ТЕМА 5. Рынок: свободные цены, спрос и предложение, конкуренция

Раздел 1. Сущность и основные факторы рынка

Вопросы:

1. Понятие рынка и его функции

Ры́нок — совокупность экономических отношений, базирующихся на регулярных обменных операциях между производителями товаров (услуг) и потребителями. Обменобычно происходит на добровольной основе в форме эквивалентного обмена товара на деньги (торговля) или товара на товар (бартер). При свободном доступе на рынок, как производителей, так и потребителей, обмен происходит в условиях конкуренции.

Функции:


- информационная — рынок даёт его участникам информацию о необходимом количестве товаров и услуг, их ассортименте и качестве;

- посредническая — рынок выступает посредником между производителем и потребителем;

- ценообразующая — цена складывается на рынке на основе взаимодействия спроса и предложения, с учётом конкуренции;

- регулирующая — рынок приводит в равновесие спрос и предложение. Через закон спроса он устанавливает необходимые пропорции в экономике. Наиболее успешно это происходит в условиях совершенной конкуренции;

- стимулирующая — рынок стимулирует внедрение в производство достижений научно-технического прогресса, снижение затрат на производство продукции и увеличение качества, а также расширение ассортимента товаров и услуг;

- координирующая — рынок побуждает производителей создавать нужные обществу экономические блага с наименьшими затратами и получать достаточную прибыль.

2. Основные факторы рыночного саморегулирования

Рыночное саморегулирование- способность рыночного механизма оптимизировать развитие экономики и ее составляющих: управления, стимулирования, соотношения спроса и предложения, максимизации прибыли, согласования экономических интересов.

Факторы:

- Спрос и предложение

- Цены

- Конкуренция


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: