Система повышения квалификации. Однако не все инновационное может быть по­лезным, носить развивающий, позитивный характер


Однако не все инновационное может быть по­лезным, носить развивающий, позитивный характер. Органичной частью педагогической деятельности могут считаться только те инновации, которые ра­ботают на ее стабилизацию и развитие. Такой философско-системный подход к образованию и процессам, в нем происходящим, выводит нас на культурологический уровень анализа при оценке конкретных инновационных процессов.

Таким образом, проанализировав различные трактовки феномена традиции, мы пришли к выво­ду, что способность любой культурной общности к самовоспроизводству путем передачи от поколе­ния к поколению своих специфических ценностей, отраженных в ментальное™ ее представителей, си­стеме знаний, сформированных предшествующим культурным развитием традиций, - решающий фак­тор, обеспечивающий существование и развитие общности в течение исторического периода. В на­стоящее время необходимо осмыслить и обобщить духовный мир русского народа, основанный на традициях и опыте русской педагогики, выбирая те пласты ментальное™, на которые можно опереть­ся, выбрать те традиции, которые восприимчивы к новациям. В педагогической науке традиция вы­ступает как стабилизирующий фактор мировоззрен­ческих, методологических, концептуальных средств, исходящих из теоретических представлений о на­уке как форме деятельности.

Рассматривая вопросы модернизации современ­ного образования, целесообразно остановиться на соотношении традиционного и инновационного в процессе перехода общества к современному (информационному, постиндустриальному) этапу его развития.

Процесс модернизации можно представить как процесс создания институтов и отношений, ценно­стей и норм, который требует предваряющего из­менения идентичности людей модернизирующего­ся общества и завершается сменой их идентичности. Подобная цель прямо и явно ставится в модерниза-ционных теориях. В связи с вышесказанным вопрос соотношения традиций и инноваций является осо­бенно актуальным для определения норм и ценнос­тей, на основе которых будет развиваться образо­вание в современном информационном обществе.

С исторической точки зрения ни один из наро­дов, прошедших модернизацию, не сменил свою идентичность, то есть то, что является традицией и передается из поколения в поколение (архетип), не подвергается инновациям. В модернизационных теориях требование смены идентичности - это тре­бование тех новых рамок самоотождествления, которые соответствовали бы и по крайней мере не противоречили бы западным ценностям и соци­альным установлениям, таким как соблюдение прав индивида и других ценностей и институтов граждан­ского общества, морали, уходящей корнями в за­падное христианство, трудовой этики и др. На язы­ке повседневной жизни, как отмечает Г.П. Федотова, теоретическое утверждение о необходимости смены идентичности состоит в предположении или


требовании, чтобы китаец или другой человек не­западного общества поступал в своих жизненных ситуациях так же, как американец или европеец. Предельный характер такого требования вызвал к жизни незападные модернизации.

Осуществляя модернизацию российского образо­вания с ориентацией на международный (западноев­ропейский и американский) опыт, следует серьезное внимание уделить специфике культуры, менталите­та, местных особенностей. Опыт нельзя импорти­ровать или перенести из одних условий в другие. Модернизация должна проходить в благоприятных условиях, учитывая предшествующие традиции и со­временное состояние общества. Данный принцип получил название «генетической совместимости» [14, 97].

Многие ученые, исследуя вопросы развития об­щества, полагают, что самым важным в традицион­ных обществах является отсутствие выделенной персональности. В.Г. Федотова отмечает, что это следствие доминирования традиции, ибо соци­альный запрос на индивидуальность - это запрос на субъекта творческой деятельности, способного производить новое. Он возникает в современных обществах.

Вторым по значению после преобладания тра­диции над инновацией признаком традиционного общества является наличие религиозного или ми­фологического оправдания традиции. Возможность быстрых преобразований блокируется этими фор­мами сознания, и модернизаторские попытки, ко­торые могут иметь место, не завершаются, возни­кает попятное движение. Именно это - движение вперед и возврат назад - создает циклический ха­рактер развития, характерный для традиционных обществ.

Невыделенность индивидуальности, персональ­ности определяется не только отсутствием интере­са к инновациям, но и коллективистским характе­ром представлений. Коллективистский характер традиционных культур не означает, что в них нет ярких, особенных, не похожих на других людей. Они есть, но их социальная роль определена спо­собностью выражать коллективные представления. Конкретное поведение людей в традиционном обществе обусловлено нормами, которые заданы традицией, религией, общиной или коллективом. Соответственно, преобладающим типом ценностей в них являются авторитарные ценности, то есть те, которые поддержаны традицией и поддерживают ее, и коллективистские представления.

Совершенно понятна ориентация таких обществ не на науку, а на мировоззрение. В духовном смыс­ле это общество не живет сегодняшним днем: в нем нарабатываются долговременные смысловые содержания.

В ходе нашего исследования было выявлено, что неудачное сочетание традиций и инноваций в ходе модернизации российского общества и об­разования грозит проблемными ситуациями.

Модернизация российского образования со всеми осуществляемыми в ходе ее инновациями





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: