Раздел 2. Возрастная психология

Основные закономерности психического развития

Психическое развитие: условия, источники, предпосылки, факторы, характеристики, механизмы. Понятие о врожденных особенностях психики. Социальные факторы как условие и источник психического развития. Понятие о биогенетических и социогенетических теориях психического развития.

Собственная активность ребенка как детерминанта развития. Роль общения в процессе формирования психики. Формы общения (Лисина М.И.): ситуативно-личностная, ситуативно-деловая, внеситуативно-познавательная, внеситуативно-личностная. Особенности общения со взрослыми и сверстниками. Социальная ситуация общения, ее роль в процессе становления психики.

Понятие возраста в психологии. Проблема возраста и возрастная периодизация. Структура и динамика возраста. Литические и критические периоды психического развития ребенка. Современные периодизации психического развития.

Психическое развитие и личностное становление на разных этапах онтогенеза

Пренатальное развитие и его роль в становлении психики ребенка. Общая характеристика периода новорожденности. Психическое развитие в младенческом возрасте. Ведущая роль общения со взрослыми. Развитие речи. Роль игрушки в психическом развитии ребенка. Развитие движений: хватание, манипулятивные действия, ходьба. Кризис первого года жизни.

Психическое развитие в раннем детстве. Этапы развития предметной деятельности, ее значение для психического развития. Восприятие. Сенсорное развитие и его значение. Память, ее развитие и функции в раннем детстве. Ранние формы наглядно-действенного мышления. Развитие пассивной и активной речи, ее значение для развития ребенка. Особенности развития игровой деятельности. Предпосылки формирования личности в раннем возрасте. Сущность и симптоматика «кризиса трех лет». Основные новообразования раннего возраста.

Общая характеристика дошкольного возраста. Игра как ведущая деятельность дошкольника. Продуктивные виды деятельности: изобразительная деятельность, конструирование, театрализации, элементарный труд, элементы учения. Общая характеристика познавательных процессов у дошкольника.

Развитие личности дошкольника. Особенности мотивов поведения, возникновение иерархии мотивов. Формирование произвольных форм поведения. Развитие нравственных чувств и эмоциональной сферы. Основные новообразования дошкольного возраста. Кризис 7 лет, его особенности.

Проблема готовности к школьному обучению. Социально-психологическая сущность адаптации ребенка к школе. Учебная деятельность - ведущая деятельность младшего школьника. Ее структура и состав. Виды учебных мотивов. Развитие психических процессов младшего школьника. Формирование ВПФ. Развитие личности младшего школьника. Формирование характера, интеллекта, самосознания. Основные психологические новообразования в младшем школьном возрасте.

Проблема кризиса подросткового возраста. Роль индивидуальных и половых различий. Формы проявления «чувства взрослости». Возникновение нового типа общения в подростковом периоде. Роль сверстников в психическом развитии подростка. Самосознание и самооценка в подростковом возрасте.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: