Телевизионная индустрия

На сегодняшний день телевидение является одним из самых мощных каналов массовой коммуникации. В каждом доме, в каждой квартире сегодня есть хотя бы один, а то и несколько телевизоров.

Телевидение — это СМИ с низкой избирательностью, воздействующее на широкую аудиторию. Синтезируя звук и изображение, оно обеспечивает более широкие коммуникационные возможности по сравнению с другими видами каналов распространения рекламы. Эффект присутствия сближает телевизионную коммуникацию с формами межличностного общения, поэтому оно в глазах аудитории ближе других СМИ стоит к прямому, непосредственному, двустороннему общению.

Благодаря этому качеству телевидение стало излюбленным каналом распространения информации для крупных рекламодателей, производителей товаров народного потребления, тех, кто обращается к самым многочисленным слоям общества. По этой же причине размещение рекламы здесь самое дорогое по сравнению с другими средствами массовой информации.

Телевидение в России практически по всем показателям является безусловным лидером в рекламе. Доля телевидения в рекламных расходах чрезвычайно велика — почти 50% всех средств, затрачиваемых рекламодателями. Кроме того, это один из самых динамично растущих сегментов. С 2000 по 2004 г. объем телевизионных рекламных бюджетов вырос почти в 5 раз, в то время как рекламные бюджеты в прессе и на радио выросли за этот период лишь в 2,2-2,3 раза[4]. Следует сказать, что проводить время у телевизора — одно из любимейших занятий наших соотечественников. Очевидно, это происходит потому, что до сих пор телевидение является самым доступным и популярным спо­собом развлечения самых широких слоев населения. Ежедневно в среднем около 3,5 часов каждый россиянин смотрит на экран телеприемника[5]. Читаем газеты, ходим в кино, слушаем радио мы значительно меньше. Вряд ли какой-либо из информационных каналов в ближайшее время сможет соперничать с телевидением в охвате аудитории.

Отметим еще одну особенность телевидения. Из информаци­онного потока, который захлестывает телезрителя, он не только узнает о событиях, явлениях, персоналиях, но и составляет мнение о них, перерабатывая те оценки и воспринимая те акценты, которые расставляет "телевизор". На этом во многом базируется психологическая эффективность "воздействия экрана".

Телевизионный канал – это поток аудиовизуального контента, подобранного в соответствии с определенной концепцией и доставляемого потребителям с помощью определенных средств. Под телеканалом понимается также предприятие, компания, которая производит этот контент и осуществляет его вещание. Телеканалы – основные субъекты телевизионной индустрии.

К эфирным относят те каналы, в доставке которых в масштабах страны эфирное вещание играло и играет существенную роль. Как правило, эти телеканалы вещают уже много лет и обеспечили свое присутствие в эфире во многих городах страны.

Неэфирными принято называть каналы, распространяемые в кабельных сетях или спутниковых сетях операторов платного телевидения. Они имеют значительно меньший уровень проникновения, чем эфирные.

Термин «эфирный канал» становится все более условным, потому что возрастает значение кабельных и спутниковых технологий в обеспечении доставки всех каналов, которые всегда причислялись к эфирным. Все больше домохозяйств получают Первый канал, телеканалы Россия, НТВ, Культура и др. не из эфира, а через кабель или спутник.

В сегменте эфирного телевидения работает 21 канал, претендующих на статус общенационального охвата. Их уровень технического проникновения варьируется от 36% до 99%. Федеральные каналы: Первый, Россия 1, Россия2, НТВ. Основные сетевые каналы: СТС, ТНТ, РЕН- ТВ. Остальные эфирные каналы: ТВ Центр, Культура, Домашний, Спорт, Муз ТВ, MTV, ТВ3, ДТВ, Петербург-5 канал, Вести, Евроньюс, 2х2, Звезда, 7ТВ.

Почти все каналы входят в крупные медиахолдинги – ВГТРК, Первый канал, Газпром-Медиа, СТС Медма, Национальная медиагруппа, ПрофМедиа, Медиа-1 ТВ. Исключение составляют телеканалы ТВ ЦЕНТР и Звезда.

Развлекательный контент широкого профиля является преобладающим у большинства Эфирных каналов. Все эфирные каналы общенационального уровня, за исключением Петербург-5 канал и Евроньюс, производятся в Москве. Русскоязычная версия Евроньюс производится во Франции.

Большинство общенациональных эфирных каналов вещают с использованием орбит – версий канала, предназначенных для разных часовых поясов. Число орбит варьируется от 2 до 5. Несколько каналов используют прямое вещание, и зрители, живущие в разных часовых поясах, видят синхронно одну и ту же картинку независимо от местного времени.

Наибольший охват имеет Первый канал – 95%, телеканалы Россия 1 и Россия 2, НТВ, унаследовавшие сеть распространения программ Центрального телевидения СССР.

Аудитория телеканала Россия 1 в России превышает 117 миллионов человек. Помимо территории России, вещание распространяется за рубежом — телеканал «РТР-Планета» на страны СНГ, а также Западную Европу, Ближний Восток, США. Потенциальная аудитория телеканала «Россия» составляет 98,5 % населения. Более 50 миллионов телезрителей смотрят телеканал «РТР Планета» в странах СНГ и Прибалтики.

В целом, преобладающим для общенациональных каналов преобладает сетевой принцип организации вещания. Оно обеспечивается с помощью региональных партнеров – эфирных телестанций и кабельных операторов. Телевизионные сети, как правило, владеют некоторым числом региональных телестанций. Наличие собственной телестанции обеспечивает вещание сети в данном регионе и избавляет от необходимости иметь регионального партнера.

Неравномерность технического проникновения общенациональных каналов обуславливает неоднородность телевизионной среды в регионах России.

Наряду с общенациональными эфирными каналами в регионах работают местные телекомпании и вещают местные телеканалы. Большинство их них является региональными партнерами общенациональных телесетей, выступая ретрансляторами сетевого контента. Объем собственного эфира и программирования ограничен от одного до нескольких часов в день. Вместе с тем. Во многих крупных городах существуют независимые (не входящие в сети) местные – городские, областные телеканалы, произволдящие собственный контент и имеющие собственное программирование. Наиболее известные их них: БСТ (Башкортостан), ТНВ (Казань), НТК (Краснодар), Афонтово (Красноярск), Аист (Иркутск), Восточный экспресс (Челябинск) и некоторые другие.

Неэфирные телеканалы. В конце 2009 года вещало 230 телеканалов. Самые крупные (в алфавитном порядке): Бибигон, Детский, Детский мир, Дом кино, Мир, Охотп и рыбалка, РБК ТВ, Теленяня, Феникс+Кино, Юмор ТВ, Animal Planet, A-One, Discovery Channel Music Box и др. Неэфирные каналы распространяются почти исключительно в сетях операторов платного телевидения (кабельного, спутникового, телевидения через интернет-протокол IPTV). Уровень проникновения неэфирных телеканалов изменяется от нескольких тысяч до десятков миллионов домохозяйств. Самый высокий уровень проникновения имеют РБК ТВ, Discovery Channel, Бибигон, Animal Planet – около 30 % домохозяйств в городах свяше 100 тыс. жителей. В 2009 году на бесплатной основе распространялось 50 эфирных каналов (22%).

В 2009 году появились российские: канал ВГТРК «Моя планета», канал Comedy TV.

По данным аналитической компании J'son & Partners Consulting, к концу 2010 года к услугам платного телевидения в России были подключены 16,3 млн домохозяйств. По сравнению с 2009 годом прирост составил 12,4%, и аналитики предсказывают, что эта тенденция сохранится еще несколько лет. По прогнозам J'son & Partners Consulting, к 2016 году охват платным телевидением в России может достичь 43% домохозяйств.

Одним из ключевых факторов роста для российских операторов платного телевидения является переход абонентов с базовых пакетов на расширенные. Абонентская плата становится все ниже, и разница уже не столь велика – увеличивая расход на незначительную для него сумму, зритель получает несколько десятков дополнительных каналов.

Один из векторов развития платного телевидения во всем мире сегодня задают мобильные гаджеты, позволяющие смотреть любимые программы где угодно, используя для этого коммуникаторы, планшеты и тому подобные устройства. Так, в США к началу 2011 года 24,7 млн подписчиков получали контент с помощью мобильных телефонов и других подобных гаджетов, что на 41% превысило показатели предыдущего года. Для сравнения: в России, по данным Price-WaterhouseCoopers, сложившаяся аудитория мобильного ТВ составила всего 1 млн человек на начало 2011 года.

Одним из методов изучения такого сложного явления, как телевидение, является структурно-функциональный анализ.

Структурно-функциональный анализ - принцип системного исследования социальных явлений и процессов как структурно расчленённой целостности, в которой каждый элемент структуры имеет определённое функциональное назначение.

Телевидение, как элемент массовой коммуникации, имеет ряд функций: информирование населения о событиях в стране и мире (информационная функция); просвещение населения, популяризация знаний и распространение культуры (культурно-просветительская); организация досуга и обеспечение отдыха, эмоциональной разрядки, развлечения (досугово-развлекательная, рекреационная); воспитание гражданских убеждений и взглядов населения (воспитательная); сплочение общества, мобилизация населения на решение государственных задач (функция социальной интеграции и политической мобилизации). Так или иначе, все эти задачи телевидение выполняет в любом обществе.

Телевидение представляет собой целостную систему. Причем как развлекательная ее составляющая (кино, передачи, новости, реклама), так и сама структура телевизионного производства. Подобно тому как каждый выполняет свою работу (функцию) в Останкино, так и каждая передача выполняет свои задачи.

Эфирное время четко разделено: когда лучше показать новости, когда рекламу, когда ток-шоу, когда вопросы на злобу дня. Все сформировано таким образом, чтобы наисильнейшим образом воздействовать на сознание людей.

Каждый канал имеет свои особенности и характеристики. Так, например Большую часть эфирного времени «ТВ Центр» уделяет освещению политической, социальной и культурной жизни Москвы. Согласно договору с правительством Москвы и лицензионными требованиями важнейшей целью телеканала является информационное обеспечение выполнения программ правительства Москвы. Первый канал – общероссийский канал, является одним из самых информационно наполненных каналов. Здесь присутствуют ин передачи для детей, и сериалы, и фильмы, и новости, и кулинарные программы и ток-шоу, и концерты и т.д. для канала НТВ больше характерны репортажи, интервью, комментарии, разоблачения, детективы. Для ТНТ, ориентированного прежде всего на молодежь – популярные ситкомы, фильмы, боевики, комедии, ток-шоу. Культура – это концерт, интервью с заслуженными людьми искусства и науки, концерты классической музыки.

Не только каждый канал, но и отдельные передачи несут на себе определенные функции: развлекательные, информативные, познавательные, побуждающие к каким-то действиям, реакциям, подталкивающие на определенные мысли.

В структуре телевизионных жанров можно выделить следующие основные элементы:

· бенефис - игровой синтетический зрелищный жанр, связанный с выигрышным показом единственной замечательной личности (например, актера или политика), практически полностью вытесненный клипом. К примеру, подобный жанр популярен на телеканале Культура (творческие вечера, Линия жизни). Бывают бенефисы и в комедийных жанрах, например в Comedy club (бенефис Павла Воли и т.д.).

· беседа - жанр аналитической публицистики, диалог или полилог, иногда с использованием вспомогательных кино- или фотодокументов (коротких сюжетов), как правило, без выраженной конфронтации сторон. Например – «Познер» на Первом канале.

· брифинг - деперсонифицированная передача официальной точки зрения или информации органа власти (от его пресс-центра или уполномоченного представителя) о событии или общественно-значимом явлении;

· дискуссия - жанр аналитической публицистики, обычно полилог с участием ведущего и не менее чем двоих носителей контрастных точек зрения на некую общественно-значимую проблему, или любых ньюсмейкеров, одновременное появление которых в кадре символизирует некую противоположность. Подобными передачами славятся такие каналы как НТВ, ТВ Центр. (К барьеру! Владимира Соловьева, Место для дискуссий (ТВЦ);

· документальный фильм - Основная форма существования жанра документального (также неигрового) кино;

· драма (теледраматургия) - значительный кусок совокупности близкородственных телевизионных жанров, фактически вид экранного искусства, основанный на живом действии и существовавший в двух вариантах: теледраматургия по оригинальным сюжетам и сценариям, поставленным на ТВ своими средствами, и телеверсия известного литературного произведения или кинофильма;

· журналистское расследование - своеобразный и распространенный на крупных компаниях «внутренний» аналитический жанр, к которому компания прибегает чаще, чем предоставляет эфир его непосредственным результатам;

· ззаметка (видеосюжет) - общежурналистский жанр информационной публицистики, пограничный с репортажем и называемый обычно «сюжетом» или «информацией»;

· игра - телеигра типа «Поля чудес», «КВН» или «Что? Где? Когда?»;

· итервью - жанр информационной публицистики, в составе информационных материалов один из вариантов разговорной передачи «в лицах» -- диалог, полилог, конфронтационное интервью, контрвью и т.д.;

· клип (видеоклип) - синтетический жанр, возникший как способ предварительного изготовления рекламного зрелищного продукта в виде короткой видеозаписи с использованием всевозможных изобразительных средств, компьютерной обработки изображения и обычно выполненной высокого уровня профессионалами;

· комментарий - разновидность выступления в кадре или закадровый комментарий под конкретный видеоряд, в связи с конкретным событием или проблемой;

· корреспонденция - жанр субъективно персонифицированный и обязательно содержащий аналитический комментарий в качестве неотъемлемой составляющей;

· новости;

· пресс-конференция - усложненный вариант интервью с несколькими (многими) журналистами, проводимое по жесткой схеме, в ограниченное и фиксированное время и с синхронным переводом, в определенном, приспособленном для контроля месте;

· репортаж - жанр информационной публицистики, включающий три формы: событийный (прямой синхронный или немой), постановочный (спровоцированная ситуация) и тематический;

· сериал;

· ситком (комедия ситуаций);

· теледебаты - вариант разговорного жанра типа ток-шоу или дискуссии, совмещающий элементы интервью, дискуссии и даже репортажа, использующий зрелищность предвыборной конкуренции кандидатов;

· телемост - вариант разговорного жанра типа ток-шоу, использующий возможность зрелищного противопоставления контрастных по ментальности аудиторий, двух или более, как правило географически удаленных друг от друга, с помощью техники спутниковой связи;

· телешоу - развлекательный нейтральный жанр с преобладанием музыки и изображения, часто с обилием рекламы. Основное качество - зрелищность, функция – рекреативная;

· реалити-шоу;

· ток-шоу - разговорный жанр, современный аналог теледискуссии.

Идет четкое разграничение эфирного времени. Чаще всего стоящие программы, где поднимаются серьезные вопросы и есть над чем подумать показывают в то, время, когда люди на работе или уже спят. В то, время, когда есть минутка посидеть перед телевизором показывают бестолковые сериалы.

В последнее время наибольший интерес у молодежной аудитории вызывают ситкомы (потому что когда смотришь их, расслабляешься и ни о чем не думаешь) и реалити-шоу (которые дают возможность прожить жизнь за других, подглядеть чужую жизнь).

Телевидение давно использует жанры, присущие другим видам искусства. Важным элементом телевизионного контента являются художественные фильмы, концерты.

Подводя итог структурно-функционального анализа современного российского телевидения, хотелось бы вспомнить, что в структурно-функциональном анализе изменения одного компонента неизбежно влекут за собой изменения всех остальных. Применимо это и к телевидению. Стоит одному каналу сделать ребрендинг, изменить программную политику или предложить зрителям новый формат (жанр), как этот опыт вскоре перенимают каналы-конкуренты.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: