double arrow

Комплексная психолого-психиатрическая экспертиза


Комплексная психолого-психиатрическая экспертиза – это экспертные исследования, затрагивающие пограничные проблемы между психологией и психиатрией. КППЭ изучает вопросы связанные с наличием у человека так называемых пограничных состояний психики, а также с наличием у человека психического заболевания, которое не исключает вменяемости. Предметом психологии является изучение психики как функции мозга, состоящей в отражении объективной реальности, функционировании. Психиатрия изучает причины и сущность психиатрических заболеваний. Однако некоторые виды отклонений от психической нормы изучаются и психологией и психиатрией. В данном случае и психология и психиатрия изучают 1 и тот объект, но с помощью разных методов исследования, которые могут дополнять друг друга. КППЭ определяет:

1) Психическое состояние человека и выводит заключения с учётом уровня психического развития и индивидуальных особенностей и способностей осознавать значение своих действий и руководить ими, у несовершеннолетних имеющих признаки болезненного расстройства (в связи с олигофренией, инфантилизмом, астеническим синдромом);




2) КППЭ назначается для исследования психического состояния подозреваемых, обвиняемых подсудимых, страдающих олигофренией в степени дебильности, психопатиями, неврозами, имеющих явление органического поражения центральной нервной системы и т.д.

3) КППЭ назначается для определения психического состояния свидетеля и потерпевшего обнаруживших признаки -//- для дачи заключения о их способности правильно воспринимать, запоминать и воспроизводить обстоятельства имеющие значение для дела.

4) КППЭ назначается для установления наличия/отсутствия физиологического аффекта в момент совершения противоправных действий у лиц, страдающих психическими заболеваниями. Физиологический аффект может возникать у психически больных людей.

5) КППЭ назначается при определении психического состояния потерпевших по половым преступлениям, которые имеют психопатологические признаки, для дачи заключения об их способности правильно понимать характер и значение совершаемых с ними действий и оказывать сопротивление при посягательствах на их половую неприкосновенность.

6) Реже назначается КППЭ по факту самоубийства.

КППЭ назначается в отношении обвиняемых, свидетелей, потерпевших. Признаки: минимальная мозговая дисфункция, интеллектуальное недоразвитие, психопатии, неврозы и т.д. Иногда работники следствия, дознания, суда полагают, что проще и быстрее назначить сразу КППЭ, чем проводить 2 экспертизы. Это неправильно.

Основные задачи КППЭ:

1) Квалификация психического состояния испытуемого, определение природы, вида и типа психической патологии, её тяжести, личностного выражения, установление взаимоотношения психопатологического и нормальнопсихологического в психике человека и проявление компенсации защитных в процессе нормальной или патологической психической адаптации к требованиям ситуации.



2) Определение некоторых устойчивых психологических свойств личностных черт и динамических состояний психики испытуемых с пограничной патологией психики или пограничной психической нормы: вида, глубины эмоциональной реакции в интересующий ПО момент, виды интеллектуальной, эмоциональной и иных индивидуально-психологических особенностей аномальных или акцентуированных личностей и природы и степени пограничной умственной отсталости.

3) Определение влияния выявленных характеристик личности и особенности психического состояния испытуемого с пограничными проявлениями, нормы и психопатологии на его возможность отражать окружающее, рефлексировать и регулировать своё криминальное или виктимное поведение в конкретной ситуации.

Назначать КППЭ следует в отношении лиц, которые имеют соответствующее состояние психического здоровья. о чём может свидетельствовать медицинская документация и т.д.

На разрешение КППЭ могут быть поставлены различные конкретные задачи:

1) Квалифицировать психическое состояние подэкспертного лица, определить тип и вид психической аномалии.

2) Выяснить имеются ли у подэкспертного такие особенности умственной деятельности, которые могут препятствовать осознанию им значения противоправных действий и руководить своими действиями в ситуации совершения правонарушения.



3) Определить степень влияния характерологических особенностей обследуемого лица на реализацию противоправного поведения.

4) Диагностировать состояние аффекта у психопатических личностей.

На разрешение КППЭ могут быть поставлены следующие вопросы:

1) Страдает ли испытуемый психическим заболеванием? Если да, то каким?

2) Проявляет ли испытуемый признаки пограничных проявлений нормы и психопатологии и, если да, то в чём конкретно они выражаются?

3) Учитывая состояние психического здоровья испытуемого и конкретные обстоятельства дела, мог ли он полностью осознавать значение своих действий?

4) Учитывая состояние психического здоровья испытуемого и особенности исследуемой ситуации, в какой мере он мог руководить своими действиями?

Круг вопросов, который ставится перед экспертом конкретизируется в зависимости от задач экспертизы.

Основные ошибки:

1) Установление индивидуально-психологических особенностей личности подэкспертных, перенёсших нервно-психологический бред и/или имеющих признаки пограничной психической патологии и выяснение их влияния на поведение индивидов в интересующий следователя и суд момент. Важно применять конкретно термин «индивидуально-психологические особенности». Они включают в себя способности, систему отношений, мировоззрение, ценности, мотивы, привычные способы адаптации, реагирования, темперамент, характер, культурные различия и т.д. Типичная ошибка при формулировании вопроса это применение вместо обобщённого термина более узких понятий.

2) Установление у лиц с признаками психической патологии или перенёсших нервно-психологический бред вида и глубины эмоциональных реакций в интересующий следователя и суд момент. Вопрос может быть сформулирован: Находился ли обвиняемый/подсудимый в момент совершения инкриминируемых ему действий в состоянии аффекта. Ошибка: выяснение наличия у подэкспертного в момент совершения инкриминируемых ему действий состояний физиологического аффекта или иного эмоционального состояния оказавшего существенное влияние на его сознание и поведение. Аффект в УК РФ используется как самостоятельный квалифицирующий признак и включает в себя как физиологический аффект, так и эмоциональное состояние, оказывающее существенное влияние на сознание и поведение лица.

3) Установление способности несовершеннолетних обвиняемых имеющих признаки отставания в психическом развитии полностью осознавать значение своих действий и определение в какой мере они способны руководить ими. Вопрос может быть: Страдал ли несовершеннолетний обвиняемый во время совершения инкриминируемого ему деяния психическим расстройством хроническим, временным или иным болезненным состоянием? Если нет, имеется ли у несовершеннолетнего обвиняемого отставание в психическом развитии не связанное с психическим расстройством? Мог ли несовершеннолетний обвиняемый во время совершения инкриминируемого ему деяния осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий, либо руководить ими. Ошибка: формулирование вопроса о соответствии уровня психического развития обвиняемого его паспортному календарному возрасту.

4) Установление способности свидетелей и потерпевших перенёсших нервно-психический бред и/или обнаруживающих признаки психической патологии правильно воспринимать имеющее значение для дела обстоятельство и давать о них правильные показания. Не следует формулировать вопросы, которые относятся к определению достоверности показаний свидетелей и потерпевших, например, «можно ли доверять показаниям подэкспертного?» Оценка показаний прерогатива исключительно судебно-следственных органов.

5) Установление способности малолетних и несовершеннолетних потерпевших по делам об изнасиловании обнаруживающих признаки психических отклонений или перенёсших нервно-психический бред правильно понимать характер и значение действий виновного и оказывать сопротивление. Оптимальная форма вопроса: Могла ли потерпевшая по уровню своего интеллектуального и личностного развития, а также особенностям психического состояния в момент происшествия правильно понимать характер и значение действий обвиняемого или оказывать сопротивление с учётом обстоятельств конкретной обстановки, ситуации.

6) Установление наличия у лица покончившего самоубийством в период предшествовавший его смерти психического состояния, предрасполагавшего к самоубийству и возможных причин возникновения этого состояния. Правил







Сейчас читают про: