Концептуальные основы внешнеполитического курса Си Цзиньпина: цели, возможности и ограничители

Поскольку в Китае отсутствует практика открытой публикации внешнеполитических документов доктринального характера*, (*Ежегодно издаваемая Департаментом по внешнеполитическому планированию МИД КНР Белая книга (?????????), скорее, носит обзорно-справочный характер.) дипломатические новации обычно фиксируются в партийных документах (постановлениях съездов и пленумов, речах и статьях представителей высшего партийно-государственного руководства). Аналитическую ценность представляют также отчеты о сессиях коллективной учебы Политбюро**, (**Коллективная учеба Политбюро ЦК КПК (???????????). (В настоящее время можно уверенно говорить об институализации этого механизма, появившегося в период правления "четвертого поколения" руководителей. Первая коллективная учеба состоялась 26 декабря 2002 г., в следующем месяце после избрания Ху Цзиньтао генеральным секретарем ЦК КПК. При Си Цзиньпине эта практика была продолжена.) на которых, как правило, впервые ставятся важные теоретические вопросы внутренней и внешней политики.

Ниже нами в обобщенном виде приведены данные о сессиях коллективной учебы Политбюро ЦК КПК 18-го созыва, в ходе которых преимущественно обсуждались внешнеполитические проблемы.

Третья коллективная учеба ПБ ЦК КПК, 28 января 2013 г.

Тематика и докладчики Решительно идти по пути мирного развития. Министр иностранных дел Ян Цзечи, заведующий Международным отделом ЦК КПК Ван Цзяжуй, министр коммерции Чэнь Дэмин.
Основные высказывания Си Цзиньпина "Движение по пути мирного развития - это стратегический выбор, сделанный нашей партией в соответствии с веянием эпохи и коренными интересами страны". "Мы будем решительно идти по пути мирного развития, но мы категорически не станем отказываться от наших законных прав и интересов и не будем жертвовать ключевыми интересами страны. Ни одна страна не должна рассчитывать на то, что мы будем вести торговлю своими ключевыми интересами, ни у кого не может быть ни малейшей надежды на то, что мы вкусим горькие плоды ущемления суверенитета, безопасности и интересов развития государства"4.

Восьмая коллективная учеба ПБ ЦК КПК, 30 июля 2013 г.

Тематика и докладчики Строительство морской державы. Заместитель главного инженера Китайской национальной шельфовой нефтяной корпорации академик Академии инженерных наук КНР Цзэн Хэнъи, директор Института стратегии развития морского дела Государственного океанографического управления КНР Гао Чжиго.
Основные высказывания Си Цзиньпина "Наша страна является и континентальной, и морской державой, обладающей широкими стратегическими интересами на море". "Следует защищать права и интересы государства на море, стремиться к тому, чтобы трансформировать практику защиты морских интересов, придав ей характер единого и всестороннего планирования. Мы любим мир, идем по пути мирного развития, однако ни в коем случае не откажемся от законных прав и интересов, тем более не будем жертвовать коренными интересами государства". "Следует придерживаться курса "суверенитет принадлежит нам, отложить в сторону споры, заниматься совместным освоением"5.

12-я коллективная учеба ПБ ЦК КПК, 30 декабря 2013 г.

Тематика и докладчики Повышение роли "мягкой" культурной силы государства. Профессор Уханьского университета Шэнь Чжуанхай, профессор Всекитайского института работников пропаганды Хуан Чжицзянь.
Основные высказывания Си Цзиньпина "Пропаганду и разъяснение "китайской мечты" необходимо тесно увязывать с концепцией современных китайских ценностей. Современные китайские ценности - это ценности социализма с китайской спецификой". "Следует расширять коммуникационные платформы и носители для зарубежной аудитории, чтобы современная концепция китайских ценностей пронизывала международные обмены и различные стороны коммуникаций". "Для роста "мягкой" культурной силы следует прилагать усилия к повышению авторитета и права голоса страны на международной арене"6.

14-я коллективная учеба ПБ ЦК КПК, 25 апреля 2014 г.

Тематика и докладчики Поддержание государственной безопасности и социальной стабильности. Ван Юнцин, член и ответственный секретарь Политико-юридической комиссии ЦК КПК.
Основные высказывания Си Цзиньпина "Следует четко видеть, что в новой обстановке государственная безопасность и социальная стабильность в нашей стране сталкиваются с возросшим количеством угроз и вызовов, эффект взаимодействия которых становится особенно заметным". "Различные регионы и ведомства обязаны претворять в жизнь комплексную концепцию государственной безопасности, четко уяснить новые особенности и новые тенденции в изменениях обстановки в сфере государственной безопасности в Китае, одновременно уделять внимание внешней и внутренней безопасности, безопасности территории и населения, традиционной и нетрадиционной безопасности"7.

17-я коллективная учеба ПБ ЦК КПК, 29 августа 2014 г.

Тематика и докладчики Новые тенденции мирового военного развития и продвижение военных инноваций в отечественных вооруженных силах. Сяо Тяньлян, профессор Академии национальной обороны.
Основные высказывания Си Цзиньпина "Именно в настоящее время международная обстановка переживает новый переломный момент, происходит ускоренная поляризация и комбинация различных стратегических сил, международная система вступила в период быстрой трансформации и глубоких перемен. В этой невиданной прежде обстановке значительных сдвигов изменения в военной сфере идут широко и глубоко, являясь важной частью большого развития, большого реформирования и больших перемен, происходящих в мире". "Эта новая мировая военная революция является комплексной и глубокой, охватывает все сферы боевого и военного строительства, прямо влияет на военную мощь и совокупную мощь государства, касается вопроса стратегической инициативы"8.

Таким образом, в современном китайском политическом дискурсе четко прослеживается как преемственность внешней политики (акцент на такие константы, как путь мирного развития, защита ключевых интересов, политика "мягкой силы"), так и стремление придать китайской дипломатии более инициативный характер, что в перспективе должно вывести КНР в число государств, устанавливающих правила игры в соответствии со своими возросшими интересами (такие намерения особенно ярко видны на примере амбициозной программы превращения Китая в морскую державу, они проявляются и в сфере военной дипломатии - корректировке подходов к использованию китайских воинских подразделений за рубежом). Анализ обсуждаемых проблем также позволяет сделать вывод, что при Си Цзиньпине в целом неизменным остался принцип ограничения стратегического планирования, прежде всего вопросами, затрагивающими ключевые интересы (океанская стратегия также вошла в этот круг).

На теоретическом уровне внешнеполитические задачи продолжают увязываться с внутренней политикой, однако эта связка теперь имеет более глубокий и комплексный характер. Речь идет не просто о создании благоприятных условий для социально-экономического развития страны (интересы мирного развития), а о расширении стратегических возможностей для подъема Китая, подчинении всего комплекса внешних связей задаче возрождения китайской нации, то есть превращения Китая в "мощное, демократическое, цивилизованное, гармоничное, современное социалистическое государство"9 (интересы национального возрождения).

"Определение китайской дипломатии, которое дает новое руководство, выходит далеко за рамки традиционного содержания", руководством ставится задача "использования комплекса дипломатических методов для реализации целей внешней политики", отмечает влиятельный шанхайский ученый-международник Ян Цземянь10. Внешнеполитический инструментарий, о котором пишет эксперт, достаточно широк - от экономической дипломатии до военных связей, от межпартийных контактов до народной дипломатии.

Однако вряд ли можно согласиться с тем, что главная суть происходящих сейчас изменений состоит лишь в возросшей самоуверенности или напористости (assertiveness) Китая на всех направлениях. О новой китайской самоуверенности говорят многие западные теоретики и практики. Так, бывший помощник госсекретаря США по вопросам Восточной Азии и Тихого океана Курт Кэмпбелл* (*Занимал этот пост с 26 июня 2009 г. по 8 февраля 2013 г. В настоящее время - председатель и генеральный директор консалтинговой компании "The Asia Group", LLC ("TAG").) в связи с обострением обстановки в Восточно-Китайском море полагает, что "мы являемся свидетелями более тщательной координации на всех уровнях китайского правительства. Даже небольшие рыбацкие лодки при определенных обстоятельствах получают сигналы и директивы от высоких властей в Пекине. Текущая серия провокаций не является случайной, а была тщательно срежиссирована"11. Сторонники подобной точки зрения считают, что "проактивная напористость" уже стала визитной карточкой нового руководства, а в будущем приведет к резкому усилению конфликтности, прежде всего в отношениях Китая с соседями по региону.

Представляется, что этот подход игнорирует ряд важных обстоятельств, которые, по крайней мере в ближайшие годы, будут служить ограничителями жесткого сценария выхода Китая из тени. Главные из этих ограничителей связаны с первостепенной для нынешнего руководства задачей обеспечения внутренней стабильности. Усложнение вызовов в сфере внутренней безопасности в связи с антикоррупционной кампанией и более строгой элитной политикой12, замедление экономического роста, нарастание террористической угрозы внутри страны и необходимость решать масштабные задачи по запуску нового этапа реформ - все это вряд ли позволит выделять значительные политические ресурсы на проведение жесткого курса во внешних делах.

Крайне важным представляется то, что внешнеполитический аппарат все еще несет на себе печать многолетней политики "таогуан янхуэй" и должен быть серьезно реформирован. Поэтому одна из основных задач там (как и в системе государственного управления в целом) будет состоять в повышении эффективности, безусловным приоритетом станет более жесткая централизация, устранение конкуренции между различными ведомствами.

Многочисленные официальные публикации о необходимости инноваций в дипломатической сфере говорят о том, что в руководстве ощущается дефицит новых идей и концепций, касающихся внешней политики13. С этим же связан и призыв Си Цзиньпина к созданию новых мощных "мозговых центров" с китайской спецификой*. (*???:??????????????? (Си Цзиньпин: Для всестороннего продвижения практики управления государством на основе закона также требуется углубление реформ).) В беседах представители государственных и экспертных структур признавали, что в руководстве высказывается недовольство стилем "багувэнь"**, (**Багувэнь (???). Классическое сочинение из восьми частей - специфический для эпох Мин и Цин литературный жанр, используемый в системе государственных экзаменов. Отличается строгой формализацией и отсутствием самостоятельной точки зрения, архаическим литературным стилем, изобильными аллюзиями и параллелизмом.) которым по-прежнему отличаются многие служебные документы по внешней политике.

Озвучиваемые на официальном уровне концепции достаточно долго наполняются конкретным содержанием, как было, например, с идеей экономического пояса "Шелковый путь"14. Можно предположить, что поначалу существовал лишь довольно общий рамочный документ, без детальной экспертной проработки и даже примерного ресурсного обеспечения. Состоявшиеся затем многочисленные экспертные встречи и научные конференции показали разброд мнений и явное желание предугадать, что же имело в виду руководство, выдвигая эту концепцию, нежели серьезный научный анализ.

Сами китайские эксперты невысоко оценивают общий уровень научных исследований по внешнеполитической проблематике. "Давайте посмотрим, как много бессмысленных мусорных статей ежегодно производят ведущие китайские журналы по международным отношениям. Так можно сразу понять, насколько серьезной является для подобных исследований проблема поверхностности и отрыва от реальности", - заметил в ходе одной из дискуссий профессор Университета Цинхуа Чэнь Ци15.

Много изъянов имеет внешнеполитическое планирование, по-прежнему слабой остается межведомственная координация, что, к примеру, проявилось в инциденте с китайской буровой платформой "Хайян Шию-981". 1 мая 2014 года Китайская национальная офшорная нефтяная компания (CNOOC) начала разведку нефти в районе Южно-Китайского моря (ЮКМ), который Вьетнам относит к своей эксклюзивной экономической зоне. Однако момент для начала работ был выбран крайне неудачно, даже если считать, что размещение платформы преследовало не чисто экономические, а в первую очередь политические цели (усилить китайские позиции в территориальных спорах с Вьетнамом).

Анализируя поведение Китая в конфликтах на море, исследователь из австралийского Института международной политики Лоуи (Lowy Institute for International Policy) Линда Якобсон отмечает отсутствие признаков того, что данные действия "являются частью великой стратегии Си, которой он следует, чтобы продуманным способом принудить соседей Китая к выполнению заранее поставленной цели. Несмотря на имидж Си как сильного лидера, системные проблемы и разобщенный характер власти оставляют достаточно места для действий множества акторов в сфере морской безопасности, которые продвигают собственную повестку, особенно в Южно-Китайском море"16.

Было вполне ожидаемо на саммите АСЕАН 10-12 мая 2014 года в столице Мьянмы, что демонстрация китайского суверенитета в спорной акватории не осталась без внимания. Вопрос о ситуации в ЮКМ и так бы обсуждался, однако повышение "градуса конфронтации" выдвинуло его на первый план. Вряд ли в этом был заинтересован Пекин, который неизменно пытается решать территориальные вопросы на двустороннем уровне и всячески возражает против интернационализации конфликта и вмешательства любых многосторонних структур в процесс урегулирования17.

Эскалация конфликта в связи с работой нефтяной платформы неудачно совпала и с подготовкой к проведению Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии, страной-хозяйкой которого выступал Китай18. Опасное обострение ситуации в Южно-Китайском море никак не укладывалось в курс на приоритетное развитие "периферийной дипломатии", то есть на укрепление сотрудничества с соседними странами (это считается одной из важных дипломатических новаций Си Цзиньпина). Кроме того, властям КНР пришлось приложить немало усилий к тому, чтобы волна антивьетнамских настроений в Интернете не привела к выступлениям на улицах китайских городов.

Реализация заявленных Си Цзиньпином внешнеполитических целей, по всей видимости, растянется на длительный период. Китай будет постепенно примерять "одежды великой державы", что, безусловно, может быть чревато определенным кризисом ожиданий среди националистически настроенной части общества. Можно предположить, что власти будут более строго контролировать как прозападный (либеральный), так и левый (националистический) дискурс, чтобы избежать дестабилизации обстановки по модели антияпонских демонстраций 2005 и 2012 годов. Возможно, политически активной публике будет предъявлен новый вариант популярной внешнеполитической доктрины, по решительности не уступающей известным книгам - "Китай может сказать "нет" и "Китай недоволен", однако не предъявляющей завышенных требований к темпам и характеру внешнего возвышения страны. По всей видимости, акцент будет сделан не на силе Китая, а на его спокойной мудрости, уверенности в себе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: