Фундаментальный метод Мэтчетта

Метод разработан Э. Мэтчеттом (Великобритания). Цель метода – на основе системного подхода научиться понимать и контролировать свой образ мыслей и соотносить его со всеми аспектами проектной ситуации. Для этого используют следующие приемы:

· применение «режимов мышления» (мышление стратегическими схемами, в параллельных плоскостях, с нескольких точек зрения, «образами», в основных элементах);

· разработка языка, дающего возможность «мыслить о мышлении»;

· подавление критических способностей для выявления творческой фантазии;

· самоконтроль и самонастройка на отдельных этапах процесса проектирования.

Специалистов обучают освоению следующих режимов мышления:

· мышление стратегическими схемами;

· мышление в параллельных плоскостях;

· мышление «образами»;

· мышление в основных элементах.

Содержание режима мышления следует из его названия.

Делая основной упор на личный опыт, интуицию и мыслительные способности проектировщика, фундаментальный метод проектирования не предусматривает проведения научных исследований и испытаний для уменьшения неопределенности. В методе, однако, широко применяют информационный поиск. Он имеет следующие стадии:

- проектирование (выявление и разрешение конфликтов в многомерных ситуациях) идет с учетом закономерностей исторического развития технологии, что позволяет получать прогрессивные идеи и конструкции умозрительным способом;

- в ходе обучения методу практикуют подробное ознакомление с другими, более практичными и простыми методами проектирования.

В методе большое внимание уделяется также элементам рационального мышления (контрольные перечни вопросов, графическая интерпретация процесса поиска и мышления и др.) Э. Мэтчетт считает очень важным умение видеть процесс решения задачи как бы со стороны. При этом появляется возможность своевременно корректировать стратегию поиска. Основной педагогический принцип метода заключается в том, чтобы начинать с методов, которые уже освоены учащимися, а не навязывать им совершенно новый, в который они возможно никогда не поверят и откажутся при первых же признаках затруднений.

По ряду причин фундаментальный метод проектирования не удается усвоить в полном объеме без помощи его автора, но отдельные его части могут представлять интерес для инженеров, занимающихся разработкой и конструированием технических систем разных уровней.





Подборка статей по вашей теме: