Случайные Систематические

Случайные ошибки выборок возникают за счет того, что для анализа всей совокупности используется только часть ее.

Хотя выборочный метод и позволяет обоснованно судить о среднеарифметической некоторого количественного признака генеральной совокупности по среднеарифметической, исчисленной по выборке, это, однако, не означает, что выборочная средняя совпадает с генеральной средней. Она, как правило, в той или иной степени от нее отличается.

Величина ошибки выборки представляет собой разность между средними параметрами генеральной и выборочной совокупности. Ошибки выборки различны для каждой конкретной выборки и в принципе могут быть обобщенно охарактеризованы с помощью средней из всех таких отдельных ошибок.

В математической статистике получены формулы, которые позволяют приближенно вычислить среднюю ошибку выборки, основываясь на данных только той выборки, которая имеется в распоряжении исследователя. Вычисление средней ошибки выборки зависит от способа отбора элементов из совокупности в выборку.

Избавиться от случайной ошибки невозможно, она сокращается с увеличением объемов выборки (правда, при больших объемах выборки ее изменение несущественно).

Систематическая ошибка – постоянное смещение в одну сторону – увеличения или уменьшения значения интересующего признака. Сама собой, при исследовании независимых подвыборок или при увеличении объема выборки, не гасится.

Виды непреднамеренных систематических ошибок.

Ошибки, связанные с выбором метода.

1. Массовый опрос не может считаться подходящим методом для раскрытия интересующей темы. Пример – оценка уровня потребления наркотиков.

2. Выбранная техника – формализованное интервью или анкетирование – не соответствует специфике проблемы и самой ситуации исследования.

Ошибки, связанные с анкетой.

1. Операционализация понятий сделана неверно.

2. Вопросы составлены непонятно, возможно двоякое истолкование.

3. Анкета слишком большая или «трудная» - респонденты начинают отвечать на последние вопросы «как попало».

4. Анкета состоит из большого числа вопросов табличной формы или открытых вопросов – респонденты с низким уровнем образования путаются.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: