Социально- психологические свойства личности, способствующие конфликту

Опираясь на исследования отечественных психологов (Ф. М. Бородкин, Н.М. Коряк, В.П. Захаров, Ю.А Симоненко), предлагаем ознакомиться с пятью основ­ами типами конфликтных личностей:

1. Конфликтная личность демонстративного типа:

· хочет быть в центре внимания;

· любит хорошо выглядеть в глазах других;

· ее отношение к людям определяется тем, как они к ней относятся;

· такой личности легко даются поверхностные конфликты, она любуется своими страданиями и стойкостью;

· хорошо приспосабливается к различным ситуациям;

· рациональное поведение выражено слабо. Налицо поведение эмоциональное;

· планирование своей деятельности осуществляет ситуативно и

· непоследовательно воплощает его в жизнь;

· кропотливой систематической работы избегает;

· не уходит от конфликтов, в ситуации конфликтного взаимо­действия чувствует себя неплохо;

· часто оказывается источником конфликта, но не считает себя

· таковым.

2. Конфликтная личность ригидного типа:

· подозрительна;

· обладает завышенной самооценкой;

· для нее постоянно требуется подтверждение собственной зна­чимости;

· часто не учитывает изменения ситуации и обстоятельств;

· прямолинейна и негибка;

· с большим трудом принимает точку зрения окружающих, не очень считается с их мнением;

· выражение почтения со стороны окружающих воспринимает как должное;

· выражение недоброжелательства со стороны окружающих вос­принимается ею как обида;

· болезненно обидчива, повышенно чувствительна по отноше­нию к мнимым или действительным несправедливостям.

3. Конфликтная личность неуправляемого типа:

· импульсивна, недостаточно контролирует себя;

· поведение такого человека плохо предсказуемо;

· ведет себя вызывающе, агрессивно;

· часто в запале не обращает внимания на общепринятые нор­мы;

· для нее характерен высокий уровень притязаний;

· несамокритична;

· во многих неудачах, неприятностях склонна обвинять дру­гих;

· не может грамотно спланировать свою деятельность или после­довательно претворить планы в жизнь;

· недостаточно развита способность соотносить свои поступки с целями и обстоятельствами;

· из прошлого опыта (даже горького) извлекает мало пользы на

· будущее.

4. Конфликтная личность сверхточного типа:

· скрупулезно относится к работе;

· предъявляет повышенные требования к себе;

· предъявляет повышенные требования к окружающим, причем делает это так, что людям, с которыми она работает, кажется, что она придирается;

· обладает повышенной тревожностью;

· чрезмерно чувствительна к деталям;

· склонна придавать излишнее значение замечаниям окружаю­щих;

· иногда вдруг порывает отношения с друзьями, знакомыми потому, что ей кажется, что ее обидели;

· страдает от себя сама, переживает свои просчеты, неудачи, подчас расплачиваясь за них даже болезнями (бессонницей, го­ловными болями и т.п.);

· сдержанна во внешних, особенно эмоциональных проявлениях;

· не очень хорошо чувствует реальные взаимоотношения в группе;

5. Конфликтная личность бесконфликтного типа:

· неустойчива в оценках и мнениях;

· обладает легкой внушаемостью;

· внутренне противоречива;

· для нее характерна некоторая непоследовательность поведения;

· ориентируется на сиюминутный успех в ситуациях;

· недостаточно хорошо видит перспективу;

· зависит от мнения окружающих, особенно лидеров;

· излишне стремится к компромиссу;

· не обладает достаточной силой воли;

· не задумывается глубоко над последствиями своих поступков и причинами поступков окружающих.

Конфликтность, ставшую свойством личности, трудно преодолеть рациональным самоконтролем, усилием воли. “Воспитатель­ные” воздействия со стороны руководителя здесь также редко при­носят пользу. Конфликтность — не вина, а беда таких личностей. Реальную помощь им может оказать специалист — практический психолог.

Обратите внимание: речь идет не о склочниках с низкой моралью, а о людях, имеющих специфические психологические особенности, обусловленные базовыми свойствами индивидуальности.

Социально- психологические свойства личности проявляются и в деловом общении, где также можно выделить типы людей, которым свойственно создание конфликтных ситуаций из-за нежелания или неумения конструктивно вести деловое общения, особенно, в споре.

К деструктивному общению, чаще всего, ведет:

1. «Танк» - не видит препятствий в виде мнения, позиции оппонента.

2. «Мина» - взрывается, как только кто-то задевает его интересы.

3. «Всезнайка» - пытается демонстрировать свои знания.

4. «Псевдоактив» - играет на публику.

5. «Пессимист» - переводит проблему в бесперспективное русло, когда любое завершение – ничего не обещающая потеря.

6. «Оппонент» - стремится больше возразить, иногда не вникая в суть высказываний.

7. «Крутой» - снижение значимости высказываний собеседника: «Да ладно», «Ерунда», «Это мелочь».

8. «Соглашатель» - идет на поводу.

9. «Мститель» - берёт «реванш» за прошлые поражения.

10. «Наблюдатель» - пассивный, только слушает.

11. «Дипломат» - осторожный, избегает оценки, конкретности и пр.

12. «Консерватор» - отстаивает тривиальные, устаревшие, не актуальные решения.

13. «Философ» - переводит спор на трансцендентный уровень. Говорить обо всем идеолизированно, глобально.

14. «Демагог» - больше всего критикует, мало что предлагает.

15. «Закомплексованный» - спорит в основном для того, чтобы убедить себя и других в том, что он тоже в этом разбирается.

16. «Садист» - старается вывести партнера из себя, помучить, а сам этим наслаждается.

17. «Тупой» - недостаточно владеет ситуацией, но активно, убежденно отстаивает своё мнение.

18. «Завадной» - очень быстро выходит из себя, и по поводу и без повода.

В споре часто употребляются фразы, из-за которых спор становится неэффективным, и способствует к конфликту, задевая самолюбие, чувство собственного достоинства партнера. В числе таких фраз можно выделить: ничего подобного; вы не знаете (понимаете); я Вас не понимаю; такого не может быть; это не правда; я с Вами не согласен; у меня свои интересы (правила, принципы); ты должен; я требую; я Вас заставлю; я ненавижу; это Ваши проблемы; меня не волнует; мне наплевать; я лучше знаю; да что Вы говорите; не лезьте не в своё дело; я сейчас Вам докажу; ты ещё молодой и пр.

Манипуляция - это скрытое управление субъектом против его воли. Манипулятор, прежде всего, устанавливает слабости, позволяющие ему «добраться» до «жертвы». Слабости, могут быть, следующие:

· Жажда быстрого обогащения, наживы.

· Любопытство.

· Желание произвести впечатление.

· Потребности в острых ощущениях.

· Желание помочь беззашитному.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: