Печатные СМИ

Всю прессу можно условно разбить на качественную и массовую.

Качественная пресса выступает не просто продавцом информации, но и инструментом влияния. Она стремится формировать информационное поле, оказывая воздействие на структуры, принимающие решения в самых разных общественно-политических сферах. Ей свойственны аналитичность, взвешенность оценок, надежность фактов. Такие издания часто называют «прессой мнений». Материалы в них проходят двойной и тройной контроль, а сами издания отличаются респектабельным внешним видом и строгим дизайном. У них относительно небольшие тиражи. В России к качественной прессе можно отнести газеты «Коммерсантъ», «Ведомости», журналы «Эксперт», «Русский репортер».

Массовая пресса, или пресса новостей, напротив, имеет многотысячные или даже миллионные тиражи. Это печатные средства информации, в которых преобладает развлекательный компонент, и которые предназначены для менее образованной части населения. В массовой прессе значительно больше фотографий, более «крикливый» дизайн. Основные журналистские жанры, которые здесь используются – информация, репортаж, интервью. Массовую прессу значительно меньше, чем качественную интересуют политика и экономика, и значительно больше – телевидение и шоу-бизнес. Обязательными элементами здесь являются кроссворд, гороскоп, анекдоты. Как правило, массовые издания выходят в формате А-3. По названию формата такую газету часто называют «таблоид». К массовым изданиям тяготеют «Комсомольская правда», «АиФ», «Труд-7».

Термин «желтая пресса» появился в США, когда за рынок боролись крупнейшие монополисты газетного бизнеса Дж. Пулитцер и У.Р. Херст. Жизнь данному выражению дал комикс о «Желтом малыше», судебное разбирательство вокруг которого возникло между пулитцеровской «New York World» и херстовской «New York Journal». В 1896 году Э. Уордмэн, редактор «New York Press», назвал конкурирующие издания «желтыми». Таким образом, термин «желтая пресса» первоначально обозначал периодику, печатающую комикс с конкретным героем. Позднее он приобрел иной, более глубокий смысл, сохранившейся по сей день. Многие исследователи ведут отсчет истории «желтой» прессы с конца XIX века, забывая, что и ранее были газеты, способствовавшие формированию данного вида печати.

Признаки желтой прессы: сексуальная тематика (причем без ограничений), “игры с языком” (когда журналист пишет в заголовке одно, а в заметке - по смыслу - совсем другое), криминал, внимание к звездам (для классической бульварной прессы это и есть первейший признак - частная жизнь известных людей) наиболее полно присутствуют в газете “Московский Комсомолец”. Желтая пресса «всеядна», и, прежде всего, потому что она опирается на особенности читателя, не связанные с его специфическими (профессиональными, политическими и др.) характеристиками.

Желтая пресса делает бизнес на прямой продаже информации, в то время как массовая пресса стремится сохранять «лицо» для привлечения рекламодателей. Для увеличения числа продаж «желтым изданиям» необходима соответствующая «упаковка» - отсюда обостренное внимание к криминальной теме, происшествиям и массовой культуре, отсюда и соответствующий дизайн газет и журналов, в том числе, иллюстративный ряд (избыток фото и карикатур. Отсюда и самые популярные рубрики: «ляпы» звезд (огромное количество фотографий звезд без текста), самые популярные женщины/мужчины ХХ века, самые громкие скандалы/свадьбы/вечеринки месяца/года/недели и т.д. Суть этих рубрик - огромный разворот с фотографиями и подписями к ним без текста, т.к. в желтой прессе есть стремление обратить внимание на фотоизображение, а не на сам текст. Подписи к фотографиям становятся искусством в данном случае, и в прессе работают люди, которые именно этим и занимаются, т.е. составляют подписи к фотоизображениям. Мало просто прокомментировать фотографию, надо сделать это интересно, вызвать у человека какие-то эмоции.

Среди современных изданий выделяется деловая пресса. Функциональная специфика деловой прессы обусловлена, во-первых, характером аудитории, к которой она апеллирует, и, во-вторых, характером информации, которую эта пресса обрабатывает. Главная функция деловой прессы — быть надежным источником информации о наиболее важных процессах в общественном производстве и социальной жизни. Это определяющее требование вытекает из характера информации, с которой такая пресса оперирует. Деловая информация является важной составной частью той информационной среды, в которой формулируются ответственные решения в сфере экономики, бизнеса и политики. Качество этой среды прямо влияет на качество принимаемых решений. Деловая пресса по определению является качественной прессой. Именно в ней стандарты качественной прессы принимают наиболее последовательную, ярко выраженную, крайнюю форму. Деловые издания в мировой практике журналистики в последние десятилетия принимали все более строгие профессиональные этические стандарты, защищающие главные принципы качественной прессы: объективность, достоверность, независимость суждений и представительность мнений.

Относительно новым типом изданий в России являются корпоративные газеты и журналы. В Советском Союзе существовал их прототип – многотиражная печать. В принципе, внутрикорпоративные издания решают те же задачи, что и заводские многотиражки – воспитывать работников в духе преданности, лояльности своей компании.

Существующая практика позволяет выделить пять основных видов периодических корпоративных изданий.
1. Издания, которые условно можно назвать «внутрикорпоративными».
Такие издания предназначены исключительно для информирования персонала или отдельных категорий служащих по тем или иным вопросам развития корпорации, важных событиях внутри компании и вне ее. Как правило, эти издания не распространяются за пределами корпорации. Среди них можно выделить три подвида, имеющих принципиальные отличия - как по содержанию, так и по характеру редакционной политики:
а) издания для всего персонала (средство мобилизации и консолидации);
в) издания для линейных менеджеров (инструмент реализации стратегии и тактики);
в) издания для руководства корпорации (инструмент выработки решений).
2. Издания для внешней аудитории.

Для внешнего потребителя такое издание может быть платным или его стоимость может быть заложена в стоимость услуг корпорации. Ярким примером такого издания является журнал «2000», издателем которого является компания «Мобильные телесистемы» (МТС), а также журнал «Нефтяная параллель». Как правило, такие издания стремятся информировать читателя по более широкому кругу проблем, чем новости и политика компании, их редакционная политика ориентирована на проблемы отрасли в целом, на тенденции рынка.

Отличительная особенность такого рода изданий - относительная независимость редакционной политики. Точка зрения корпорации на какую – либо проблему в таких изданиях обычно присутствует, но не доминирует. Такого рода издания в ряде случаев могут быть самоокупаемыми и информационно самодостаточными. Среди них можно выделить два подвида – по нацеленности этих изданий, то есть по их целевым аудиториям.:
а) издания, ориентированные на персонал компании, работников отрасли (включая конкурентов), на представителей исполнительной и законодательной власти – отраслевые издания. Часто они являются по существу «лоббистскими изданиями», где интересы корпорации выражаются через интересы отрасли.
в) издания, ориентированные на клиентов корпорации - «клиентские издания». Их разнообразие позволяет построить собственную типологию подвида, выделив три вида изданий: издания стиля жизни или стиля потребления, рекламные издания и бортовые журналы и газеты. Первые два вида являются по существу инструментами сбытового маркетинга.

3. «Смешанные вид», включающий в себя признаки первого и второго вида.

Будучи ориентированным и на персонал, и на аудиторию вне корпорации, такое издание выделяет точку зрения компании в специальный раздел, который является фактически «изданием для персонала» внутри «издания для внешней аудитории». Примером такого издания может служить журнал «Нефть России» - издание компании «Лукойл».
4. «Заводские многотиражки»

Это традиционные заводские издания, ставшие корпоративными в результате приватизации. Среди них можно выделить два подвида: издания для персонала и «заводские газеты для города». Функции первых тождественны функциям внутрикорпоративных изданий для персонала. Второй подвид характерен для градообразующих предприятий. Однако перспективы его неопределенны, поскольку редакции таких изданий объективно работают сегодня в условиях скрытого или явного конфликта интересов. Интересы корпорации и города могут находиться в противоречии.
5. Отчеты.

Этот тип корпоративного издания известен, в основном, как годовой отчет компании по результатам деятельности, прежде всего – финансовый. Однако требование открытости, предъявляемое обществом к бизнесу, привело к развитию этого вида изданий в последнее десятилетие. Во-первых, появились инновационные, экологические, социальные и другие виды отчетов. И, во-вторых, ряд компаний перешли на ежеквартальный выпуск отчетов.

Глянцевые журналы. Глянцевые журналы с самого момента своего возникновения существовали рядом с журналами о моде. Модные картинки, часто сопровождаемые выкройками и советами по шитью, были частью дамских журналов или составляли отдельные издания, как правило выходившие в виде приложений. Эта связь сохранилась, но трансформировалась: понятие моды расширилось до границ образа жизни и пересеклось с понятием стиля. Можно говорить о существовании двух основных типических дискурсов «глянца»: дискурса частной жизни (преобладает в журналах типа Cosmopolitan, в ряду «тонких» — типа «Лизы») и гламурного дискурса, ключевыми для которого оказываются понятия моды, стиля и светскости (Vogue, Harper’s Bazaar, L’Officiel). Лицо каждого журнала зависит от того, к какому дискурсу он тяготеет и на какую именно аудиторию работает.

Таким образом, глянцевому журналу можно дать следующее определение – это иллюстрированное периодическое печатное издание, высокого полиграфического качества, самой разнообразной тематики.

В глянцевых журналах подаются, так называемые «гламурные» стандарты жизни (понятия «глянцевый журнал» и «гламурный журнал», «гламур» и «глянец» часто выступают как взаимозаменяемые).

Специфическая особенность «глянца» — особого рода автобиографичность. Непременный портрет на его обложке (как правило фотографический, с изображением одной из героинь номера — звезды театра, кино, телевидения или модельного бизнеса), предельно безликий и в то же время узнаваемый, концентрирует в себе автобиографические значения, о которых идет речь. Женщина с обложки — это ее голос звучит со страниц журнала, ее точка зрения в нем представлена, она является его главным персонажем и одновременно — читательницей. В результате мы имеем дело с текстом, написанном женщиной — о женщине — для женщины. Подобная автобиографичность касается именно журналов о частной жизни.

Статьи в глянцевых журналах чаще всего посвящены конкретному кругу тем: мода, дизайн, покупки, отдых, здоровье, хобби, карьера, межличностные отношения. Например, из материалов, размещенных в разделе «Жизнь», можно узнать о самых ярких и интересных событиях светской жизни. Кинопремьеры, модные показы, вручение премий в разных областях – все то, что привлекает внимание звезд, интересно, по мнению создателей, и нам.

Поскольку разные журналы посвящены различным областям, то соответственно неодинаковыми будут и цели, для которых написан тот или иной материал. Круг читателей во многих случаях тоже делится по интересам, классовой принадлежности и возрасту. Некоторые издания намеренно используют стиль, который может полностью оттолкнуть читателей не его круга. Их главная цель — помочь своей аудитории ощутить себя частью определенного сообщества. Или, по меньшей мере, дать понять, что этот журнал читают только люди с одинаковыми взглядами, допустим на музыку или моду. Для этого, например, могут быть использованы жаргонные слова. Повысить тираж за счет этого не получится, поскольку такая лексика будет понятна не всем. Зато целевая аудитория почувствует себя причастной.

По сути, глянцевые журналы продолжают играть роль пособий, предназначенных для людей, переживающих период взросления. Овладение этими знаниями означает начало взрослой жизни, то есть самостоятельного выстраивания своей биографии и своей судьбы (именно об этом рассказывается в многочисленных автобиографиях, а также семейных романах и романах воспитания XVIII—XIX веков). Такого рода обучающие пособия остаются в детской. Во взрослой жизни человека могут сопровождать специальные справочники («Домоводство», «Книга о вкусной и здоровой пище», «Полезные советы», «Все для дома»), выполняющие свои прямые функции, но отнюдь не определяющие круг чтения. Интересно, что справочники такого рода лишены гендерных признаков, они не адресованы отдельно мужчинам или женщинам. Мальчиков и девочек воспитывают по-разному, во взрослой же жизни все оказываются перед одинаковыми проблемами и несут равную долю ответственности.

Глянцевые журналы — это ворох разрозненных элементов, заимствованных из вышеперечисленных текстов и вписанных в годовой цикл взрослой жизни. В качестве путеводителей по жизни они продуцируют инфантилизм как основу мироощущения. То, что должно быть получено однажды в детстве и стать основой для получения индивидуального опыта, началом жизненного пути, предполагающего осознанный выбор и принятие решений, в журнале растягивается на годовой и жизненный цикл, оказываясь мнимой заменой собственно личного опыта. В результате (авто)биографический дискурс в глянцевом журнале изводе теряет временное измерение (история жизни) и приобретает пространственное (обустройство себя и жизни вокруг).

В «глянце» акцент делается не на естественном течении времени и, соответственно, возрастных изменениях, сопровождающих человека на его жизненном пути, а на остановке времени, мотиве вечной молодости. Как сохранить молодость — таков внутренний сюжет большинства журнальных материалов.

Глянцевая пресса утверждает двойной жизненный стандарт и тип поведения: каким казаться и каким быть на самом деле. Второе, безусловно, умнее, ярче, свободней, сильней. Довольно неожиданным оказывается то, что глянцевый журнал не продуцирует никаких представлений о нравственной норме. Вместо этого — представления о благопристойности. Вообще, в глянцевом журнале проигрываются все возможные жизненные модели — выбирай любую. Ни один из вариантов не будет осужден, если от этого хорошо. Представления о добре и зле, ответственности и самоограничении подменены в глянце установками на пользу и удовольствие.

Радио.

Радио как канал коммуникации имеет ряд особенностей. Во-первых, оно полностью ориентировано на слуховое восприятие. Это свойство радио позволяет совмещать прослушивание передач с другими делами. Кроме того, радо ненавязчиво.

Во-вторых, синхронность. Радио-диджей доносит до слушателей информацию в режиме реального времени. Если какая-то информация интересует слушателя, то он должен слушать внимательно.

Третьей особенность является оперативность. На радио быстрее, чем в других СМИ (за исключением Интернет-изданий) обнародуется самая свежая информация, поступающая по каналам информационных агентств.

Отличительной особенностью радио является его распространенность. Радио является самым распространенным СМИ из всех существующих в современном мире.

Радио оказывает несомненное психологическое воздействие на людей. Оно возбуждает эмоции, будит воображение.

К конку 90-х годов в России сформировалась новая структура радиовещания, возник широкий спектр разных типов радиостанций.

С точки зрения распространения сигнала радио можно распределить на 2 категории: эфирное и проводное. Эфирное радио является самым распространенным, т.е. слушатели принимаю радио распространяемое в эфире на индивидуальные антенны, встроенные в радиоприемники. В отличие от них проводное радио распространяется по специальной радиотрансляционной сети. К проводному радио относятся радио России и Маяк.

По типу учредителя различают государственные, общественно-государственные и коммерческие радиостанции.

В 1998 г. четко обозначилась тенденция к монополизации и централизации вещания в государственном секторе. Указом Президента от 8 мая 1998 года на базе Всероссийской государственной теле-радиовещательной компании (ВГТРК) была создана единая государственная корпорация аудиовизуальных СМИ, в которую вошли наряду с ВГТРК (РТР, канал «Культура», «Радио России») «Радио России», «Маяк», «Маяк 24», «Юность» и Российская государственная радиокомпания «Голос России», технические службы, 99 ГТРК как дочерние предприятия ВГТРК.

К зоне государственного вещания примыкают и радиостанции, находящиеся в муниципальной собственности. Таких станций насчитывается около трехсот.

Весьма небольшая группа радиостанций принадлежит некоммерческим и общественным организациям.

Самый мощный, постоянно укрепляющий свои позиции в эфире, является сектор коммерческих радиостанций.

На первом этапе развития радиорынка в создании станций участвовали зарубежные, главным образом, французские и американские предприниматели. Самой известной и распространенной является радиостанция «Европа Плюс», которая более чем двадцать лет входила в холдинг «Европейская медиагруппа» (ЕМГ). В ноябре 2011 года вступили в силу поправки к закону «О СМИ», в соответствии с которыми иностранцам запрещено контролировать крупные федеральные радиоканалы.

По частоте вещания различают вещание в FM - диапазоне (ультракороткие волны) и АМ - диапазоне (средние волны). При этом хорошее качество сигнала обеспечивается в FM - диапазоне.

По географии вещания различают размещение на общенациональных, транснациональных и локальных (местных) радиостанциях. К национальным относятся Маяк, радио Россия, Русское Радио, Русское радио 2, Максимум, Динамит, Европа плюс, Ретро, радио Любовь, Шансон, Серебряный дождь, Авторадио, Эхо Москвы, Радио 7 и др.

В настоящее время радиостанции можно разделить на музыкальные, информационные смешанного типа радиостанции. Каждая из них имеет свою аудиторию, различающуюся по социальному и финансовому положению, возрасту, увлечениям и т.д.

В эфире можно выделить следующие музыкальные радиостанции: Максимум, Европа +, Радио 7 на Семи холмах, Ретро FM, Наше радио, Русское радио, РСН (Русская служба новостей), Монте-Карло, Динамит FM (D FM), Best-FM, Шансон, Серебряный дождь, Попса, Next, Энергия (NRJ), Милицейская волна, Авторадио, Юмор FM, Classic, Jazz и др.

Информационные радиостанции отличаются несколько другим форматом и слушательской аудиторией, в частности. К ним относятся следующие станции: Маяк, Маяк 24, Радио России, радио Говорит Москва, Эхо Москвы, Сити FM и т.д.

В начале 90-х годов пионерами коммерческого эфира стали молодежные и музыкальные радиостанции разного типа. Опираясь на успешный опыт станции Европа Плюс, музыкальные радиостанции осваивали новое поле музыкального вещания – европейские и американские шлягеры 80-х годов, стили ритм-энд-блюз, рэп, тяжелый металл и др., музыкальные произведения российских неформальных исполнителей.

Сегодня каждая радиостанция имеет свой формат вещания, в соответствии с которым подбирается музыкальный материал и верстается программная сетка. Радиостанции стремятся поддерживать аудиторию со стабильными показателями, такими как возраст, пол, уровень дохода и другими показателями. Именно по этим показателям выявляется портрет слушателя каждой радиостанции, на который ориентируются рекламодатели.

Из музыкальных форматов западного эфира в отечественном радиовещании особенно популярны:

АС (Adult Contemporary) – мягкая музыка с ненавязчивым звучанием, «хиты» - современные и недавнего прошлого.

CHR (Contemporary Hit Radio) – современная популярная музыка, традиционная рок-музыка.

EНR (European Hit Radio) – ориентирован на европейских исполнителей.

AOR (Album Oriented Rock) – альбомный рок.

EL (Easy Listening) – легкая музыка.

MOR (Middle of the Road) – музыка для всех.

Существуют также специализированные станции, вещание которых строго определено тематическими рамками и адресовано определенной аудитории, например, автомобилистам.

Главным действующим лицом современного радиовещания является диджей – универсальный ведущий, который совмещает в себе такие качества, как коммуникабельность, широкую эрудицию, быстроту реакции и приятный голос.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: