Примечания. 1. Для сухого и мокрого состояний покрытия большие значения коэффициента сцепления принимают для ровных покрытий

1. Для сухого и мокрого состояний покрытия большие значения коэффициента сцепления принимают для ровных покрытий, меньшие - для покрытий, имеющих неровности.

2. Для гололеда, снежного наката и рыхлого снега большие значения коэффициента сцепления принимают при температуре воздуха -20°С и ниже, меньшие при температуре выше -10°С.

3. Значения коэффициента сцепления приведены для шин с протектором.

Для существующих дорог максимальная скорость может быть определена на основе наблюдений за режимами движения как скорость свободного движения легковых автомобилей 85%-ной обеспеченности или как скорость транспортного потока 95%-ной обеспеченности в характерных условиях движения.

1.9.5. Каждому периоду года соответствует характерное состояние поверхности дороги, принимаемое за расчетное.

А. В зимний период:

1) слой рыхлого снега на поверхности покрытия и обочин имеется только во время снегопада и метелей в перерывах между проходами снегоочистительных машин;

2) проезжая часть чистая от снега, уплотненный снег и лед на прикромочных полосах, рыхлый снег на обочинах;

3) слой плотного снежного наката на проезжей части, слой рыхлого снега на обочинах;

4) гололед на покрытии;

5) покрытие влажное, тонкий слой рыхлого мокрого снега или слой снега и льда, растворенного хлоридами.

Состояния 1, 2, 4 и 5 принимают расчетными для дорог I, II и III категорий, состояния 2 и 3 - для дорог III и IV категорий.

Расчетная толщина слоя рыхлого снега на покрытии принимается по многолетним данным дорожно-эксплуатационной службы в зависимости от защищенности дороги от снежных заносов и оснащенности дорожной службы машинами для зимнего содержания, но не менее 10 мм.

Б. В осенне-весенние переходные периоды:

1) вся поверхность дороги мокрая, чистая;

2) проезжая часть мокрая, чистая; прикромочные полосы загрязнены;

3) проезжая часть мокрая, загрязненная.

Состояние 1 принимают расчетным для дорог I и II категории с обочинами, укрепленными на всю ширину каменными материалами с применением минеральных или органических вяжущих, состояние 2 - для дорог, имеющих укрепленные краевые полосы или обочины, укрепленные щебеночными и гравийными материалами без вяжущих, состояние 3 - для дорог без укрепленных краевых полос и обочин.

В. В летний период:

сухое чистое покрытие, сухие твердые обочины.

1.9.6. Каждому расчетному состоянию покрытия соответствуют определенный коэффициент сопротивления качению и коэффициент сцепления (табл. 1.22 и 1.23), изменяющиеся в зависимости от скорости:

f = f + K (v - 20);

v 20 f

фи = фи - бета (v - 20),

v 20 фи

где f_20 и фи_20 - коэффициент сопротивления качению и коэффициент

сцепления при скорости 20 км/ч;

K_f и бета_фи - коэффициенты изменения сопротивления качению и

сцепления в зависимости от скорости. При скорости до

60 км/ч значение K_f = 0; при больших скоростях

K_f = 0,00025 для легкового автомобиля;

v - скорость, для которой определяются значения f_v или

фи_v, км/ч.

1.9.7. Максимальную скорость на прямых участках дороги определяют по динамическим характеристикам автомобиля и проверяют возможность ее достижения по соотношению сил сцепления и сопротивления качению.

Максимально возможная скорость движения на подъеме по сцеплению колеса с дорогой с учетом сопротивления качению при расчетном состоянии покрытия составляет:

m фи - f - i

20 20

v = ───────────────── + 20,

ф max m бета + K

фи f

где m - коэффициент сцепного веса для легкового автомобиля,

принимаемый равным 0,5-0,55;

i - продольный уклон в долях единицы.

1.9.8. Максимально допустимую скорость на спуске и на участках с ограниченной видимостью в плане и профиле определяют из условия торможения перед внезапно возникшим препятствием на поверхности дороги исходя из расстояния видимости и коэффициента сцепления, соответствующего расчетному состоянию покрытия.

1.9.9. Максимальную скорость при различной ширине проезжей части, краевых укрепительных полос и укрепленных обочин в зависимости от их состояния можно определить из схемы расчета требуемой ширины укрепленной поверхности дороги. При этом на дорогах, не имеющих укрепленных обочин, фактически ширина укрепленной поверхности в неблагоприятные периоды года определяется с учетом ее уменьшения за счет загрязнения прикромочных полос, образования на них снежного наката, льда и т.д.:

В = В + 2у - 2К,

iф о

где В и у_о - проектная ширина проезжей части и краевых

укрепительных полос, м;

К - ширина полосы загрязнения в зимний и осенне-весенний

периоды принимается в зависимости от типа укрепления

обочин по табл. 1.24.

1.9.10. В отдельных случаях при систематически действующих сезонных сильных ветрах проверяют обеспеченность расчетной скорости на ветроопасных участках дорог (не защищенные лесом насыпи, в нулевых отметках, полунасыпи-полувыемки и выемки глубиной до 1,5 м, участки, проходящие по водоразделам и открытым возвышенностям, высокие насыпи и подходы к мостам). Воздействие ветра не учитывается на участках дороги, расположенных в лесу и выемках глубиной более 1,5 м.

Расчетную скорость ветра определяют по данным ближайшей метеостанции с учетом положения дороги на местности и ее защищенности, а также порывистости ветра. Значения коэффициента обеспеченности расчетной скорости в зависимости от расчетной скорости ветра приведены на рис. 1.8.

Таблица 1.24

┌────────────┬────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ Тип │ Сокращение ширины укрепленной поверхности дороги, м │

│ укрепления ├────────────────────────────────────┬───────────────────────────────────────┤

│ обочины │ в зимний период │ в осенне-весенние периоды │

│ ├──────────┬─────────┬───────────────┼────────┬─────────────┬────────────────┤

│ │на прямых │на кривых│ на участках, │ на │ на кривых в │на участках, где│

│ │ участках │ в плане │где установлены│ прямых │ плане │ установлены │

│ │ │радиусом │ ограждения, │участках│ радиусом │ ограждения, │

│ │ │менее 600│ направляющие │ │ менее 600 м │ направляющие │

│ │ │ м │ столбики, │ │ │столбики, тумбы,│

│ │ │ │тумбы, парапеты│ │ │ парапеты │

├────────────┼──────────┼─────────┼───────────────┼────────┼─────────────┼────────────────┤

│Слой щебня│ 0,2-0,4 │0,3-0,50 │ 0,3-0,5 │0,10-0,3│ 0,1-0,3 │ 0,1-0,3 │

│или гравия │ ──────── │──────── │ ───────── │─────── │ ───────── │ ──────── │

│ │ 0,4-0,6 │ 1,2-1,8 │ 0,5-1,0 │0,2-0,4 │ 0,2-0,4 │ 0,3-0,8 │

├────────────┼──────────┼─────────┼───────────────┼────────┼─────────────┼────────────────┤

│Засев трав │ 0,2-0,75 │0,3-0,50 │ 0,3-0,5 │0,1-0,3 │ 0,1-0,3 │ 0,1-0,3 │

│ │ ──────── │──────── │ ───────── │─────── │ ───────── │ ──────── │

│ │ 0,4-1,0 │ 1,2-1,8 │ 1,2-1,8 │0,4-0,6 │ 0,4-0,6 │ 0,5-1,0 │

├────────────┼──────────┼─────────┼───────────────┼────────┼─────────────┼────────────────┤

│Обочины не│ 0,2-0,75 │ 0,4-0,6 │ 0,4-0,6 │0,1-0,5 │ 0,1-0,5 │ 0,1-0,5 │

│укреплены │ ──────── │ ─────── │ ───────── │─────── │ ───────── │ ──────── │

│ │ 0,4-1,0 │ 1,2-2,0 │ 1,2-1,8 │0,6-0,8 │ 0,6-0,8 │ 1,0-1,5 │

├────────────┼──────────┼─────────┼───────────────┼────────┼─────────────┼────────────────┤

│Бордюр высо-│ 3-8h │ 3-8h │ 3-8h │ 3h │ 3h │ 3h │

│той h │ ─────── │ ─────── │ ─────── │ ──── │ ──── │ ──── │

│ │ 6-12h │ 6-12h │ 6-12h │ 6h │ 6h │ 6h │

└────────────┴──────────┴─────────┴───────────────┴────────┴─────────────┴────────────────┘


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: