Примерные вопросы на вступительном испытании в магистратуру по профилю «Проектное и исследовательское обучение»

1. Происхождение, эволюция и значение понятия «дидактика». Предмет и задачи дидактики. Основные понятия дидактики.

2. Иерархия целей образования. Цель общего образования, цели профессионального образования.

3. Сущность процесса обучения его задачи, структура. Функции процесса обучения. Закономерности и принципы целостного образовательного процесса.

4. Проблема содержания образования. Основные концептуальные подходы к разработке содержания образования. Образовательные стандарты. Учебное планирование. Учебные программы. Учебная литература; задачи, структура, функции.

5. Организационная структура современного образовательного процесса. Формы организации образовательной деятельности. Традиционные формы организации учебной деятельности. Альтернативные формы организации учебной деятельности.

6. Дифференциация и индивидуализация учения. Виды дифференциации обучения. Формы дифференциации обучения. Уровни дифференциации обучения.

7. Методы обучения. Основные классификации методов обучения.

8. Дидактические средства. Понятие и функции дидактических средств. Классификация дидактических средств. Традиционные и инновационные средства обучения. Новые информационные технологии в образовании.

9. Проблема целей воспитания в современном обществе. Философия о сущности человека, его назначении и воспитании. Философский образ человека и модели педагогической деятельности. Характеристика основных моделей воспитания.

10. Общенаучная характеристика теории воспитания как отрасли педагогической науки. Объект, предмет и задачи теории воспитания.

11. Проблема содержания воспитания школьников в современных условиях.

12. Методы воспитания. Классификация методов воспитания.

13. Нравственное воспитание личности. Цель и задачи нравственного воспитания личности. Содержание, формы и методы нравственного воспитания в условиях современной образовательной среды.

14. Эстетическое воспитание и художественное развитие личности. Цель и задачи эстетического воспитания личности. Цель и задачи художественного воспитания. Содержание, формы и методы эстетического и художественного воспитания личности.

15. Цель и задачи трудового воспитания личности в современных условиях. Содержание, формы и методы трудового воспитания личности в современной образовательной среде.

16. Теория и практика физического воспитания в современных условиях. Цель и задачи физического воспитания. Содержание, формы и методы физического воспитания.

17. Теоретические основы управления образовательными системами. Практика управления системой образования. Стили руководства в образовании. Образовательное учреждение как объект управления.

18. Проблема разрешения конфликтных ситуаций в педагогическом коллективе. Педагогический коллектив и его развитие. Аттестация педагогических кадров.

19. Общая характеристика педагогической деятельности. Педагогическая деятельность; особенности, закономерности, формы, характеристики, содержание. Мотивация педагогической деятельности.

20. Стиль педагогической деятельности и педагогические способности. Характеристика понятия «стиль деятельности». Стили педагогической деятельности и их психологические особенности.

21. Методологические основы психологического исследования и их реализация в педагогической психологии (принцип детерминизма, единства психики и деятельности, объективности развития). Классификация методов исследования, применяемых в педагогической психологии.

22. Проблема развития в психологии. Характеристика понятия развитие. Возрастная периодизация. Проблема стадиальности развития. Гетерохрония развития.

23. Проблема средовой и генотипической детерминации развития когнитивных функций. Общая характеристика генотипических и средовых факторов. Роль генотипа и среды в развитии психики индивида. Основные теории взаимодействия генотипа и среды.

24. Психологические теории учения конца ХIХ века.

25. Научная революция в педагогической психологии начала ХХ века. Бихевиоризм и образование. Гештальтпсихология и теории обучения.

26. Концепция обучения и развития Л.С. Выготского. Основные положения теории Л.С. Выготского. Учение о высших психических функциях. Влияние теории Л.С. Выготского на педагогическую психологию и образовательную практику.

27. Теория детского развития Жана Пиаже. Интеллект и адаптация к среде. Формирование когнитивных структур. Ассимиляция и аккомодация как механизмы адаптации. Стадии развития интеллекта.

28. Теория деятельности как фундамент теории учения. Деятельностный подход в психологии. Учебная деятельность, как вид деятельности. Предметное содержание учебной деятельности. Внешняя структура учебной деятельности.

29. Теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина. Базовые теоретические основания подхода П.Я. Гальперина.

30. Психологические основы проблемного обучения. Источники идеи психологии проблемного обучения. Проблемные ситуации в обучении.

31. Теоретические основы развивающего обучения. Концепция развивающего обучения Л.В. Занкова. Концепция развивающего обучения В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина.

32. Гуманистическая психология и современное образование. Учение о самоактуализации А. Маслоу. Гуманистическая психология о двух типах учения.

33. Психологические основы исследовательского и проектного обучения.

34. Проблема обучения и развития в современной психологии.

35. Психодиагностика в современном образовании. От «диагностики отбора» к «диагностике развития». Виды диагностики в образовании.

36. Мотивация учения. Классификации мотивов учения. Иерархия мотивов учебной деятельности. Диагностика мотивационно-потребностной сферы личности.

37. Образовательная среда как фактор развития личности. Общая характеристика понятия образовательная среда. Основные теоретические модели образовательной среды. Образовательная среда в общекультурном контексте.

38. Организация проектной и исследовательской деятельности в образовательных организациях.

39. Методы и технологии организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся.

40. Организация проектной и исследовательской деятельности детей в дополнительном образовании.

41. Социальное проектирование в процессе образования.

42. Конкурсное движения среди проектных и исследовательских работ детей и подростков.

43. Исследовательская деятельность обучающихся: актуальность, проблемы, технологии организации.

44. Проектная деятельность обучающихся: актуальность, проблемы, технологии организации.

45. Проектно-исследовательская деятельность: актуальность, проблемы, технологии организации.

46. Учебное исследование: актуальность, проблемы, технологии организации.

47. Развитие субъект-субъектных отношений в исследовательской деятельности обучающихся.

48. Современное понимание смысла исследовательской деятельности обучающихся и воспитанников.

49. Отличие исследовательской деятельности обучающихся и воспитанников от проектной и конструктивной.

50. Специфика реализации исследовательских задач в школе.

51. Классификация творческих работ учащихся в области естественных и гуманитарных наук.

52. Интеграция программы общего и дополнительного образования детей и подростков.

53. Групповые и индивидуальные занятия и консультации, выездные мероприятия, семинары и конференции как формы организации проектной деятельности.

54. Роль учителя и ученика в проектной деятельности.

55. Оценивание успешности исследовательских работ обучающихся.

56. Программа работы образовательной организации общего образования по развитию исследовательской деятельности детей.

57. Подготовка обучающихся к работе над учебным проектом.

58. Подготовка обучающихся к работе над учебным исследованием.

59. Мыследеятельностные элементы проектной и исследовательской деятельности: выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса (поиск гипотезы), формулировка предположения (гипотезы), обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия.

60. Презентационные элементы проектной и исследовательской деятельности: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчёта о проделанной работе.

61. Коммуникативные элементы проектной и исследовательской деятельности: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, находить консенсус.

62. Поисковые элементы проектной и исследовательской деятельности: находить информацию по каталогам, контекстный поиск, в гипертексте, в Интернет, формулирование ключевых слов.

63. Информационные элементы проектной и исследовательской деятельности: структурирование информации, выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск.

64. Проведение учебного эксперимента в школе: организация рабочего места, подбор необходимого оборудования, подбор и приготовление материалов (реактивов), проведение собственно эксперимента, наблюдение хода эксперимента, измерение параметров, осмысление полученных результатов.

65. Оценивание успешности обучающегося в выполнении проекта.

66. Оценивание успешности обучающегося в выполнении исследования.

67. Универсальные учебные действия как основа проектной и исследовательской деятельности обучающихся.

Представленный список экзаменационных вопросов может быть незначительно изменен и откорректирован.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: