Экономический механизм рационального природопользования

Важным направлением улучшения эффективности использования природных ресурсов является определение адекватной цены и/или экономической оценки природных ресурсов. Окружающая среда обеспечивает три функции:
обеспечение природными ресурсами;
ассимиляция отходов и загрязнений;
обеспечение людей природными услугами, такими как рекреация, эстетическое удовольствие и пр.
К сожалению, и централизованно планируемая экономика, и рыночная экономика оказались не способны оценить реальное природных ресурсов, установить их адекватную цену. Общим случаем является занижение цены экологического блага или даже его нулевая оценка. "Рыночная экономика может погубить окружающую среду и себя, если не позволит ценам говорить экологическую правду". (Э. фон Вайцзекер) В России складывающаяся до самого последнего времени парадоксальная ситуация "бесплатности" используемых в экономике природных благ или их минимальной цены явилась одной из причин нерационального использования природных ресурсов, гигантской расточительности экономики. Возникала иллюзия неисчерпаемости, "халявного" характера ресурсов. Промышленные и сельскохозяйственные предприятия вносили в бюджет плату за имеющиеся у них фонды и в то же время бесхозяйственно использовали средства производства природного происхождения, не неся при этом никакого ущерба, а зачастую и улучшая свои производственные результаты.
В связи с этим реальные цены природных ресурсов могут стать эффективными рычагами в рыночном механизме. При нерациональном использовании природных ресурсов на предприятиях их учет приведет к ухудшению производственных показателей, что скажется на финансовых результатах. Отсутствие в России развитого рынка, позволяющего более адекватно формировать цены, значительное искажение цен или вообще отсутствие цены делают целесообразным использование на стадии выбора вариантов экономического развития, прогнозирования, оценки проектов в экономике как на микро - так и макро-уровне экономических оценок природных благ.
Учет цены/оценки ресурсов позволит более обоснованно определить экономическую эффективность альтернатив развития. Применение оценок может существенно повлиять на выбор варианта капитального строительства. Например, учет того, что планируемые для изъятия земельные ресурсы могут использоваться в сельском хозяйстве и давать продукцию, может сделать целесообразным изменение инвестиционных проектов в сторону удорожания самого объекта строительства за счет его максимальной концентрации, дополнительных расходов на привлечение неудобных земель.
Так, сейчас широко распространено мнение об электрической энергии, вырабатываемой на ГЭС, как о самом дешевом виде энергии по сравнению с тепловыми электростанциями и АЭС. Между тем при строительстве и эксплуатации ГЭС никогда не учитывалась цена многих тысяч гектаров затопляемых земель.

Можно выделить два типа экономических механизмов и инструментов в зависимости от степени секторального и отраслевого охвата:
-механизмы и инструменты, действующие в рамках всей экономики, ее секторов и отраслей макроуровень;

-более специальные механизмы и инструменты, непосредственно связанные с охраной окружающей среды и эксплуатацией природных ресурсов, т.е. собственно экономический механизм природопользования.

В самом общем виде можно выделить три типа экономических механизмов природопользования

1. мягкий и "догоняющий" механизм — либеральный. направлен в основном на ликвидацию негативных экологических последствий, а не на причины их возникновения

2. стимулирующий -развитие экологосбалансированных и природоохранных производств и видов деятельности. увеличение производства на базе новых технологий, позволяет улучшить использование и охрану природных ресурсов.

3.жесткий, "подавляющий"- жесткая налоговая, кредитная, штрафная политика.

Задачами экономического механизма охраны окружающей природной среды:
- планирование и финансирование природоохранительных мероприятий;
- установление лимитов использования природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещение отходов;
- установление нормативов платы и размеров платежей за использование природных ресурсов, выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов и другие виды вредного воздействия;
- предоставление предприятиям, учреждениям и организациям, а также гражданам налоговых, кредитных и иных льгот при внедрении ими малоотходных и ресурсосберегающих технологий и нетрадиционных видов энергии, осуществлении других эффективных мер по охране окружающей природной среды, а техногенные природоемкие производства и технологии должны облагаться повышенными налогами;
- возмещение в установленном порядке вреда, причиненного окружающей природной среде и здоровью человека.
Элементы экономического механизма природопользования:
платность природопользования;
система экономического стимулирования природоохранной деятельности (налоговые и кредитные льготы, субсидирование природоохранной деятельности, ускоренную амортизацию природных фондов);
плата за загрязнение окружающей природной среды;

создание рынка природных ресурсов;
совершенствование ценообразования с учетом экологического фактора, особенно на продукцию природоэксплуатирующих отраслей;
экологические фонды;
экологические программы;
продажа права на загрязнение;
система "залог - возврат";
экологическое страхование.
Существенное значение должны иметь штрафы за нарушение экосистемы.)
Экономический механизм рационального природопользования должен быть встроен в экономическую систему общества, а не представлять собой разрозненный набор мер и инструментов, направленных на решение тех или иных экологических проблем. Рыночный характер этого механизма предполагает регулирующую роль государства, в функции которого входит установление основных направлений, параметров и порядка его применения. Среди основных элементов формирующегося сегодня хозяйственного механизма можно выделить введение платности природопользования и создание рынка природных ресурсов, финансирования природоохранных мероприятий. Все эти направления с различной степенью разработанности применяются в настоящее время в экономике России. Однако целостного экономического механизма природопользования пока не существует, но не будем торопиться с пессимистическими выводами.
Принимая во внимание возможность сопряженности механизмов природопользования для различных комплексов, появляются возможности комбинирования этих типов. Например, формирующийся экономический механизм природопользования в топливно-энергетическом комплексе сейчас можно охарактеризовать как мягкий. Между тем учет реалий развития агропромышленного комплекса позволяет сделать этот механизм гораздо более жестким, подавляющим.
Одним из элементов экономического механизма рационального хозяйствования в области природопользования и охране окружающей среды является планирование природопользования. Основная цель планирования состоит в обеспечении экономного и комплексного использования, а также, возможно, в повышении ресурсного потенциала страны. В условиях рыночных отношений цели планирования сохраняются. Новый подход к самостоятельности предприятий, переходящих от административных методов управления к экономическим перспективам коренного изменения, роли, функций и методов планирования. В настоящее время происходит процесс становления и поиска наиболее эффективных форм и методов планирования рационального природопользования.
С переходом на экономические методы управления качественно меняются задачи и функции планирования природопользования. Предприятие возмещает ущерб, причиненный загрязнением окружающей среды и нерациональным использованием природных ресурсов, и несет материальную ответственность за соблюдение законодательства об охране природы.
Основными экономическими стимулами воздействия на природоохранную и ресурсосберегающую деятельность предприятия через установление плановых целей по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов являются поощрительные выплаты (санкции) за выполнение (или не выполнение) плановых целей, а также выделение ресурсов в зависимости от уровня их выполнения и премирование за сохранение удельного расхода ресурсов. Использование ценообразования как экономического рычага в системе хозрасчетного управления производством основано на стимулирующей функции цены. При повышении цен на продукцию возрастает прибыль предприятия, благодаря чему оно материально заинтересовано в увеличении объема производства. Но если рост прибыли чрезмерный, то это может ослабить заинтересованность трудового коллектива в экономии производственных затрат. Увеличение издержек производства наряду с уменьшением прибыли ослабляет
роль цены, стимулирующая функция которой пропорциональна размеру обеспечиваемой ею прибыли. Поэтому в настоящее время осуществляется работа по приведению в соответствие с уровнем общественно необходимых затрат к отражению в них наиболее полной оценки живого труда и природных ресурсов, а также расходов по охране окружающей среды, социальному страхованию, профессиональной подготовке кадров. В ценах в полной мере должна отражаться народно-хозяйственная эффективность использования современных достижений науки и техники, мероприятий по сбережению природных ресурсов и утилизации вторичных видов сырья, топлива и энергии. Кроме того, при установлении цен на топливно-сырьевые ресурсы необходимо учитывать активизацию деятельности предприятий по ресурсосбережению. Установление цен на этих принципах позволит предприятиям в условиях самофинансирования обеспечить осуществление природоохранных мероприятий, в основном за счет собственных средств, будет стимулировать их к комплексному использованию природных ресурсов, снижению возможного воздействия на окружающую среду и т.п.
По мере формирования рынка роль цены будет пересматриваться. Использование финансирования и кредитования как действенных рычагов экономического управления вытекает из их сущности как совокупности распределительных отношений, осуществляемых в денежной форме и обеспечивающих реализацию экономических интересов всех участников хозяйственного производства.

Контрольные вопросы:

1. Что относится к топливно-энергетическим ресурсам?

2. Как представлены минерально-сырьевые ресурсы?

3. Экономические методы природопользования

Литература:

1.Бобылев С.Н., Ходжаев А.Ш. Экономика природопользования. М., Те-ис, 1997.
2. Голуб А.А., Струкова Е.Б. Экономика природопользования. М., Аспект-Пресс, 1995.
3. Закон РФ "Об охране окружающей природной среды" 4. Папенов К.В. Экономика и природопользование. М., Изд-во Моск. ун-та, 1997.
5. Четверев В.И. экономическая эффективность использования природно-ресурсного потенциала. М., Изд-во Моск. ун-та, 1997.
6. Экономика природопользования // Под ред. Хачатурова Т.С. М., Изд-во моск. ун-та, 1991.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: