Вопрос 27. Начало войны и ее правовые последствия. Окончание войны

Гаагская конвенция об открытии военных действий 1907 г. устанавливает, что военные действия между государствами не должны начинаться без предварительного и недвусмысленного предупреждения, которое может иметь форму либо мотивированного

объявления войны, либо ультиматума с условным объявлением войны.

Факт объявления войны, которая не является актом самообороны согласно ст. 51 Устава ООН, не превращает войну противоправную в войну законную, а представляет собой акт агрессии. Сам факт объявления войны становится международным преступлением. Однако обязательно соблюдение норм права вооруженных конфликтов независимо от того, объявлена война или нет. Объявление войны входит в компетенцию высших органов государственной власти каждой страны.

Объявление войны, даже если оно не сопровождается боевыми действиями, влечет за собой начало юридического состояния войны. Вместе с тем фактическое начало военных действий между государствами не обязательно ведет к наступлению состояния войны.

Начало войны означает конец мирных отношений между воюющими государствами, что влечет за собой разрыв дипломатических и, как правило, консульских отношений. Персонал дипломатического и консульского представительств вправе покинуть территорию неприятельского государства. При этом государство пребывания согласно Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. обязано оказать содействие, необходимое для возможно скорейшего выезда пользующихся привилегиями и иммунитетами лиц, и предоставить в случае необходимости в их распоряжение средства передвижения. Представление интересов одного воюющего государства и его граждан

в другом поручается третьему, обычно нейтральному государству, которое поддерживает дипломатические отношения с обоими воюющими государствами.

С началом военных действий происходит фактическое осуществление предписаний правил ведения войны.

Военные действия развертываются в определенных пространственных пределах, именуемых театром войны, под которым понимается вся территория воюющих государств (сухопутная, морская и воздушная), на которой они потенциально могут вести военные операции.

Театр военных действий — это территория, на которой вооруженные силы воюющих фактически ведут военные действия.

Территория (сухопутная, морская, воздушная) нейтральных и других невоюющих государств не должна использоваться в качестве театра военных действий.

В соответствии с международными договорами в театр военных действий не могут быть превращены: некоторые международные проливы, международные каналы, отдельные острова и архипелаги, отдельные континенты. В театр военных действий нельзя включать Луну и другие небесные тела.

Военные действия могут заканчиваться заключением перемирия или заключением мира.

Перемирие — временное прекращение военных действий на ус­ловиях, согласованных воюющими сторонами. Различают местное перемирие (на отдельном участке фронта) и общее перемирие (по всему фронту). Перемирие может заключаться на определенный срок или быть бессрочным. Существенное нарушение перемирия одной из сторон может служить основанием для возобновления военных дей­ствий.

Капитуляция — это прекращение военных действий на услови­ях, продиктованных победителем. Различают простую (капитуля­цию отдельного подразделения, объекта, пункта, района — напри­мер, капитуляция фашистских войск в Сталинграде в 1943 г.) и общую (всех вооруженных сил, например, капитуляция Японии в 1945 г.) капитуляцию. Капитуляция может быть безоговорочной (без всяких условий со стороны побежденного) или почетной (на­пример, капитуляция гарнизона крепости с условием сохранения оружия и знамен).

Как правило, ни перемирие, ни капитуляция не означают автома­тического прекращения состояния войны. Для этого необходимо либо издание акта (одностороннего или двустороннего) о прекраще­нии состояния войны (например, Указ Президиума Верховного Со­вета СССР 1955 г. о прекращении состояния войны между СССР и Германией) либо заключение мирного договора (например, мирный договор между СССР и Италией 1947 г.). В мирном договоре фикси­руется прекращение состояния войны, решаются вопросы о восста­новлении мирных отношений между государствами, о судьбе довоен­ных договоров между воюющими сторонами и т.д. С прекращением состояния войны перестают действовать многие договоры военного времени и вступают в силу соглашения, нормализующие отношения между державами.

ВОПРОС 28. Основание международной ответственности. Классификация международных правонарушений.

В обеспечении исполнения норм МП важную роль играет международно-правовая ответственность. Ответственность в МП представляет собой оценку международного правонарушения и субъекта, его совершившего, со стороны мирового сообщества и характеризуется применением определенных мер к правонарушителю. Содержание правоотношения международно-правовой ответственности заключается в осуждении правонарушителя и в обязанности правонарушителя понести неблагоприятные последствия правонарушения. Нормы о международно-правовой ответственности государств "разбросаны" по отдельным отраслям МП, таким, как право международной правосубъектности, право международных организаций, право международной безопасности и др. В настоящее время Комиссией международного права ведется работа по кодификации института ответственности в МП. Основаниями международной ответственности являются предусмотренные международно-правовыми нормами объективные и субъективные признаки. Различают юридические, фактические и процессуальные основания международно-правовой ответственности. Под юридическими основаниями понимают международно-правовые обязательства субъектов МП, в соответствии с которыми то или иное деяние объявляется международным правонарушением. Иными словами, при международном правонарушении нарушается не сама международно-правовая норма, а обязательства субъектов соблюдать международное правило поведения. Поэтому, перечень источников юридических оснований ответственности шире, чем круг источников МП. Юридическими основаниями ответственности являются: договор, обычай, решения международных судов и арбитражей, резолюции международных организаций (например, ст. ст. 24 и 25 Устава ООН устанавливают юридическую обязательность для всех членов ООН решений Совета Безопасности ООН), а также односторонние международно-правовые обязательства государств, устанавливающие юридически обязательные правила поведения для данного государства (в форме деклараций, заявлений, нот, выступлений должностных лиц и т.п.). Фактическим основанием ответственности является международное правонарушение, т.е. деяние субъекта МП, выражающееся в действиях (бездействии) его органов или должностных лиц, нарушающее международно-правовые обязательства. Процессуальные основания ответственности представляют собой процедуру рассмотрения дел о правонарушениях и привлечения к ответственности. В одних случаях эта процедура детально зафиксирована в международно-правовых актах (например, в Уставе МВТ), в других - ее выбор оставлен на усмотрение органов, применяющих меры ответственности.

В международном праве выделяют два вида правонарушений: простые правонарушения (деликты) и международные правонарушения. Также выделяют в особую категорию преступления против мира и безопасности человечества. Среди тягчайших международных преступлений выделяются: военные преступления и преступления против человечности, геноцид (Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г.), расизм и расовая дискриминация (Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г.), апартеид (Международная конвенция о пресечении преступления апартеида и наказании за него 1973 г.), применение ядерного оружия (Декларация Генеральной Ассамблеи ООН о запрещении применения ядерного оружия для целей войны 1961 г.), колониализм (Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960 г.).

Деяния, которые не образуют состава международного преступления, называются международными деликтами.

Международное преступление – это международно-противоправное деяние, которое возникает в результате нарушения государством международного обязательства, столь основополагающего для обеспечения жизненно важных интересов международного сообщества, что его нарушение рассматривается как преступление перед международным сообществом в целом (проект статей об ответственности государств Комиссии международного права ООН).

Объектами международного преступления могут быть: всеобщий мир, международная безопасность, добрососедские отношения между государствами, право народов и наций на самоопределение, законы и обычаи войны, права и свободы человека.

В случае совершения простого правонарушения (деликта) правом на обращение в суд обладает только потерпевшее государство. При совершении международного преступления правом на обращение в суд за защитой своих нарушенных прав обладают все субъекты международного сообщества в целом.

В проект Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества Комиссией международного права ООН предлагается включить агрессию, угрозу агрессией, вмешательство, наемничество, международный терроризм, систематические и массовые нарушения прав человека, незаконный оборот наркотиков и преднамеренный ущерб окружающей среде.

Международные преступления могут выражаться в форме действия и бездействия. Субъектами международных преступлений могут быть субъекты международного права, а также физические лица. Государства и другие субъекты международного права несут политическую и материальную ответственность, а физические лица – индивидуальную уголовную ответственность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: