Типология средств массовой коммуникации

В основе типологии как метода научного познания лежит расчленение систем объектов и их группировка с помощью обобщенной модели или типа. В нашем случае такой системой является система средств массовой информации. Системные характеристики СМИ, заключаются в том, что все

СМИ должны отвечать следующим требованиям:

1. Сохранять целостный характер, несмотря на то, что существует множество различных СМИ. Они должны формировать единое информационное пространство.

2. Располагать совокупностью компонентов, каждый из которых активно взаимодействует со своей средой на основе присущих СМИ закономерностей.

3. Иметь такой набор функций, чтобы удовлетворить информационные потребности аудитории.

4. Связь компонентов должна осуществляться таким образом, чтобы эти функции выполнялись.

5. СМИ должны быть организованной системой, действующей в соответствии с развитием условий жизни общества, иметь для этого необходимые организационные отношения между участниками массовой информационной деятельности.

В условиях реформирования общества внимание к типологии как к научному методу в анализе системы СМИ заметно возросло. Это связано в первую очередь с необходимостью отбора наиболее подходящих СМИ для реализации конкретных рекламных кампаний.

По основному каналу распространения средства массовой можно разделить на:

1. Печатные – газеты, журналы, альманахи, бюллетени.

2. Электронные, аудиовизуальные СМИ – радио, телевидение.

3. Информационные агентства.

4. Сетевые издания. Их отличительной особенностью является гипертекст.

Следует иметь в виду, что многие современные редакции печатных СМИ выпускают не только «бумажную», но и интернет-версию своих изданий. Свои порталы имеют многие радиостанции и телеканалы. Некоторые телеканалы осуществляет Интернет-вещание помимо традиционного эфирного. Ряд радиостанций также распространяют свой контент исключительно через Интернет. В свою очередь, Интернет-медиа предлагают пользователям также видео и аудиоинформацию. Эта многоканальность, или мультимедийность, является наиболее важной тенденцией современных СМИ. Чтобы успешно конкурировать на рынке, редакции традиционных СМИ превращаются в производителей контента, который можно передавать в первую очередь через Интернет.

В печати такой единицей типологии является периодическое издание (газета, журнал), на телевидении – канал, телепрограмма, на радио – радиостанция, радиопрограмма. А для СМИ в целом – средство массовой информации.

По масштабу распространения выделяют следующие типы изданий, теле- и радиопрограмм:

· федеральные

· региональные

· городские

· местные

· корпоративные

· международные.

Федеральным СМИ считается тогда, когда его тираж одновременно расходится на большей части территории РФ. В случае с электронными СМИ говорят о техническом проникновении. Оно также должно обеспечивать покрытие большей части территории страны.

Региональные СМИ могут распространяться в конкретных субъектах Федерации или на сложившейся территории (например, Центральное Черноземье).

Городские распространяются в городах, а местные (муниципальные) могут распространяться в городских или сельских районах.

Корпоративные СМИ рассчитаны на работников или клиентов компаний, и распространяются через офисы или торговые точки этих компаний.

Международные издания в России представлены русскоязычными версиями журналов, которые выпускаются международными издательскими домами на разных языках для жителей разных стран.

По характеру аудитории выделяются для профессиональных, производственных групп

· для социальных групп

· для возрастных групп

· для женщин и мужчин

· для родителей

· для малых групп

· для групп верующих

· для групп населения, выделяемых по другим признакам.

По целевому назначению:

· публицистические;

· литературные;

· художественные;

· художественно-публицистические;

· литературно-художественные;

· культурно-просветительные;

· развлекательные;

· учебные, образовательные;

· методические;

· учебно-методические;

· научные;

· научно-популярные;

· научно-практические;

· научно-производственные;

· рекламные;

· информационные.

По типу учредителя:

· Государственные;

· Коммерческие;

· Издания общественных и политических организаций.

Существуют и иные основания для типологии изданий, телеканалов, радиостанций и сетевых изданий: периодичность, платность/бесплатность, принцип распространения и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: