Опираясь на исследования отечественных психологов (Ф. М. Бородкин, Н.М. Коряк, В.П. Захаров, Ю.А Симоненко), предлагаем ознакомиться с пятью основами типами конфликтных личностей:
1. Конфликтная личность демонстративного типа:
· хочет быть в центре внимания;
· любит хорошо выглядеть в глазах других;
· ее отношение к людям определяется тем, как они к ней относятся;
· такой личности легко даются поверхностные конфликты, она любуется своими страданиями и стойкостью;
· хорошо приспосабливается к различным ситуациям;
· рациональное поведение выражено слабо. Налицо поведение эмоциональное;
· планирование своей деятельности осуществляет ситуативно и
· непоследовательно воплощает его в жизнь;
· кропотливой систематической работы избегает;
· не уходит от конфликтов, в ситуации конфликтного взаимодействия чувствует себя неплохо;
· часто оказывается источником конфликта, но не считает себя
· таковым.
2. Конфликтная личность ригидного типа:
· подозрительна;
· обладает завышенной самооценкой;
|
|
· для нее постоянно требуется подтверждение собственной значимости;
· часто не учитывает изменения ситуации и обстоятельств;
· прямолинейна и негибка;
· с большим трудом принимает точку зрения окружающих, не очень считается с их мнением;
· выражение почтения со стороны окружающих воспринимает как должное;
· выражение недоброжелательства со стороны окружающих воспринимается ею как обида;
· болезненно обидчива, повышенно чувствительна по отношению к мнимым или действительным несправедливостям.
3. Конфликтная личность неуправляемого типа:
· импульсивна, недостаточно контролирует себя;
· поведение такого человека плохо предсказуемо;
· ведет себя вызывающе, агрессивно;
· часто в запале не обращает внимания на общепринятые нормы;
· для нее характерен высокий уровень притязаний;
· несамокритична;
· во многих неудачах, неприятностях склонна обвинять других;
· не может грамотно спланировать свою деятельность или последовательно претворить планы в жизнь;
· недостаточно развита способность соотносить свои поступки с целями и обстоятельствами;
· из прошлого опыта (даже горького) извлекает мало пользы на
· будущее.
4. Конфликтная личность сверхточного типа:
· скрупулезно относится к работе;
· предъявляет повышенные требования к себе;
· предъявляет повышенные требования к окружающим, причем делает это так, что людям, с которыми она работает, кажется, что она придирается;
· обладает повышенной тревожностью;
· чрезмерно чувствительна к деталям;
· склонна придавать излишнее значение замечаниям окружающих;
|
|
· иногда вдруг порывает отношения с друзьями, знакомыми потому, что ей кажется, что ее обидели;
· страдает от себя сама, переживает свои просчеты, неудачи, подчас расплачиваясь за них даже болезнями (бессонницей, головными болями и т.п.);
· сдержанна во внешних, особенно эмоциональных проявлениях;
· не очень хорошо чувствует реальные взаимоотношения в группе;
5. Конфликтная личность бесконфликтного типа:
· неустойчива в оценках и мнениях;
· обладает легкой внушаемостью;
· внутренне противоречива;
· для нее характерна некоторая непоследовательность поведения;
· ориентируется на сиюминутный успех в ситуациях;
· недостаточно хорошо видит перспективу;
· зависит от мнения окружающих, особенно лидеров;
· излишне стремится к компромиссу;
· не обладает достаточной силой воли;
· не задумывается глубоко над последствиями своих поступков и причинами поступков окружающих.
Конфликтность, ставшую свойством личности, трудно преодолеть рациональным самоконтролем, усилием воли. “Воспитательные” воздействия со стороны руководителя здесь также редко приносят пользу. Конфликтность — не вина, а беда таких личностей. Реальную помощь им может оказать специалист — практический психолог.
Обратите внимание: речь идет не о склочниках с низкой моралью, а о людях, имеющих специфические психологические особенности, обусловленные базовыми свойствами индивидуальности.
Социально- психологические свойства личности проявляются и в деловом общении, где также можно выделить типы людей, которым свойственно создание конфликтных ситуаций из-за нежелания или неумения конструктивно вести деловое общения, особенно, в споре.
К деструктивному общению, чаще всего, ведет:
1. «Танк» - не видит препятствий в виде мнения, позиции оппонента.
2. «Мина» - взрывается, как только кто-то задевает его интересы.
3. «Всезнайка» - пытается демонстрировать свои знания.
4. «Псевдоактив» - играет на публику.
5. «Пессимист» - переводит проблему в бесперспективное русло, когда любое завершение – ничего не обещающая потеря.
6. «Оппонент» - стремится больше возразить, иногда не вникая в суть высказываний.
7. «Крутой» - снижение значимости высказываний собеседника: «Да ладно», «Ерунда», «Это мелочь».
8. «Соглашатель» - идет на поводу.
9. «Мститель» - берёт «реванш» за прошлые поражения.
10. «Наблюдатель» - пассивный, только слушает.
11. «Дипломат» - осторожный, избегает оценки, конкретности и пр.
12. «Консерватор» - отстаивает тривиальные, устаревшие, не актуальные решения.
13. «Философ» - переводит спор на трансцендентный уровень. Говорить обо всем идеолизированно, глобально.
14. «Демагог» - больше всего критикует, мало что предлагает.
15. «Закомплексованный» - спорит в основном для того, чтобы убедить себя и других в том, что он тоже в этом разбирается.
16. «Садист» - старается вывести партнера из себя, помучить, а сам этим наслаждается.
17. «Тупой» - недостаточно владеет ситуацией, но активно, убежденно отстаивает своё мнение.
18. «Завадной» - очень быстро выходит из себя, и по поводу и без повода.
В споре часто употребляются фразы, из-за которых спор становится неэффективным, и способствует к конфликту, задевая самолюбие, чувство собственного достоинства партнера. В числе таких фраз можно выделить: ничего подобного; вы не знаете (понимаете); я Вас не понимаю; такого не может быть; это не правда; я с Вами не согласен; у меня свои интересы (правила, принципы); ты должен; я требую; я Вас заставлю; я ненавижу; это Ваши проблемы; меня не волнует; мне наплевать; я лучше знаю; да что Вы говорите; не лезьте не в своё дело; я сейчас Вам докажу; ты ещё молодой и пр.
Манипуляция - это скрытое управление субъектом против его воли. Манипулятор, прежде всего, устанавливает слабости, позволяющие ему «добраться» до «жертвы». Слабости, могут быть, следующие:
|
|
· Жажда быстрого обогащения, наживы.
· Любопытство.
· Желание произвести впечатление.
· Потребности в острых ощущениях.
· Желание помочь беззашитному.