Этот вид выборки осуществляется в несколько этапов следующимобразом:
1. Вся генеральная совокупность подразделяется на подгруппы – страты. Это разделение осуществляется в соответствии с каким-либо значимым с точки зрения темы исследования признаком. Например, таким признаком может быть пол, возраст, доход.
2. Каждый элемент совокупности должен быть отнесен только к одной страте, ни один элемент не должен быть пропущен.
3. Случайным образом (с помощью простого случайного или систематического отбора) мы отбираем внутри каждой страты необходимое количество единиц, пропорциональное размеру страты в генеральной совокупности.
Правила стратифицирования:
1. Различия между элементами разных страт должны быть более существенными чем различия элементов внутри страты.
2. Количество страт, как правило, не превышает 6 – 7.
Какие признаки могут лежать в основе стратифицирования? Например, социально-демографические (пол, возраст, семейное положение, уровень образования и т.д.); потребительские (например, фирма разделяет клиентов на страты в соответствии с покупательской активностью); бизнес-характеристики (если мы отбираем для опроса менеджеров предприятий, то стратифицирующим признаком будет размер фирмы или объем продаж).
|
|
Например, тема нашего исследования: социально-демографический портрет студентов-первокурсников ТУСУРа. Исходными данными для формирования выборки для нас является информация о численности обучающихся в ТУСУРе первокурсниках на каждом из факультетов. Всего мы планируем опросить 330 человек. Исходя из того, что в ТУСУРе обучается 988 первокурсников, мы формируем выборочную совокупность:
Таблица 3.1.