Методика планирования экспортного производства включает в себя разработку экспортной программы ОАО «Камволь». Данная программа разрабатывается планово-экономическим отделом и лабораторией экономических исследований на основе показателей, предоставляемых работниками отдела маркетинга и внешнеэкономических связей в виде форм статистической отчетности за прошлые периоды. Главным методом прогнозирования показателей, которые включаются в экспортную программу, является метод экстраполяции, сущность которого заключается в перенесении тенденции отчетных периодов на прогнозируемые. Разработка программы осуществляется на базе основных показателей внешнеэкономической деятельности предприятия (таблица 2).
Таблица 3. Основные показатели внешней торговли ОАО «Камволь» на период 2000 - 2005 годы, тыс. долл. США.
Показа- тели | 1999 год, отчет | Прогноз | Темп роста | ||||||
2000 г. | 2001 г. | 2002 г. | 2003 г. | 2004 г. | 2005 г. | 2005 г. в % к 1991г | 2005 г. в % к 2000г | ||
Экспорт тканей, всего | 4649,6 | 115,7 | 113,0 | ||||||
в т.ч. услуги Из общего объема экспорта: в Россию | 3637,2 1815,5 | 1887,6 | 1923,9 | 1996,5 | 2032,8 | 2105,4 | 2178,0 | 112,7 120,0 | 110,5 115,4 |
Другие страны СНГ | 1453,6 | 119,4 | 116,0 | ||||||
Дальнее Зарубежье | 1380,5 | 1407,6 | 1435,2 | 1462,8 | 1490,4 | 1518,0 | 1545,6 | 112,0 | 109,8 |
Дальнее зарубежье (ф.4-ВЭС) | 2452,2 | 2500,0 | 2550,0 | 2600,0 | 2670,0 | 2750,0 | 2850,0 | 116,2 | 114,0 |
Импорт, всего (ф.4-ВЭС) | 2993,0 | 2993,0 | 2993,0 | 2993,0 | 2993,0 | 2993,0 | 2993,0 | ||
в т.ч. импорт для производства экспортной продукции | 1496,5 | 1496,5 | 1496.5 | 1496,5 | 1496,5 | 1496,5 | 1496,5 | ||
Данная программа за 2000г. была перевыполнена на 20%. Экспорт составил 5706,5 тыс.долл. США.
|
|
ОАО «Камволь» осуществляет как экспортные, так и импортные операции. Порядок выхода предприятия на внешний рынок во многом определяется его текущим финансово-экономическим состоянием. Так, например, в настоящее время комбинату недоступные многие формы поиска клиентов за рубежом, проведение маркетинговых исследований. Поэтому при выходе на внешний рынок инициатива о вступлении во внешнеэкономические отношения в основном исходит от заинтересованных клиентов. Информацию о продукции и возможных условиях сделки потенциальные фирмы-клиенты могут получить посредством:
* рекламных кампаний как за рубежом, так и на внутреннем рынке,
* ярмарок и выставок различного масштаба, участие в которых активно принимает ОАО «Камволь»,
* запросов в концерне «Беллегпром»,
* информации, полученной в Торгово-Промышленной Палате и т.д.
Далее сотрудники отделов маркетинга и внешнеэкономических связей производят сбор информации о фирмах-клиентах, анализируют полученную информацию, оценивают степень надежности и платежеспособности партнера. Главным источником информации о надежности и платежеспособности фирм-покупателей являются запросы в банк. В частности, проверяется не числится ли данная фирма в «черном списке» банка из-за финансовой несостоятельности. В качестве источников информации о клиентах комбинат также использует отзывы других предприятий, работающих с данной фирмой.
|
|
Следующим этапом выхода ОАО «Камволь» на рынок является заключение договора, в котором закрепляется согласованная партнерами форма поставки. На практике наиболее часто используемой формой поставки является поставка за счет покупателя. В качестве транспортных средств используется автомобильный и железнодорожный транспорт. Но предпочтение отдается автомобильному, т.к. это наиболее быстрый вид транспорта, что является довольно важным, учитывая потребность предприятия в оборотных средствах.