Некоторые практические задачи китайской дипломатии

28-29 ноября 2014 года в Пекине состоялось центральное рабочее совещание по вопросам внешней политики. Его проведение говорит о том, что глобальная повестка, наряду с продолжением усилий по решению внутриполитических задач, все больше входит в круг внимания Си Цзиньпина. Консолидация власти и собственная чрезвычайно активная деятельность по контактам с зарубежными лидерами дали Председателю КНР достаточно оснований для того, чтобы отделить себя от руководителей прежних поколений и заявить (уже на практическом уровне) о собственной модели внешней политики.

Из речи Си Цзиньпина на совещании следует, что нынешнее руководство предъявляет следующие базовые требования к внешней политике: китайская дипломатия - это дипломатия крупного государства; внешняя политика должна отличаться ясной китайской спецификой, китайским стилем и китайской позицией; ни в коем случае нельзя отказываться от законных интересов Китая; надо твердо защищать суверенитет, территориальную целостность и морские права страны, должным образом решать территориальные споры вокруг островов.

При всем достаточно общем характере данных требований в них заметно стремление отойти от прежних ограничений, введенных Дэн Сяопином в начале периода реформ и открытости. "Внешняя политика большого государства" ("даго вайцзяо") предполагает иной уровень глобальных интересов и глобальной ответственности. Таким образом, можно ожидать, что Китай усилит работу в многостороннем формате, продолжит сотрудничество в решении глобальных проблем (изменение климата, международный терроризм и пиратство, другие нетрадиционные вызовы и угрозы безопасности).

В ближайшие годы гораздо больший вес приобретет "периферийная дипломатия", которая в документах совещания впервые поставлена на первое место в списке основных направлений работы китайской дипломатии. Решение логичное. Именно вблизи от китайских границ сосредоточено большинство ключевых интересов КНР, здесь расположены главные конфликтные узлы, связанные и с территориальными спорами, и с попытками сдерживания Китая со стороны США. Как отмечает С. М. Труш, "к традиционной геополитической конфликтной зоне - Тайваню в последние годы подключен практически весь периметр морской границы КНР"19. Жесткость Пекина неизбежно приводит к усилению уже сложившихся в этом регионе квазиальянсов антикитайской направленности.

Наряду с новым стратегическим позиционированием в китайских внешнеполитических директивных документах последнего времени обращается внимание на необходимость руководствоваться прагматичным мышлением ("дисянь сывэй"*). (*????.?? - граница, нижняя граница, предел;??. - мышление. Китайская онлайн-энциклопедия "Байду байкэ" дает следующее определение. Дисянь сывэй (bottom-line thinking) - вид мыслительной техники, который заключается в психологической подготовке к возможному возникновению наихудшей ситуации и выработке соответствующих мер реагирования.) Перевод этого нового термина условен, более точное представление о сути данного подхода дает толкование, которое приводится в официальных заявлениях и статьях экспертов. По словам Си Цзиньпина, "необходимо хорошо уметь пользоваться методикой "дисянь сывэй", в любом деле готовиться к худшей ситуации, упорно добиваясь наилучшего результата. Если быть готовым ко всяким неожиданностям, то все пройдет гладко, можно будет твердо овладеть инициативой"20.

Профессор Фуданьского университета Чэнь Чжиминь относит этот подход к важнейшим стратегическим инновациям Си Цзиньпина в области внешней политики. По мнению эксперта, "дипломатия большого государства и "дисянь сывэй" демонстрируют волю Китая"21. В свою очередь, Ян Цземянь считает, что если в обычном значении концепция "дисянь сывей" связана с оценками рисков, то "в китайской дипломатии это также означает определение нижней границы компромисса"22.

Китайские эксперты выделяют несколько прикладных способов реализации данного подхода:

1) Необходимость более реалистичных оценок международной обстановки, уход от того, чтобы при анализе видеть только выгодные стороны во внешнем окружении. Видимо, в Китае растет понимание того, что некие длительные периоды "стратегических возможностей" просто не могут существовать в условиях нынешней изменчивой глобальной обстановки;

2) Четкое обозначение "красных линий", границ допустимого в случае конфликтных ситуаций, чтобы избежать риска неверной интерпретации своих действий;

3) Более активное участие в предотвращении и урегулировании конфликтов;

4) Сочетание инициативности с осмотрительностью и постепенностью. Именно поэтому многие эксперты предпочитают говорить об инновациях, а не о революционных изменениях в дипломатической сфере после прихода к власти Си Цзиньпина.

Акцент на риск-менеджмент при определении целей и задач внешней политики, думается, не случаен. Данный инструментарий по умолчанию отсутствовал в эпоху, когда страна скрывала свои возможности. В то же время это ясно демонстрирует транзитный характер нынешней модели: политическое руководство во главе с Си Цзиньпином осознает весь комплекс вызовов, с которыми сталкивается Китай в процессе глобального возвышения и постепенного отхода от концепции "таогуан янхуэй". Хотя вес страны в международных делах, ее экономическая и военная мощь существенно возросли, этого совершенно недостаточно для наступления "века Китая", для того, чтобы Пекин мог диктовать правила игры в глобальной политике и экономике.

ВЫВОДЫ

При Си Цзиньпине китайская дипломатия будет постепенно уходить от реактивного подхода, стремясь к большей проактивности. Пекин будет все охотнее выдвигать различные инициативы на двустороннем и многостороннем уровнях, заметным останется желание с помощью элементов "мягкой силы" сформировать образ Китая как ответственного игрока на международной арене. В то же время дипломатическая активность будет по-прежнему тесно увязываться с решением внутренних задач, а степень внимания, которое руководство сможет уделять внешним связям, будет прямо зависеть от внутренней стабильности.

Экономическая дипломатия будет использоваться не только для решения проблем социально-экономического развития (энергобезопасность, продовольственная безопасность и т. д.), но и для формирования сети дружественных партнерских государств, своего рода платформы для дальнейшего усиления китайского влияния в мире.

Оценка рисков внешнеполитических действий станет одним из обязательных элементов при принятии решений. Создание более эффективной системы внешнеполитической экспертизы также будет одной из важных задач. Сдерживающим фактором в данном случае может быть усиление идеологического контроля в сфере общественных наук, что стало особенно заметно во время развернутой кампании "следования линии масс".

Основное внимание в ближайшие годы будет уделяться созданию внешнеполитического аппарата, адекватного новой глобальной роли Китая. Базовые принципы (невмешательство во внутренние дела других стран, неприсоединение и т. д.) будут наиболее устойчивы, при этом большая гибкость может быть проявлена при определении региональных и страновых приоритетов.

В поле зрения начавшего работу в 2014 году Совета государственной безопасности (СГБ)* (*Первое заседание Совета, согласно официальной информации, состоялось 15 апреля 2014 г. под председательством Си Цзиньпина.) будет находиться весь комплекс проблем, связанных с вызовами в сфере традиционной и нетрадиционной безопасности. Создание СГБ отражает процесс жесткой централизации управления, который, безусловно, охватит и сферу внешней политики. Это позволит преодолеть межведомственную разобщенность и подчинить работу многочисленных ведомств единой цели - комплексному обеспечению внутренней и внешней безопасности Китая.

Для Москвы как стратегического партнера Пекина процесс трансформации китайской внешней политики представляет не только теоретический, но и большой практический интерес. Внимательный анализ складывающейся "великой стратегии" необходим, поскольку позволит не упустить важные детали в китайских подходах, найти новые точки взаимодействия РФ и КНР в международных делах. Китай все активнее будет предлагать свои пути решения региональных и глобальных проблем, поэтому все более важным становится стыковка российских и китайских внешнеполитических концепций.

Для правильного и свободного от стереотипов понимания, в чем заключается глобальная "китайская мечта" Си Цзиньпина, стоит придать новый импульс работе экспертов в формате "второй дорожки". Этот диалог должен быть конкретным и практически ориентированным, с представлением рекомендаций лицам, принимающим решения. Российско-китайский Совет мудрецов, созданный в 2014 году, может стать одной из таких площадок высокого уровня. Обновленные или совершенно новые китайские мозговые тресты будут активно работать и на российском направлении, поэтому стоит уже сейчас подумать над формированием актуальной повестки, которая отвечала бы стратегическим интересам России и Китая в условиях быстро меняющейся архитектуры международных отношений.

-------------------------

1 http://www.hidg.net/news/bencandy-htm-fid-55-id-30975.html

2 Ibid.

3 http://mil.huanqiu.com/observation/2012-12/3387054.html

4 http://news.xinhuanet.com/politics/2013-01/29/c_114538253.htm

5 http://news.xinhuanet.com/politics/2013-07/31/c_116762285.htm

6 http://news.xinhuanet.com/politics/2013-12/31/c_118788013.htm

7 http://news.xinhuanet.com/politics/2014-04/26/c_1110426869.htm

8 http://news.xinhuanet.com/politics/2014-08/30/c_1112294869.htm

9???:?????????????????????????? //http://news.xinhuanet.com/politics/2012-11/29/c_113852724.htm

10???:?????????????? (Стратегическая корректировка китайской внешней политики на новой стартовой точке) //http://www.21ccom.net/articles/qqsw/zlwj/article_20140320102736.html

11 Campbell K. Trouble at sea reveals the new shape of China's foreign policy //http://blogs.ft.com/the-a-list/2014/07/22/trouble-at-sea-reveals-the-new-shape-of-chinas-foreig n-policy/

12 Смирнова Л. Борьба с коррупцией и политическая реформа в КНР: международный опыт и китайская модель // Международная жизнь. 2013. N8. С. 63-77.

13?????????????????? (Ян Цзечи. Инновации в теории и практике китайской дипломатии в новых условиях) //http://www.qstheory.cn/zxdk/2013/201316/201308/t20130813_259197.htm;?????????????????/???? (Выходить на новые рубежи инноваций в дипломатической теории и практике) //Жэньминь жибао. 2 декабря 2014 г.

14 О поэтапном изменении подходов КНР к проблеме интеграции в Центральной Азии см.: Изимов Р. Эволюция центральноазиатской политики Китая // Евразийская интеграция: перспективы межгосударственного сотрудничества / Институт международных исследований МГИМО (У) МИД России. М.: МГИМО - Университет, 2014. С. 38-46.

15?????????????? (Семинар "Мировой порядок и философия китайской дипломатии") // http://www.21bcr.com/a/shiye/shijieguan/2014/0616/3531_2.html

16 Jakobson L. China's unpredictable maritime security actors. Report. Р. 1 // http://www.lowyinstitute.org/files/chinas-unpredictable-maritime-security-actors_3.pdf

17 Иванов А. В., Лукин А. В. Активизация внешней политики Китая в АТР и интересы России // Ежегодник ИМИ - 2013. М.: МГИМО - Университет, 2013. Вып. 3-4 (5-6) С. 155-178.

18 Подробнее см.: Денисов И. Первомайская демонстрация // http://lenta.ru/articles/2014/05/16/china/

19 Труш С. Китайская бюрократия и США: мотивации взаимозависимости и конфликта // Международная жизнь. 2013. N11. С. 108.

20 Цит. по:??????????? //http://news.xinhuanet.com/politics/2013-04/07/c_115289665.htm

21???????????????????//http://politics.people.com.cn/n/2015/0105/c1001-26327937.html

22 Ibid.

Ключевые слова: "пятое поколение", принцип "таогуан янхуэй", внешнеполитический курс Си Цзиньпина, коллективная учеба ПБ ЦК КПК, "дисянь сывэй".

 
 
Заглавие статьи Вторая мировая война: на Западе и Востоке
Автор(ы) Ефим Титоренко
Источник Международная жизнь, № 5, Май 2015
Место издания Москва, Российская Федерация
Объем 18.1 Kbytes
Количество слов  
   

Вторая мировая война: на Западе и Востоке

Автор: Ефим Титоренко


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow