1. Большие значения коэффициента ламбда для сухого покрытия (соответственно меньшие значения для мокрого) в летний и переходные периоды года принимают при наличии краевых укрепительных полос или укрепленных обочин.
2. Для зимнего периода года значения коэффициента назначают с учетом уровня оснащения службы эксплуатации машинами и оборудованием для зимнего содержания, принятого в проекте. Минимальное значение ламбда для мокрого покрытия, рыхлого снега, снежного наката и гололеда на покрытии принимают при 100% оснащенности по сравнению с нормативной, соответственно максимальные значения ламбда принимают при оснащенности 50% и менее.
Пропускную способность проверяют для состояния дороги и условий погоды в зимний и осенне-весенний периоды в соответствии с "Руководством по оценке пропускной способности автомобильных дорог" Минавтодора РСФСР.
Оценка безопасности движения по сезонным графикам
коэффициентов аварийности
1.9.15. Для учета влияния погодно-климатических факторов на безопасность движения и оценки изменения условий движения в различные сезоны года для дорог в I и II зонах строят сезонные графики коэффициентов аварийности применительно к летнему, зимнему и переходным периодам года. В III зоне (за исключением дорог с регулярным автобусным движением) графики строят только для летнего и переходных периодов.
1.9.16. Для проектируемых дорог частные коэффициенты аварийности принимают исходя из ожидаемого изменения параметров геометрических элементов дорог в разные сезоны года. Для этого проектные значения параметров умножают на поправочные коэффициенты (табл. 1.26). По полученным значениям геометрических параметров дорог в разные периоды года определяют частные коэффициентов аварийности (см. п. 1.4).
Для существующих дорог следует исходить из установленных наблюдениями параметров дорог в различных погодно-климатических условиях.
1.9.17. Графики коэффициентов аварийности для разных сезонов следует совмещать на одном бланке, что дает возможность выявить опасные участки и оценить изменение степени их опасности по сезонам года. На графиках должны отмечаться места ДТП в разные сезоны года с указанием их вида.
Таблица 1.26
┌─────────────────────────┬─────────────────────────────────────────────┐
│ Учитываемый фактор │ Значения поправочных коэффициентов для │
│ │ разных сезонов года │
│ ├───────┬────────────┬────────────┬───────────┤
│ │ Лето │ Осень │ Зима │ Весна │
├─────────────────────────┼───────┼────────────┼────────────┼───────────┤
│Сезонные колебания│ 1,0 │1,2-1,4*(1) │0,7-1,0*(2) │ 0,8-0,9 │
│интенсивности и состава│ │ │ │ │
│движения │ │ │ │ │
├─────────────────────────┼───────┼────────────┼────────────┼───────────┤
│Эффективная используемая│ │ │ │ │
│ширина проезжей части в│ │ │ │ │
│связи с образованием│ │ │ │ │
│снежных отложений или│ │ │ │ │
│наличием грязных обочин: │ │ │ │ │
│при неукрепленных│ 1,0 │ 0,96-1,00 │0,8-0,98*(1)│ 0,95-1,0 │
│обочинах │ │ │ │ │
│при укрепленных обочинах│ 1,0 │ 1,0 │ 0,95-1,0 │ 1,0 │
│и наличии краевых полос │ │ │ │ │
├─────────────────────────┼───────┼────────────┼────────────┼───────────┤
│Уменьшение ширины обочин│ │ │ │ │
│за счет образования│ │ │ │ │
│снежных отложений на│ │ │ │ │
│обочинах: │ │ │ │ │
│неукрепленных │ 1,0 │0,5-1,03*(3)│0,5-1,0*(3) │0,5-1,0*(3)│
│укрепленных │ 1,0 │ 1,0 │0,5-1,0*(3) │ 1,0 │
├─────────────────────────┼───────┼────────────┼────────────┼───────────┤
│Ограничение видимости на│ 1,0 │ 1,0 │ 0,7-1,0 │ 1,0 │
│кривых в плане снежными│ │ │ │ │
│валами, образующимися на│ │ │ │ │
│обочинах при очистке│ │ │ │ │
│дороги от снега │ │ │ │ │
├─────────────────────────┼───────┼────────────┼────────────┼───────────┤
│Ограничение видимости на│1,0*(4)│ 0,8-0,9 │ 0,7-0,9 │ 0,9-1,0 │
│прямых участках из-за│ │ │ │ │
│снегопадов, туманов и│ │ │ │ │
│метелей │ │ │ │ │
├─────────────────────────┼───────┼────────────┼────────────┼───────────┤
│Уменьшение ширины│ 1,0 │ 0,9-1,0 │ 0,8-1,0 │ 1,0 │
│проезжей части мостов по│ │ │ │ │
│сравнению с проезжей│ │ │ │ │
│частью дороги из-за│ │ │ │ │
│снежных отложений и│ │ │ │ │
│насосов грязи у бордюра│ │ │ │ │
│или тротуара │ │ │ │ │
├─────────────────────────┼───────┼────────────┼────────────┼───────────┤
│Изменение соотношения│ │ │ │ │
│интенсивности движения по│ │ │ │ │
│дорогам, пересекающимся в│ │ │ │ │
│одном уровне: │ │ │ │ │
│в связи с использованием│ 1,0 │ 1,0-1,4 │ 0,9-1,0 │ 1,0-1,4 │
│съездов на полевые дороги│ │ │ │ │
│в связи с колебаниями│ 1,0 │ 1,2-1,4 │ 0,7-1,0 │ 0,8-0,9 │
│интенсивности движения по│ │ │ │ │
│основной дороге │ │ │ │ │
├─────────────────────────┼───────┼────────────┼────────────┼───────────┤
│Изменение видимости на│ 1,0 │ 1,0 │0,2-1,0*(5) │ │
│пересечениях в одном│ │ │ │ │
│уровне из-за снеговых│ │ │ │ │
│валов на обочинах и у│ │ │ │ │
│снегозащитных насаждений │ │ │ │ │
├─────────────────────────┼───────┼────────────┼────────────┼───────────┤
│Изменение используемого│ │ │ │ │
│числа полос движения на│ │ │ │ │
│проезжей части из-за│ │ │ │ │
│снежных отложений и│ │ │ │ │
│грязных обочин на│ │ │ │ │
│дорогах: │ │ │ │ │
│с двумя и четырьмя│ 1,0 │ 1,0 │ 1,0 │ 1,0 │
│полосами движения │ │ │ │ │
│с тремя полосами движения│ 1,0 │ 0,67 │ 0,67 │ 1,0 │
├─────────────────────────┼───────┴────────────┴────────────┴───────────┤
│Расстояние от застройки│ Учитываются фактические условия движения │
│до проезжей части │ пешеходов в населенном пункте в разные │
│ │ периоды года │
├─────────────────────────┼───────┬────────────┬────────────┬───────────┤
│Скользкость покрытия │ 1,0 │ 0,7-1,0 │ 0,5-0,8 │ 0,8-1,0 │
└─────────────────────────┴───────┴────────────┴────────────┴───────────┘
──────────────────────────────
*(1) Верхний предел принимается для дорог I и II категорий, нижний - для III и IV категорий.
*(2) Верхний предел - для дорог III и IV категорий, нижний - для I и II категорий.
*(3) Большие значения принимают при очистке обочин на всю ширину.
*(4) Расстояние видимости летом по метеорологическим условиям принимают равным 500 м.
*(5) Меньшее значение относится к пересечениям, на которых снежные валы из пределов треугольника видимости не убираются.
1.9.18. При построении сезонных графиков коэффициентов аварийности необходимо учитывать зоны влияния дорожных элементов (табл. 1.27).
Таблица 1.27
┌─────────────────────────────────┬─────────────────────────────────────┐
│ Элемент дороги │ Зона влияния │
│ ├───────────┬────────┬────────┬───────┤
│ │ зимой │ осенью │ весной │ летом │
├─────────────────────────────────┼───────────┴────────┴────────┴───────┤
│Подъемы и спуски │За вершиной подъема 100 м, у подошвы │
│ │ спуска 150 м │
├─────────────────────────────────┼───────────┬─────────────────────────┤
│Пересечения в одном уровне: │ │ │
│при наличии твердого покрытия на│По 100 м в │ По 50 в каждую сторону │
│пересекаемой дороге │ каждую │ │
│ │ сторону │ │
│при отсутствии твердого покрытия│ То же │ По 100-150 м в каждую │
│на пересекаемой дороге │ │сторону в зависимости от │
│ │ │ типа грунта │
├─────────────────────────────────┼───────────┴─────────────────────────┤
│Кривые в плане с обеспеченной│ По 50 м от начала и конца кривой │
│видимостью при 400 м │ │
├─────────────────────────────────┼─────────────────────────────────────┤
│Кривые с обеспеченной видимостью│ По 100 м от начала и конца кривой │
│при любом радиусе │ │
├─────────────────────────────────┼───────────┬─────────────────────────┤
│Мосты, трубы и другие сужения │По 100 м в │По 75 м в каждую сторону │
│ │ каждую │от начала и конца сужения│
│ │сторону от │ │
│ │ начала и │ │
│ │ конца │ │
│ │ сужения │ │
├─────────────────────────────────┼───────────┴─────────────────────────┤
│Пересечения в разных уровнях │ В пределах между примыканиями к │
│ │основной дороге переходно-скоростных │
│ │ полос или правоповоротных съездов │
├─────────────────────────────────┼─────────────────────────────────────┤
│Автобусные остановки и населенные│ По 100 м от границ │
│пункты │ │
└─────────────────────────────────┴─────────────────────────────────────┘
1.9.19. График сезонных коэффициентов аварийности является основным рабочим документом для оценки условий безопасности движения по дороге в различные периоды года, на основании которого разрабатываются конкретные мероприятия по повышению безопасности движения и сроки их проведения на разных участках.
Глава 2.
Оценка режимов движения и параметров элементов дорог
2.1. Общие положения
2.2. Оценка режимов движения
2.3. Определение характеристик элементов дороги и состояния покрытия
2.4. Оценка параметров пересечений