Сетевые издания

Интернет представляет собой распределенную децентрализованную систему, т.е. в нем нет центральных (главных) узлов. Правила его функционирования стандартизированы и общедоступны. С технической точки зрения Интернет состоит из большого числа менее крупных сетей, которые также неоднородны. Формально Интернет никому в отдельности не принадлежит. Оплата расходов по поддержанию в рабочем состоянии старых каналов ложится на конечных пользователей. Расходы по прокладке новых каналов несут правительство, крупные телекоммуникационные компании, инвестиционные фонды. Пользователи Интернета изобретают все более эффективные способы для создания, хранения и получения информации. Чем больше пользователей в Сети, тем большее количество информации они производят.

Интернет изменил взгляды специалистов и пользователей на способы представления информации, которые обеспечиваются:

l дружественностью интерфейса;

l последовательной и целостной реализацией принципов гиперсреды;

l свободой получения информации;

l свободой представления.

Коммуникативные возможности Интернета проявляются в том, что сейчас любой пользователь Интернета может свободно обращаться к большинству информационных ресурсов, используя Интернет или «шлюзы» доступа. Разница между этими ресурсами заключается в том, что размещенная в Интернете информация находится непосредственно в «узлах» всемирной паутины на так называемых сайтах – электронных «представительствах» или изданиях. Некоторые информационные хранилища, имеющие огромные объемы информации (например, такие, как библиотека Конгресса США), организованы по-другому. Они используют Интернет только как средство связи с пользователями. После того как пользователь с помощью Интернета «добрался» до такого хранилища и «вошел», начинает работать специальное программное обеспечение (поисковые системы и базы данных), предназначенное для поиска и обработки данных, хранящихся в электронных архивах. Однако для пользователя все переходы через «шлюзы» между информационными сетями и различными типами программного обеспечения, как правило, «прозрачны». Он просто получает ту информацию, которую запрашивал.

Информация на веб-серверах хранится в виде набора документов. Каждый документ содержит гипертекстовые ссылки (выделенные фрагменты документа, позволяющие переходить к другому документу, содержащему связанную информацию), с помощью котрых пользователь может обращаться к информации в других документах по данной теме. Подобная технология позволяет наряду с текстом включать в веб-документы графику, звук и видеоизображения. Перемещаясь по огромным массивам электронных документов, хранящихся на тысячах серверов в интернете, пользователи в поисках конкретной информации могут фактически путешествовать по всему свету.

Можно констатировать, что уже создан, совершенствуется и развивается сложнейший всемирный комплекс информатики: распределенная совокупность различных по мощности и комплектации компьютеров, иных информационных устройств и систем, линий связи между ними, систем коммуникации информационных сигналов. Благодаря этому комплексу любое событие или информация, предназначенные для широкого использования, практически мгновенно становятся известными в любом месте планеты Земля. Эта информация передается в реальном масштабе времени, записывается в «памяти» комплекса и может быть найдена там в любое другое время. Таким образом, человечество создало техническую основу для объединения в планетарном масштабе информации о действиях всех людей в любых сферах деятельности и в любых географических точках.

Единая планетарная информационная система содержит всю введенную в нее информацию. Для того чтобы получить нужную потребителю информацию, он должен сформулировать свой запрос. В качестве ответа пользователь может получить как саму информацию, так и описание, где она хранится. Вполне возможно, что за доступ непосредственно к информации придется платить. Однако информация есть, она доступна и ее можно использовать. В связи с этим возникает очень важный вопрос о защите прав собственности на информацию (или в более широком смысле – прав на интеллектуальную собственность, что особенно актуально в эпоху повсеместной информатизации). И именно глобализация информации делает актуальным вопрос о защите прав собственности на информацию в глобальном – всемирном масштабе.

Объединение сетей различных типов и масштабов и построение глобальной информационной системы привели к созданию принципиально новой среды бизнеса. Каждое предприятие имеет возможность объявить о своем бизнесе всему миру и включиться в мировое разделение труда. Рассматривая тенденции развития мировых рынков, можно выделить следующие основные факторы.

1. Интернационализация деятельности предприятия – проникновение зарубежных поставщиков товаров и услуг на российский рынок при одновременной возможности работы российских предприятий на зарубежных рынках.

2. Открытие новых рынков капиталов, трансформирующих традиционные инвестиционные схемы.

3. Диверсификация деятельности.

4. Углубление сегментации потребительских групп.

5. Конкуренция со стороны предприятий любой страны, находящихся в любой точке мира.

6. Возрастающее влияние технологии (прежде всего автоматизации и систем коммуникаций) на бизнес в любой индустрии.

7. Все большая степень порождения информации сразу в электронном виде, постепенный переход от бумажной обработки информации к безбумажным технологиям.

8. Возрастание конкуренции по предоставлению услуг частным лицам.

9. Развитие комплексов системных продуктов и услуг.

В данных условиях среда Интернет позволяет провести коммуникационный процесс с большей интерактивностью, по сравнению с другими каналами коммуникации за счет быстрой обратной связи и возможности предоставления большого объема информации.

Развитие Интернет несколько изменило современный взгляд на коммуникации. Сеть объединила в себе интерактивный характер коммуникации и возможности персонализации. Интернет является одновременно новой средой для общения и постоянно растущим рынком потенциальных клиентов, которые имеют высокий уровень доходов.

Основным отличием сети от других средств массовой информации является многонаправленная коммуникационная модель «многие ко многим», в которой каждый абонент имеет возможность обращаться к другим абонентам и возможность осуществлять обратную связь. Кроме того, особенность среды Интернет проявляется в активной роли пользователей (в традиционных средствах массовой информации их роль является пассивной), которая обусловлена контролем над поиском информации за счет различных механизмов поиска и навигации. Интерактивный характер среды Интернет позволяет повысить эффективность взаимодействия участников коммуникации.

В 90-е гг. ХХ в. объем публикаций, связанных с разработкой гуманитарных аспектов деятельности человека в Интернете начал стремительно увеличиваться, возникли исследования разных аспектов Интернета, в том числе социологических.

Общий обзор результатов социологических исследований пользователей Интернета в России показал, что количество участников Интернет - коммуникаций в нашей стране растет лавинообразными темпами, опережая научные прогнозы. При том, что наша страна отстает от ряда развитых стран по количеству людей, составляющих коммуникативное пространство Интернета, по темпам развития этого пространства она обгоняет многие из них. В качестве основных тенденций развития Интернет - пространства России за последние 10 лет были отмечены тенденции выравнивания соотношения мужчин и женщин, жителей «центра» и «провинции» среди пользователей Интернета. Что же касается возрастного фактора, то он по-прежнему служит одним из препятствий для пожилых жителей России в овладении коммуникативными навыками, необходимыми для участия в Интернет - пространстве.

Вся совокупность пользователей Интернет, составляющих Интернет-пространство, не является сообществом и не обладает признаками субкультуры. Что же касается сообществ, группирующихся вокруг определенных сетевых ресурсов, посвященных той или иной тематике, то в этом вопросе автор соглашается с высказываемым в литературе тезисом о перспективе превращения этих сообществ в социальные группы. Сообщества, возникающие в Интернете, как правило, объединяют людей, принадлежащих различным социальным группам. Социальные связи, возникающие на почве виртуального общения, сегодня значительно уступают по силе и устойчивости связям, возникающим на почве реальных отношений. К тому же в ходе Интернет-общения люди нередко прибегают к созданию виртуальных персон и иным формам самопрезентации, не отражающим их действительных социальных и психологических характеристик, которые могли бы выступить в качестве группообразующих. В то же время активно развивающиеся в последние годы Интернет - проекты типа «Одноклассники», «В контакте» и т.п. показывают новые направления развития Интернет - сообществ.

Интернет стал доминирующим медиа в том смысле, что значительная группа читателей тратит на онлайн больше часов, чем на все остальные медиаканалы. Никто уже не задается вопросом, стоит ли вкладывать средства в онлайн-медиа. На смену этому вопросу пришел новый: как интерактивные технологии и интернет влияют на телевидение и другие традиционные медиаканалы, которые также становятся цифровыми? Это, скорее, философский вопрос, потому что все то, что поначалу было свойственно только сетевому пространству, становится частью всей медиасферы — интерактивность, диалог с аудиторией, ее четкое сегментирование.

По данным социологических исследований, в 2010 году телевизионная аудитория сократилась на 2%. Среднестатистический представитель аудитории СМИ в возрасте от 18 до 24 лет проводит за потреблением, а теперь уже и производством контента (в частности, публикуя сообщения в блогах), часов по шесть в день, то есть то же время, что и несколько лет назад. Но медиапотребление стало настолько интенсивным, что сегодня за шесть часов пользователь успевает ознакомиться с таким объемом контента, какой раньше бы он не охватил и за восемь часов. Это означает, что пользователь освоил мультизадачный режим и может одновременно работать с разными медиа.

Исследование консалтинговой компании Accenture, проведенное в начале 2008 года в восьми странах (Франция, Германия, Италия, Великобритания, США, Мексика и др.), подтвердило, что треть взрослых каждую неделю смотрит телевизионные программы через интернет и мобильные телефоны. Особенно активно такими альтернативными телевидению каналами пользуется молодые люди до 25–35 лет.

Уже достаточно популярным стал такой способ обмена информацией, как блоги. Блогосфера сегодня объединяет политиков, деятелей шоу-бизнеса, предпринимателей, чиновников и рядовых граждан.

Россияне не сразу оценили прелесть блогов. В течение нескольких лет после 1997 года, когда в Интернете появился первый блог Дейва Вайнера (впрочем, идея носилась в воздухе, поэтому точно установить имя "первопроходца" вряд ли возможно), число русскоязычных блогов измерялось, буквально десятками.

Одной из возможностей блога является возможность каждого «притянуть» других к своему делу, т.е проще говоря создать собственное подобие газеты, где каждый способен дать полезную информацию для других.

Быстрыми темпами растет аудиторий отечественных интернет-СМИ. Сегодня самые популярные проекты читают до 200 тысяч человек в день. А это уже сопоставимо с тиражами ведущих печатных изданий. При этом у интернет-СМИ сохраняется потенциал роста аудитории, который фактически отсутствует у оффлайновой прессы. Интернетом начинает пользоваться все большее количество людей, значительный процент которых становится пользователем его медийного сектора. У оффлайновых СМИ такого ресурса нет.

Кроме технологических причин роста аудитории интернет-СМИ, последние обладают рядом преимуществ перед печатными медиа, также являющихся предпосылками для их роста:

Во-первых, Интернет-СМИ, в отличие от СМИ печатных, работают в режиме реального времени, а не пост-фактум, как последние. Это их роднит с такими традиционными электронными СМИ как радио, телевидение. Интернет-СМИ являются источником получения оперативной информации (модель радио-телевидение), но в то же время могут представить на своих страницах и аналитические, развернутые материалы (модель печатной прессы).

Во-вторых, Интернет-СМИ – нечто большее, чем СМИ в традиционном смысле этого слова. В интернете разделяют СМИ (информационные проекты) и порталы (сервисные проекты), но это искусственное разделение. Интернет-СМИ сегодня – это не только подборка информации, но еще и мощная сервисная часть, благодаря которой пользователь может узнать о погоде, курсе валют и т.п. Ряд ресурсов разместил формы поиска, предоставляет электронную почту. Все это сильно привязывает пользователя к ресурсу, создает тот режим коммуникации, при котором СМИ для пользователя – не просто источник информации, но справочник, помощник и посредник в общении с другими пользователями.

Литература:

1. Конституция РФ принята 12.12.1993. www.consultant.ru

2. Закон РФ "О средствах массовой информации" (о СМИ) от 27.12.1991 N 2124-1 www.consultant.ru

3. Ворошилов В.В. Журналистика. Курс лекций. СПб., 2004.

4. Карминский A.M., Черников Б.В. Информационные системы в экономике: В 2-х ч. Ч. 1. Методология создания: Учеб. пособие. М.: Финансы и статистика, 2006.

5. Калмыков А.А., Коханова Л.А. Интернет-журналистика. М., 2005.

6. Коркосенко С. Основы теории журналистики. СПб, 1995.

7. Сазонов Е.А. Феномен желтой прессы//Коммуникации. 2005, №7.

8. Российское телевидение: индустрия и бизнес. М, Аналитический центр Видео Интернешнл, 2010.

9. Российский рынок периодической печати. Состояние, тенденции и перспективы развития. М., Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, 2009.

10. Самойленко Л.Б. Интегрированные маркетинговые коммуникации в сети Интернет // http://peredovik.org/integrirovannie_marketingovie_kommunikatsii_v_seti_internet.html.

11. Смолян Г.Л., Цыгичко В.Н., Д.Д. Хан-Магомедов. Интернет в России. Перспективы развития. М., 2004.

12. Система средств массовой информации России: Учебное пособие для вузов / Под ред. Я.Н.Засурского. М., 2003.

13. Радиожурналистика. Учебник / Под редакцией А.А.Шерель. М., 2003.

14. Тюриков А.Г., Шляпин Д.Е. Интернет-реклама. М.: ИТК «Дашков и Ко», 2008. Стр. 6-7.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: