Тема 1. Эволюция конфликтологии как научно- прикладной отрасли знания
Возникновение и развитие конфликтологии как самостоятельная область знаний. Ее связь с другими науками.
Предметная область конфликтологии. Понятие “социальный конфликт”. Конфликт как условие функционирования и совершенствования социальных систем.
Концепции интеграционной и конфликтной ориентации общества. Основные направления в изучении феномена социальных конфликтов. Концепции Г. Зиммеля, Л. Козера, Р. Дарендорфа, Т. Парсонса.
Конфликт в методологии К.Маркса, М. Вебера, Э.Дюркгейма.
Методы изучения и разрешения конфликта. Системный подход. Социально-философские, социологические, социально-психологические, историко-статистические методы исследования конфликтов. Методы математического моделирования конфликтов.
Тема 2. Теоретические основы исследования конфликта
Основные элементы конфликта. Субъект, участник и стороны конфликта. Различия субъектов конфликта в зависимости от уровня возникновения конфликта. Изменение интересов и поведения субъектов конфликта.
|
|
Формы социальных конфликтов по сфере возникновения.
Экономические, политические, этнические, нравственные и правовые конфликты. Классификация причин возникновения конфликта. Эмоциональные и деловые факторы конфликтных ситуаций. Скрытые и открытые конфликты.
Уровни проявления конфликта: внутриличностные и межличностные конфликты, конфликты между личностью и группой, межгрупповые конфликты.
Предконфликтная ситуация, инцидент, конфликт. Спор и конфликт. Основные правила поведения в споре. “Удары ниже пояса” и другие приемы, ведущие к иррациональному спору.
Способы ведения конфликта. Борьба и согласие. Принципиальный подход. Типы поведения в конфликтной ситуации по К. Томасу. Ориентация на соперника и на собственные интересы. Сотрудничество, соперничество, компромисс, приспособление, избегание.
Точка бифуркации и порог терпимости в конфликте.
Эмоциональный аспект конфликта. Транзактный анализ конфликта.
Изменение социально-психологической напряженности в конфликте в течении противостояния интересов сторон. “Паузы” в конфликте.
Цели сторон в конфликте.
Субъекты экономического и трудового конфликтов.
Стороны конфликта на макро-, среднем и микроуровнях.
Объект и предмет конфликта.
Тема 3. Источники, объект и причины конфликта
Противоречивая основа конфликтов. Субъективные и объективные основы конфликтов. Причина и повод. Основные причины, содержащие конфликтные ситуации. Информационные, ресурсные, статусные, пространственно-временные, этнокультурные, поведенческие факторы в конфликте.
|
|
Причины экономических конфликтов.
Конфликт как проявление социальной активности и как следствие низкого социального уровня. Барьеры преодоления конфликтов в организации.
Источники трудовых конфликтов. Проявление менталитета в причинах, вызвавших трудовые конфликты.
Тема 4. Социально-психологические основы конфликта
Агрессивность как психологическая основа конфликта. Социальные факторы агрессивности.
Конфликт как проявление негативных психологических состояний у сторон: стресса, неприязни, плохого настроения, депрессии, зависти, мести, агрессии.
Социально-психологические свойства личности, способствующие конфликту. Конформизм и высокая самонадеянность. Закономерности воздействия толпы на психическое состояние личности. Массовое поведение и конфликты.
Конфликт и лидерство. Роль лидера в конфликте. Типы лидерства в конфликтах. Авторитет и власть, их роль в конфликте.
Барьеры восприятия субъектов экономической и трудовой деятельности.
Влияние социально-психологического климата на конфликтность в трудовом коллективе.
Тема 5. Динамика развития, функции и мотивация конфликта
Закономерности возникновения конфликта. Социальная напряженность. Проблема измерения конфликтности. Приемы и средства провоцирования конфликта.
Дискретный и перманентный конфликты. Экстремумы и стадии затишья в развитии конфликта.
Способы затягивания конфликта. Скрытое и открытое проявления конфликта. Эскалация и "затухание" конфликта.
Мотивация конфликтного поведения.
Тема 6. Экономические конфликты
Причины и формы проявления экономических конфликтов. Взаимосвязь хозяйственной культуры и экономических конфликтов. Конфликты между органами управления, субъектами предпринимательской деятельности, порождающиеся конкуренцией.
Конфликты, вызванные изменением отношений собственности.
Заработная плата и распределение дохода как главные факторы экономических конфликтов.
Проявление менталитета в возникновении и эскалации экономических конфликтов в России.
ТЕМА 7. ТРУДОВЫЕ КОНФЛИКТЫ
Трудовые, организационные, управленческие, производственные конфликты.
Формы трудовых конфликтов. Снижение производительности как скрытая форма трудовых конфликтов. Забастовка как высшая, открытая и коллективная форма конфликта. Разновидности забастовок.
Локаут и возможные ответные реакции работодателей к наемным работникам.
Организационные особенности конфликтов. Организационная культура и социальная напряженность. Корпоративность и мафиозность, как факторы конфликтности в организациях.
Тема 8. Управление конфликтами
Формы управления конфликтами – профилактика, разрешение, регламентация, манипуляция, отличие между ними. Их достоинства и недостатки.
Способы управления конфликтами: организационные, экономические, правовые, этнокультурные, социально-психологические, политические и силовые методы управления конфликтами.
Тема 9. Профилактика конфликта
Прогнозирование конфликта. Методы измерения и прогнозирования напряженности на институциональном, территориальном и организационном уровнях.
Профилактика конфликтов на стадии предконфликтной ситуации. Предупреждение и предотвращение конфликта.
Устранение причин вызвавших предконфликтную ситуацию. Способы профилактики конфликтов. Правовые, организационные, социально-психологические, коммуникативные и информационные способы предотвращения конфликтов.
Переговоры как эффективный способ регулирования предконфликтных ситуаций.
Профилактика экономических и трудовых конфликтов. Система социального партнерства как способ профилактики экономических и трудовых конфликтов. Роль трудовой инспекции, профсоюзов и потенциала работника в профилактике и разрешении трудовых конфликтов.
|
|
Зависимость профилактики трудовых конфликтов от сплоченности коллектива, стилей управления, социально- экономической самоорганизации работников.
Роль эффективности институциональных регуляторов в предупреждении экономических конфликтов.
Тема 10. Способы разрешения конфликтов
Принципы и правила разрешения конфликтов. Анализ конфликтной ситуации как подготовка к разрешению конфликтов. Прогнозирование возможных последствий конфликта.
Эффективное разрешение конфликта. Принципы и условия эффективного разрешения конфликта.
Стратегия разрешения конфликта. Тактика взаимодействия конфликтующих сторон при разрешении конфликта. "Замораживание" и подавление конфликта. Разрешения конфликта, с ориентацией на выигрыш, компромисс и проигрыш.
Роль посредников в разрешении конфликта. Посредничество и примирение. Требования к посреднику. Использование умеренной нейтрализации посредниками в разрешении конфликта.
Переговоры в разрешении конфликтов. Приемы, применяемые сторонами и посредниками в переговорах для урегулирования конфликта. Требования к переговорному процессу.
Социально-психологические проблемы послеконфликтной ситуации
Роль руководителя в разрешении трудовых конфликтов.
Тема 11. Правовые и экономические основы регламентации конфликтов
Система правовой регламентации конфликтов. Нормативно-правовая основа регламентации конфликтов. Органы правопорядка, их роль в регламентации конфликтов.
Правовые основы регламентации экономических и трудовых конфликтов. Способы регламентации конфликтов в трудовой и экономической деятельности. Роль трудовой инспекции в регулировании трудовых конфликтов.
Тема 12. Последствия конфликтов. Способы их прогнозирования
Конструктивные и деструктивные последствия конфликта. Влияние внутренних и внешних факторов на последствия конфликта в организации. Показатели, отражающие деструктивные последствия экономических и трудовых конфликтов: банкротство, смена руководства или владельцев, увольнение по собственному желанию и прочие.
|
|
Методы прогнозирования последствий конфликта: аналитические, статистические, правовые, экономические и математические методы, возможности их комплексного применения.