ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Программы повышения финансовой грамотности населения: анализ зарубежного опыта и направления развития в РФ
Специальность 080105 Финансы и кредит
Выполнила студентка группы 101
факультета очного и очно-заочного обучения
Кусакина Анастасия Сергеевна
______________________
(подпись)
Научный руководитель: к.э.н.
Шашина И.А.
_____________________
(подпись)
Рецензент:
_____________________
(подпись)
Допустить к защите Заведующий кафедрой банковского бизнеса и инновационных финансовых технологий к.э.н. И.А. Шашина _____________________________ (подпись) | Выпускная квалификационная работа защищена " 11 " июня 2015 г. Председатель ГАК: д.э.н., профессор М.И. Канкулова _____________________________ (подпись) |
Санкт-Петербург
2015 г.
Оглавление
Введение. 4
Глава 1. 6
Финансовая грамотность: сущность и роль в развитии экономики. 6
§1.1 Исторические особенности развития финансового рынка России. 6
§1.2 Подходы к определению финансовой грамотности населения. 14
§1.3 Организация защиты прав потребителей в финансовой сфере. 19
|
|
1.3.1 Отечественная практика защиты прав потребителей финансовых услуг 19
1.3.2. Международные аспекты защиты прав потребителей финансовых услуг 24
Глава 2. 27
Прикладные аспекты повышения финансовой грамотности населения. 27
§2.1 Финансовая грамотность в России: основные тенденции. 27
§ 2.2 Международная практика повышения финансовой грамотности населения 35
2.2.1 Развитые страны.. 35
Япония. 35
Новая Зеландия. 38
2.2.2 Развивающиеся страны.. 40
Республика Кения. 40
Босния и Герцеговина. 43
Глава 3. 47
Совершенствование системы повышения финансовой грамотности населения 47
§3.1 Действующие программы повышения финансовой грамотности населения Российской Федерации. 47
§ 3.2 Основные проблемы в сфере финансовой грамотности и финансового просвещения 51
Заключение. 60
Список источников. 64
Приложение 1. 68
Взаимодействие органов и организаций в сфере защиты прав потребителей на рынке финансовых услуг (ЗППФУ) 68
Введение
Финансовая безграмотность – это проблема, от которой страдает население всех стран мира. В развитых странах значительная часть населения обладает свободными денежными средствами, но не может выбрать финансовый инструмент, которым можно воспользоваться. В свою очередь население развивающихся стран зачастую не имеет доступа к финансовым продуктам и услугам.
Финансовая грамотность россиян находится на достаточно низком уровне, лишь незначительная часть граждан ориентируется в услугах и продуктах, которые предлагают финансовые институты сегодня. Более того большая часть населения не интересуются своей кредитной историей, имеют поверхностное представление о семейном бюджете и о важности его планирования, в результате чего часто не могут объективно оценить свои финансовые возможности по обслуживанию кредитов. Национальная ассоциация профессиональных коллекторских агентств назвала 2015 год «годом невозвратных долгов», так как более 30% россиян придерживаются позиции, что они вправе не возвращать кредит при наличии весомых обстоятельств [1]. На протяжении многих лет слабые знания россиян в финансовой сфере приносит неприятности, как гражданам, так и кредитным организациям и государству.
|
|
Актуальность выбранной темы определяется возросшей ролью принимаемых финансовых решений для обеспечения личного благосостояния. Современный рынок финансовых продуктов и услуг крайне разнообразен, но потребители зачастую оказываются неспособными использовать их эффективно, так как не обладают достаточными знаниями и навыками. Развитие финансовой грамотности является одним из направлений государственной политики. В рамках Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года предусмотрено решение задачи по повышению емкости и прозрачности российского финансового рынка, для чего потребуется повышение уровня финансовой грамотности.
Цель дипломной работы заключается в исследовании российского и зарубежного опыта реализации программ финансовой грамотности, выявлении проблем и направлений деятельности по повышению финансовой грамотности россиян. В рамках поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Исследовать подходы к определению финансовой грамотности населения;
2) Проанализировать динамику изменений финансовой грамотности россиян;
3) Выявить факторы, влияющие на снижение финансовой грамотности;
4) Охарактеризовать действующие программы повышения финансовой грамотности в Российской Федерации;
5) Исследовать программы финансовой грамотности развитых и развивающихся стран;
6) Сформулировать перспективные направления повышения финансовой грамотности населения
Новые времена диктуют новые задачи и манеру поведения, поэтому повышение финансовой грамотности – это объективная необходимость. Ускоренная глобализация и расширение спектра предлагаемых финансовых услуг и продуктов ставят население перед выбором: либо самостоятельно решать вопрос собственных финансов, либо возлагать эту обязанность на сотрудников финансовых организаций. Но для того, чтобы самостоятельно управлять своими финансами, необходимо обладать достаточными знаниями и навыками.