1. Для сухого и мокрого состояний покрытия большие значения коэффициента сцепления принимают для ровных покрытий, меньшие - для покрытий, имеющих неровности.
2. Для гололеда, снежного наката и рыхлого снега большие значения коэффициента сцепления принимают при температуре воздуха -20°С и ниже, меньшие при температуре выше -10°С.
3. Значения коэффициента сцепления приведены для шин с протектором.
Для существующих дорог максимальная скорость может быть определена на основе наблюдений за режимами движения как скорость свободного движения легковых автомобилей 85%-ной обеспеченности или как скорость транспортного потока 95%-ной обеспеченности в характерных условиях движения.
1.9.5. Каждому периоду года соответствует характерное состояние поверхности дороги, принимаемое за расчетное.
А. В зимний период:
1) слой рыхлого снега на поверхности покрытия и обочин имеется только во время снегопада и метелей в перерывах между проходами снегоочистительных машин;
2) проезжая часть чистая от снега, уплотненный снег и лед на прикромочных полосах, рыхлый снег на обочинах;
3) слой плотного снежного наката на проезжей части, слой рыхлого снега на обочинах;
4) гололед на покрытии;
5) покрытие влажное, тонкий слой рыхлого мокрого снега или слой снега и льда, растворенного хлоридами.
Состояния 1, 2, 4 и 5 принимают расчетными для дорог I, II и III категорий, состояния 2 и 3 - для дорог III и IV категорий.
Расчетная толщина слоя рыхлого снега на покрытии принимается по многолетним данным дорожно-эксплуатационной службы в зависимости от защищенности дороги от снежных заносов и оснащенности дорожной службы машинами для зимнего содержания, но не менее 10 мм.
Б. В осенне-весенние переходные периоды:
1) вся поверхность дороги мокрая, чистая;
2) проезжая часть мокрая, чистая; прикромочные полосы загрязнены;
3) проезжая часть мокрая, загрязненная.
Состояние 1 принимают расчетным для дорог I и II категории с обочинами, укрепленными на всю ширину каменными материалами с применением минеральных или органических вяжущих, состояние 2 - для дорог, имеющих укрепленные краевые полосы или обочины, укрепленные щебеночными и гравийными материалами без вяжущих, состояние 3 - для дорог без укрепленных краевых полос и обочин.
В. В летний период:
сухое чистое покрытие, сухие твердые обочины.
1.9.6. Каждому расчетному состоянию покрытия соответствуют определенный коэффициент сопротивления качению и коэффициент сцепления (табл. 1.22 и 1.23), изменяющиеся в зависимости от скорости:
f = f + K (v - 20);
v 20 f
фи = фи - бета (v - 20),
v 20 фи
где f_20 и фи_20 - коэффициент сопротивления качению и коэффициент
сцепления при скорости 20 км/ч;
K_f и бета_фи - коэффициенты изменения сопротивления качению и
сцепления в зависимости от скорости. При скорости до
60 км/ч значение K_f = 0; при больших скоростях
K_f = 0,00025 для легкового автомобиля;
v - скорость, для которой определяются значения f_v или
фи_v, км/ч.
1.9.7. Максимальную скорость на прямых участках дороги определяют по динамическим характеристикам автомобиля и проверяют возможность ее достижения по соотношению сил сцепления и сопротивления качению.
Максимально возможная скорость движения на подъеме по сцеплению колеса с дорогой с учетом сопротивления качению при расчетном состоянии покрытия составляет:
m фи - f - i
20 20
v = ───────────────── + 20,
ф max m бета + K
фи f
где m - коэффициент сцепного веса для легкового автомобиля,
принимаемый равным 0,5-0,55;
i - продольный уклон в долях единицы.
1.9.8. Максимально допустимую скорость на спуске и на участках с ограниченной видимостью в плане и профиле определяют из условия торможения перед внезапно возникшим препятствием на поверхности дороги исходя из расстояния видимости и коэффициента сцепления, соответствующего расчетному состоянию покрытия.
1.9.9. Максимальную скорость при различной ширине проезжей части, краевых укрепительных полос и укрепленных обочин в зависимости от их состояния можно определить из схемы расчета требуемой ширины укрепленной поверхности дороги. При этом на дорогах, не имеющих укрепленных обочин, фактически ширина укрепленной поверхности в неблагоприятные периоды года определяется с учетом ее уменьшения за счет загрязнения прикромочных полос, образования на них снежного наката, льда и т.д.:
В = В + 2у - 2К,
iф о
где В и у_о - проектная ширина проезжей части и краевых
укрепительных полос, м;
К - ширина полосы загрязнения в зимний и осенне-весенний
периоды принимается в зависимости от типа укрепления
обочин по табл. 1.24.
1.9.10. В отдельных случаях при систематически действующих сезонных сильных ветрах проверяют обеспеченность расчетной скорости на ветроопасных участках дорог (не защищенные лесом насыпи, в нулевых отметках, полунасыпи-полувыемки и выемки глубиной до 1,5 м, участки, проходящие по водоразделам и открытым возвышенностям, высокие насыпи и подходы к мостам). Воздействие ветра не учитывается на участках дороги, расположенных в лесу и выемках глубиной более 1,5 м.
Расчетную скорость ветра определяют по данным ближайшей метеостанции с учетом положения дороги на местности и ее защищенности, а также порывистости ветра. Значения коэффициента обеспеченности расчетной скорости в зависимости от расчетной скорости ветра приведены на рис. 1.8.
Таблица 1.24
┌────────────┬────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│ Тип │ Сокращение ширины укрепленной поверхности дороги, м │
│ укрепления ├────────────────────────────────────┬───────────────────────────────────────┤
│ обочины │ в зимний период │ в осенне-весенние периоды │
│ ├──────────┬─────────┬───────────────┼────────┬─────────────┬────────────────┤
│ │на прямых │на кривых│ на участках, │ на │ на кривых в │на участках, где│
│ │ участках │ в плане │где установлены│ прямых │ плане │ установлены │
│ │ │радиусом │ ограждения, │участках│ радиусом │ ограждения, │
│ │ │менее 600│ направляющие │ │ менее 600 м │ направляющие │
│ │ │ м │ столбики, │ │ │столбики, тумбы,│
│ │ │ │тумбы, парапеты│ │ │ парапеты │
├────────────┼──────────┼─────────┼───────────────┼────────┼─────────────┼────────────────┤
│Слой щебня│ 0,2-0,4 │0,3-0,50 │ 0,3-0,5 │0,10-0,3│ 0,1-0,3 │ 0,1-0,3 │
│или гравия │ ──────── │──────── │ ───────── │─────── │ ───────── │ ──────── │
│ │ 0,4-0,6 │ 1,2-1,8 │ 0,5-1,0 │0,2-0,4 │ 0,2-0,4 │ 0,3-0,8 │
├────────────┼──────────┼─────────┼───────────────┼────────┼─────────────┼────────────────┤
│Засев трав │ 0,2-0,75 │0,3-0,50 │ 0,3-0,5 │0,1-0,3 │ 0,1-0,3 │ 0,1-0,3 │
│ │ ──────── │──────── │ ───────── │─────── │ ───────── │ ──────── │
│ │ 0,4-1,0 │ 1,2-1,8 │ 1,2-1,8 │0,4-0,6 │ 0,4-0,6 │ 0,5-1,0 │
├────────────┼──────────┼─────────┼───────────────┼────────┼─────────────┼────────────────┤
│Обочины не│ 0,2-0,75 │ 0,4-0,6 │ 0,4-0,6 │0,1-0,5 │ 0,1-0,5 │ 0,1-0,5 │
│укреплены │ ──────── │ ─────── │ ───────── │─────── │ ───────── │ ──────── │
│ │ 0,4-1,0 │ 1,2-2,0 │ 1,2-1,8 │0,6-0,8 │ 0,6-0,8 │ 1,0-1,5 │
├────────────┼──────────┼─────────┼───────────────┼────────┼─────────────┼────────────────┤
│Бордюр высо-│ 3-8h │ 3-8h │ 3-8h │ 3h │ 3h │ 3h │
│той h │ ─────── │ ─────── │ ─────── │ ──── │ ──── │ ──── │
│ │ 6-12h │ 6-12h │ 6-12h │ 6h │ 6h │ 6h │
└────────────┴──────────┴─────────┴───────────────┴────────┴─────────────┴────────────────┘