную потребность.

Функции и дисфункции социальных институтов могут быть; явными, если они очевидны и всеми осознаются, и неявными (латентными), если они носят скрытый характер и не всегда осознаются людьми. Для социолога особый интерес представля­ют неявные (латентные) функции, последствия которых не сразу можно обнаружить на поверхности социальных процессов.

Социальный опыт современного российского общества пока­зывает, что появление дисфункций, особенно латентных, в деятельности целого ряда социальных институтов ведет не только росту напряженности в обществе, но и чревато дезорганизацией социальной системы в целом.

Институционализация чаще всего понимается как процесс упорядочения и формализации социальных связей и отношений. На практике это предполагает определение и закрепление социальных норм, правил, статусов и ролей и приведение их в систе­му, способную удовлетворять социально значимые потребности. Иными словами, речь идет о создании социального института как устойчивой, нормативно закрепленной формы социального взаимодействия людей.

Институционализация как процесс образования социального института включает следующие последовательные этапы:

- возникновение определенной общественной потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий;

- формирование общих целей;

- появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия, реализуемого методом проб и ошибок;

- возникновение процедур, связанных с этими нормами и правилами;

- формализация норм, правил, процедур, т.е. их принятие и практическое применение;

- •установление системы санкций для поддержания норм и правил, дифференцированность их применения в отдельных случаях;

- • создание системы соответствующих статусов и ролей;

- •организационное оформление возникшей институциональной структуры.

Итогом институционализации является создание в соответствии с нормами и правилами четкой статусно-ролевой структуры, соци­ально одобренной большинством участников этого процесса. Сами социальные институты выступают в качестве символов порядка и организованности в обществе.

Развитие институционализации может осуществляться двумя путями:

- появлением новых социальных институтов;

- изменением и совершенствованием уже сложившихся со­циальных институтов.

Первый путь, как правило, связан с радикальными перемена­ми в жизни страны, когда, например, она становится независи­мой, создает свою систему управления, включается в систему международных связей и отношений. Так, получившие статус независимых государств бывшие советские республики пережи­вают в настоящее время глубокий процесс институционализации, в ходе которого формируются такие важнейшие социальные институты, как финансы, армия, дипломатия, высшее образование, наука и др.

Второй путь развития институционализации в большей степени связан с эволюционными процессами реформирования ее социальных институтов. Этот путь в свою очередь допускает варианта:

- развитие социального института за счет его внутренней дифференциации, специализации связей, функций, учреждений (так, из общесудебной системы был дифференцирован Конституционный Суд РФ как самостоятельный институт);

- развитие социального института за счет перерегулирования институциональных связей, исходных норм и норм институализированного взаимодействия (например, в постсоветский период институт образования потребовал кардинального изменения своих основ, создания новой концепции образования, ориентированной на потребности формирующихся рыночных отношений).

Следует отметить, что перерегулирование социальных статутов представляет собой сложный процесс, нередко сопровождающийся конфликтами. И это закономерно, ибо речь идет об изменении ценностных основ регуляции взаимодействия людей, что затрагивает их коренные интересы, мировоззренческие принципы и установки. Особенно непросто происходит рефор­мирование основных институтов общества (экономических, по­литических и др.), предполагающее пересмотр всей системы ценностей и базовых принципов функционирования общественного организма.

Один из основоположников структурного функционализма Т. Парсонс, уделявший большое внимание изучению вопросов институционализации, выделял два источника изменения социальных институтов: экзогенные (внешние) и эндогенные (внутренние) факторы. Первые связаны с воздействиях на социальную систему со стороны культуры (развитие культурных подсистем, изменение ценностных ориентации, способов духовного освоения социальной реальности) и личности (всякого рода инновационная деятельность человека); вторые — с неэффективностью социальных институтов в полной мере удовлетворять те или иные социально значимые потребности.

Действие этих факторов особенно заметно в обществе переходного типа, когда вся его институциональная структура переживает глубокую трансформацию, в ходе которой возникают но­вые социальные институты и значительно меняются функции существующих институтов. В настоящее время примером такого процесса является противоречивое развитие институционализации в российском обществе, в частности, становление институ­тов собственности, рынка, бизнеса, демократии и др.

Таким образом, институционализация — это процесс созда­ния и развития социальных институтов как устойчивых форм организации совместной деятельности людей. Институционали­зация позволяет сформировать четкую статусно-ролевую струк­туру общества и тем самым повысить организованность, регулируемость и эффективность его жизнедеятельности.

Лекция 9. СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЩНОСТИ И ГРУППЫ

Важными элементами социальной структуры общества явля­ются социальные общности и группы. Социальная общностьэто реально существующая, эмпирически фиксируемая совокупность людей, характеризующаяся относительной целостностью и выступающая самостоятельным субъектом исторического и социального действия.

Из этого и других, во многом сходных, определений социаль­ной общности следует:

- во-первых, это не номинальное (т.е. условное), а реальное социальное образование, которое можно эмпирически зафикси­ровать и проверить в любой момент;

- во-вторых, это не простая совокупность индивидов, а оп­ределенная общность, предполагающая все характеристики це­лостной системы;

- в-третьих, это субъект социального взаимодействия, кото­рый содержит в себе источник самодвижения, развития соци­альных процессов и отношений.

Социальные общности отличаются необычным разнообрази­ем конкретных форм и видов. Они могут варьироваться по коли­чественному составу: от нескольких лиц до многочисленных масс; по продолжительности существования: от минут и часов (пассажиры поезда, театральная аудитория) до столетий и тыся­челетий (этносы, нации); по степени связи между индивидами: от относительно устойчивых объединений до весьма аморфных, случайных образований (очередь, толпа, болельщики футболь­ных команд). Поэтому для классификации социальных общностей важно выделить тот или иной системообразующий признак. В этом случае одни виды общностей определяются этнической принад­лежностью (племя, народность, нация); другие — принадлежностью к исторически сложившимся территориальным объедине­ния (город, деревня, поселок); третьи — социально-демографическими факторами (пол, возраст); четвертые — социокультурными и т.д. Соответственно выделяются социально-этничес­кие, территориальные, демографические, культурные и другие общности.

Кроме того, в повседневной жизни часто встречаются ситуативно возникшие общности (толпа, публика, аудитория слушате­лей, социальные круги и др.), для которых характерны неустой­чивость, кратковременность, непрочность взаимосвязей между контактирующими людьми. Такие общности еще называют «квазигруппами» или «социальными агрегациями». В ряде слу­чаев они могут выступать как некие переходные образования в своих взаимодействиях — от хаотичных и случайных до более или менее устойчивых.

В целом все множество реальных социальных общностей можно разделить на два широких подкласса — общности мас­совые и общности групповые (социальные группы).

Массовые общности образуются на всех уровнях социальной иерархии и отличаются большим разнообразием. Например, раз­личают массовые образования большие и малые, устойчивые и импульсивные, контактные и дисперсные, сгруппированные и несгруппированные, атомистические и ассоциативные и т.д., что отражает сложность и многообразие социальных характеристик современного общества.

Массовые общности характеризуются следующими призна­ками: 1) представляют собой структурно нерасчлененные аморф­ные образования с довольно раздвинутыми границами, с неопреде­ленным качественным и количественным составом, не имеют точно обозначенного принципа вхождения в них; 2) для них характерен си­туативный способ существования, т. е. они образуются и функцио­нируют на базе и в границах той или иной конкретной деятельности, невозможны вне ее и поэтому оказываются неустойчивыми, меняю­щимися от случая к случаю образованиями; 3) им присуща разно­родность состава, межгрупповая природа, т. е. эти общности разрывают классовые, групповые, этнические и иные границы; 4) вследствие своего аморфного образования они не способны выступать в составе более широких общностей, в качестве их структурных единиц. Типичным образцом массовых общностей являются участники роких политических или экологических движений (за мир, против ядерной угрозы, против загрязнения окружающей среды и т. д.), поклонники эстрадных звезд, болельщики спортивных команд, члены любительских ассоциаций по интересам (филателисты и т. д.).

Классические труды, посвященные исследованию массовых общностей, были написаны Г.Тардом «Толпа и публика» (1883 г.) и Г.Лебоном «О поведении толпы» (1903 г.). Наиболее яркой формой массовых общностей является толпа. Г.Тард определял толпу как «множество лиц, собравшихся в одно и то же время и в определен­ном месте и объединенных чувством, верой и действием». Всякая толпа, по Тарду, иррациональна и легко поддается внушению. Она повторяет одни и те же движения, она мелочно самолюбива. Кри­тиковать ее нельзя, обращаться к разуму бесполезно. Бороться с толпой таким образом - это все равно, что бороться с циклопом. Она криком, воем, топаньем заглушит всех, кто не умеет ей угодить. При­чем, чем многочисленнее ее рациональный уровень. Короче говоря, толпа делает из человека животное, ослабляя или уничтожая его индивидуальность.

Толпе Г.Тард противопоставляет другой вид массовых общно­стей — публику.В отличие от толпы, психическое единство которой создается физическим контактом, публикапредставляет собой ду­ховную общность:индивиды физически рассредоточены, но духов­но связаны друг с другом. В основе этой общности лежит сходство мнений. Если в толпе личность нивелируется, то в публике она полу­чает возможность самовыражения. По мнению Г.Тарда, публика про­дукт нового времени. Ее истоки в светских салонах и клубах XVIII ве­ка. Однако подлинный расцвет публики начинается с появления га­зет, а позже — радио и телевидения. Через средства массовой информации и коммуникации сотни миллионов людей могут активно участвовать в политических и культурных событиях, выражать свое мнение

Социолог Герберт Блумер различает 4 основные типа поведения толпы:

Случайная толпа – собрание людей, не имеющих между собой ничего общего, за исключением того, что они наблюдают одно и тоже явление (разглядывание витрины магазина).

Конвенциональная толпа представляет собой группы людей, собравшихся вместе с какой-нибудь конкретной целью и обычно соблюдающих установленные правила (болельщики на футбольном поле или зрители в концертном зале).

Экспрессивная толпа – совокупность людей, которые собрались вместе для получения личного морального удовлетворения (религиозное собрание или рокфестиваль).

Активная толпа – возбужденное, восприимчивое собрание людей, занятых бунтом, грабежом или проявляющих иные формы агрессивного поведения, где признанные нормы не имеют никакой ценности.

Несмотря на то, что формы толпы имеют множество различий, им свойствен ряд общих характеристик: внушаемость, деиндивидуализация, неуязвимость.

Существует несколько интересных теорий объяснения поведения толпы.

1. Теория заражения. Подчеркивает, что в условиях толпы большое значение имеют быстро передаваемые и безусловно принимаемые чувства, мнения и действия. Сторонники этой теории предполагают, что в толпе превалирует настроение единомыслия, поскольку именно в этом случае люди действуют одинаково и руководствуются сходными побуждениями. Французский социальный психолог XIX в. Гюстав Лебон описывает толпу как обладающую «общим разумом», который подминает под себя и подавляет индивида. Общее настроение и воображение распространяются подобно инфекции, возникая в результате воздействия трех механизмов: имитации – стремления одного человека делать то, что делают остальные; внушаемости – состояния, в котором индивиды становятся более восприимчивыми к образам, целям и предложениям, исходящим от других; цепной реакции – процесса, с помощью которого эмоции других людей вызывают у индивида такие же чувства, что в свою очередь еще более усиливает чувства остальных в форме обратной связи.

2. Теория конвергенции. Аналогией теории заражения является процесс распространения инфекционного заболевания. Для теории конвергенции самой подходящей аналогией представляется аналогия с отделением сердечно-сосудистой хирургии больницы. Пациентов этого отделения объединяет общая проблема, но совсем не потому, что они заразились общим заболеванием друг от друга. Скорее, они выделяют друг друга из множества обитателей больницы потому, что их объединяют общие страдания, и они собрались в хирургическом отделении с одинаковой целью.

3. Теория возникновения норм. Подчеркивает отсутствие в толпе единогласия во многих ситуациях, а также различия в мотивах, взглядах и действиях, характерные для членов толпы. По мнению таких социологов, как Ральф Г.Тернер и Льюис М.Киллиан, коллективное поведение предполагает попытки людей найти смысл в непонятной социальной обстановке. Индивиды ищут «ключ» к надлежащему и приемлемому поведению. Члены толпы совместно создают для себя новые стандарты поведения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: