Тенденция к социальному равенству полов

Пожалуй, самым распространенным императивом общественного сознания по сей день остается стремление к социальному равенству мужчины и женщины. В современных европоцентристских обществах, примкнуть к которым стремится и Беларусь, наблюдается совершенно однозначная тенденция к нивелированию общественно-политических, профессионально-трудовых и семейно-бытовых функций мужчин и женщин. В макроисторическом масштабе эту тенденцию можно охарактеризовать как своеобразный возврат к первобытному функциональному "равенству" мужчин и женщин в рамках родовой (по сути семейной) жизни. Только теперь такое "равенство" функцией полов прослеживается, скорее, во внесемейной, общественной сфере: в экономике, политике, науке, образовании, в некоторых странах даже в армии и космосе.

Мы заключили слово "равенство" в кавычки, намекая на двойственный характер смыслового содержания этого понятия. В своём буквальном смысле оно отдаёт абсурдом. В мире не наблюдается двух абсолютно равных между собой индивидов даже одного и того же пола. Все мы уникальны анатомически, физиологически и психологически, обладаем различными потребностями и возможностями. Поэтому и функционально равными не могут быть даже индивиды, не говоря уже о группах, коллективах или более крупных социальных образованиях.

Сторонники полоролевого равенства прекрасно это понимают и поэтому предпочитают говорить не об абсолютном равенстве, а о формально-юридическом равноправии, равенстве социальных прав женщин и мужчин.

В мире мужских ценностей агрессивной экспансии, соперничества за власть, славу и богатство, каковой и была европоцентристская цивилизация всю свою новейшую историю, женщина не могла рассчитывать на реальное равенство с мужчиной. В попытках на деле осуществить равенство полов в этих условиях женщина волей-неволей вынуждена имитировать мужские стандарты внешнего вида, сознания и поведения. Роль женщины может быть высока и значима лишь в обществе, проповедующем ценности стабильности, гуманности и терпимости, обычно ассоциируемые с женской ментальностью. Не случайно, как только мужчины переставали воевать, они усваивали так называемые женские манеры. Так, например, в относительно спокойном VIII веке в мужскую моду вошли доселе явно женские аксессуары: длинные парики, экстравагантные перья, мушки, духи и румяна. Эта волна социо-культурной феминизации в Европе была прервана эпохой наполеоновских войн, когда вновь потребовалась агрессивная сила мужчин.

«Столетие мира», период с 1814 по 1914 гг., ознаменовалось новым возрастанием удельного веса так называемых «женских ценностей», когда перед женщинами открылись двери университетов и возможность получить профессии преподавателя, врача, адвоката, журналиста. Именно в это время женщины потребовали равных с мужчинами гражданских прав и заработков. Масштаб феминизации Европы в этот период можно оценить по уровню популярности гендерной проблематики в работах кумиров той эпохи Артура Шопенгауэра, Отто Вейнингера, Зигмунда Фрейда. В широкий общественный оборот поступили такие понятия, как «эмансипация женщин», «феминизация мужчин», «культ гермафродита», «концепция бисексуальности» и т.п.

Пламя двух мировых войн на короткое время сбило волны феминизации. Однако с середины ХХ века вновь все громче звучит голос тех, кто пророчествует наступление гинекократии (власть женщин). Речь, впрочем, идет не столько о том, что женщины будут править мужчинами (хотя и об этом тоже говорят иногда те, кто, вероятно, сильно боятся этого), сколько о все более явном доминировании "женских" идеалов и ценностей в политике лидирующих в мире государств. Это преобладание меркантильных ценностей над духовными, коллективизма - над индивидуализмом, сотрудничества - над соперничеством, мира - над войной, стремления к стабильности - над интенцией к рискованному развитию, любви - над насилием. Женщина, тысячи лет считавшаяся вторичной, производной от мужчины (рожденная от ребра Адама-человека), с середины ХХ века стремительно движется к своему историческому реваншу. В том, что такая смена ценностно-нормативных ориентиров оказалась на пользу европоцентристской цивилизации, сегодня мало кто сомневается. Глобально-историческая значимость обозначенного здесь процесса предполагает увеличение научно-исследовательского внимания к проблеме социального равенства полов, которое чаще все же трактуется в терминах их дискриминации. Поэтому следующий сюжет нашего исследования связан именно с этой проблемой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: