Предмет, задачи и проблемы педагогической психологии
Предмет педагогической психологии. Психология обучения и учебной деятельности. Психология учебно-педагогического сотрудничества и общения.
Основные понятия: обучение, воспитание, развитие, учебная деятельность, формирование. Основные задачи педагогической психологии. Основные проблемы исследований в педагогической психологии.
Учебная деятельность
Сущность понятий: научение, учение, обучение и их взаимосвязь. Научение как процесс и результат приобретения индивидуального опыта. Типы научения. Сущность учения. Основные трактовки учения в зарубежной и отечественной педагогике и психологии (Я.А. Коменский, И. Гербарт, Ф.А. Дистервег, Дж. Дьюи, В. Лай, К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев, К. Коффка, Ж. Пиаже). Основные теории учения в отечественной психологии.
Личностно-деятельностный подход к обучению. Сущность учебной деятельности. Структура и специфика учебной деятельности. Мотивация учебной деятельности, виды мотивов учения. Учебная задача и её роль в обучении. Учебные действия, общие (обобщённые) способы действий и частные (операции, приёмы). Действия контроля в учебной деятельности. Психолого-педагогические особенности формирования учебной деятельности.
Усвоение знаний. Свойства знаний: системность, обобщенность, осознанность, гибкость, действенность, полнота, прочность (по И.Я. Лернеру, В.М. Полонскому и др.). Этапы формирования знаний. Соотношение знания и понимания. Сущность умений и навыков. Поэтапное формирование умственных действий и понятий (П.Я. Гальперин).
Роль и значение оценки учителя. Опыт безотметочного обучения учащихся. Обучаемость. Зона ближайшего развития по Л.С. Выготскому и возможности умственного развития учеников. Обученность, воспитанность, развитость школьника, их показатели и уровни.