Задания к модулям № 1-3

Занятие I (2 часа)

Я З Ы К И О Б Щ Е С Т В О

Вопросы для обсуждения

1. Общественная природа языка.

2. Социолингвистика как теория социальной обусловленности языка, его социальных типов и социальных функций.

3. Социальные общности людей и социальные типы языков: народность и ее язык; нация и национальный язык; двуязычие и языки межнационального и международного общения.

4. Социальная сущность процесса формирования и развития внутренней структуры языка.

5. Структура общества и структура языка, реальное и действительное.

6. Стихийное и сознательное влияние общества на язык.

7. Социальные аспекты билингвизма. Смешение языков. Понятие субстрата, суперстрата и адстрата.

ТЕМЫ ДЛЯ ДОКЛАДОВ

1. Предпосылки возникновения и развития языка.

2. Социальная сущность процесса формирования и развития внутренней структуры языка.

3. Функционирование социально-коммуникативных систем. Определение языковой ситуации, ее типов.

4. Социальные аспекты речевой деятельности.

5. Отражение социальных процессов в языковых структурах. Структура общества и структура языка.

6. Искусственные межнациональные и информационные языки.

Занятие II (2 часа)

Я З Ы К И Р Е Ч Ь

Вопросы для обсуждения

1. Онтологическое и гносеологическое соотношение языка и речи.

2. Общественная природа языка и речи.

3. Речь - способ существования языка, язык устанавливает границы функционирования и распространения речи.

4. Языковая норма. Узус.

5. Формы существования речи. Множественность речи и единичность языка.

6. Бихевиористская концепция акта общения Л.Блумфилда.

ТЕМЫ ДЛЯ ДОКЛАДОВ

1. Язык, речь и речевая деятельность в концепциях В.Гумбольдта, Ф.де Соссюра, Л.В.Щербы.

2. Единицы языка и речи.

3. Порождение и восприятие речи (от смысла к тексту, от текста к смыслу).

4. Язык и речь как два аспекта речевой деятельности.

5. Значение единиц языка и передаваемая информация.

Занятие III (2 часа)

ЯЗЫК И МЫШЛЕНИЕ

Вопросы для обсуждения

1. Проблема языка и мышления как центральная проблема языкознания, философии (логики) и психологии.

2. Функции языка по отношению мышлению и функции мышления по отношению к языку.

3. Логический и семантический аспекты в содержательной структуре языковых знаков.

4. Логическое, психологическое, семиотическое и контенсивное рассмотрение языковых значений.

5. Типы языковых значений.

6. Обучение человека и язык.

ТЕМЫ ДЛЯ ДОКЛАДОВ

1. Отражение работы сознания в системе языка.

2. Вербальное и авербальное мышление. Типы авербального мышления.

3. Язык и память.

4. Язык и когнитивное развитие.

5. Теории Гердера-Гумбольдта и Сепира-Уорфа, этнолингвистика и языковой детерминизм.

6. Логическое мышление и язык.

Занятие IV (2 часа)

ФУНКЦИИ ЯЗЫКА

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

1. Язык – это система средств выражения, служащая какой-то определённой цели, достижения коммуникации.

2. Принципы существования языка.

3. Отличие системы языка от других функциональных систем.

4. Функционирование языка в обществе.

5. Функциональная классификация языковых знаков.

6. Функционально-семантическая организация языковых единиц.

ТЕМЫ ДЛЯ ДОКЛАДОВ

1. Современная интерпретация языковых функций (школа «Слов и вещей»).

2. Типы языковых функций.

3. Отражательные свойства и творческие возможности языка.

4. Естественные и искусственные языки.

Занятие V (2 часа)

ЯЗЫК КАК ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА

Вопросы для обсуждения

1. Семиотика как наука о знаках и знаковых системах.

2. Функции языка в обществе.

3. Определение знака. Означаемое и означающее.

4. Классификация знаков. Понятие о системе и структуре.

5. Парадигматические и синтагматические отношения между языковыми знаками.

6. Определение денотата и сигнификата знака.

7. Роль и значение паралингвистических знаков в человеческом общении.

8. Характер мотивированности устных и письменных знаков.

ТЕМЫ ДЛЯ ДОКЛАДОВ

1. Языковой изоморфизм.

2. Учение о знаках и фигурах Л.Ельмслева.

3. Знаковые и незнаковые единицы языка.

4. Прагматический аспект содержания знака.

5. Учение о знаках в трудах Ч.Пирса, Ч.Морриса, Ф. де Соссюра, Г.Фреге.

Занятие VI (2 часа)

ЯЗЫК КАК РАЗВИВАЮЩЕЕСЯ ЯВЛЕНИЕ

Вопросы для обсуждения

1. Специфические особенности развития языка.

2. Натуралистическая концепция развития языка А.Шлейхера.

3. Психологическая теория развития языка Г.Штейнталя и А.А.Потебни.

4. Основные принципы языковых изменений. Характеристика основных законов развития языка (закон эволюционного изменения, закон неравномерного развития разных ярусов языка, закон развития языка по аналогии).

5. Язык – самостоятельно развивающаяся динамическая система. Наличие антиномий в языке как основная причина его саморазвития.

6. Внешние причины языковых изменений. Стихийные и сознательные причины языковых изменений. Темпы языковых изменений. Норма как стабилизирующий фактор языковых изменений. Основные причины изменений языковой нормы.

7. Количественные и качественные изменения на основных ярусах языка.

8. Соотношение синхронии и диахронии, статики и динамики в языке. Изменения в речи и изменения в языке.

9. Фонетические, грамматические и лексические изменения в речи и языке.

10. Универсальный характер языковых изменений. Вероятностная природа развития языка.

ТЕМЫ ДЛЯ ДОКЛАДОВ

1. Развитие языка и развитие общества в интерпретации Н.Я.Марра.

2. Учение о развитии языка в трудах И.А. Бодуэна де Куртенэ, А. Мейе, Е.Д.Поливанова, В. фон Гумбольдта, А.Мартине, И.И.Мещанинова, Г.Пауля.

3. Проблема эволюции грамматической системы языка в сторону аналитизма.

Занятие VII

ЯЗЫК И КУЛЬТУРА

Вопросы для обсуждения

1. Язык и культура: язык и этнос.

2. Язык и языковая картина мира.

3. Язык и культура как один из аспектов социолингвистики и этнолингвистики.

4. Лингвострановедческий компонент в преподавании иностранных языков.

5. Эквивалентные и безэквивалентные языковые единицы (работы В.Г.Костомарова, Е.М.Верещагина, В.М.Мокиенко).

ТЕМЫ ДЛЯ ДОКЛАДОВ

1. Взаимосвязь языка и культуры.

2. Универсальные категории культуры и категории национальной культуры и их отражение в языке/ языках.

3. Лексика и фразеология в контексте национальной культуры.

4. Именник как отражение культурно-языковой истории народа.

5. Национально-культурные компоненты в значении собственных имён.

6. Стеореотип как явление лингвокультурного пространства.

Занятие VIII (2 часа)

Ф. де СОССЮР И СОВРЕМЕННОЕСТРУКТУРНОЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ

Вопросы для обсуждения

1. Лингвистическая концепция Ф. де Соссюра: причины её формирования, гносеологические основания.

2. Концепция Ф. де Соссюра среди прочих концепций, возникших на основе критики младограмматизма.

3. Философская основа концепции Ф. де Соссюра.

4. Основные понятия концепции Ф. де Соссюра и их современная трактовка: язык как знаковая система; двусторонняя природа языкового знака; внутренняя и внешняя лингвистика; парадигматика и синтагматика языка; синхрония и диахрония языка.

ТЕМЫ ДЛЯ ДОКЛАДОВ

1. Американская дескриптивная лингвистика.

2. Генеративная и трансформационная грамматика.

3. Датская глоссематика.

4. Пражская функциональная лингвистика. Разрешение некоторых противоречий Ф. де Соссюра.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ НА САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ РАБОТУ

1. Что является предметом и объектом языкознания? Какой существенной особенностью характеризуется предмет языкознания?

2. Объясните теорию изоморфизма структур языка и общества?

3. Дайте определение языковой ситуации.

4. Что такое билингвизм и диглоссия?

5. Что такое интерференция и на каких уровнях она проявляется?

6. Какие условия необходимы для возникновения языка-пиджина? Чем отличается пиджинизация от интерференции (интеграции)?

7. Охарактеризуйте важнейшие различия в концепциях В. фон Гумбольдта и Ф. де Соссюра относительно языка и речи.

8. Назовите единицы членения языка и речи. Какими признаками характе-ризуются отношения между этическими и эмическими единицами?

9. В каком контексте лежит проблема языка и мышления?

10. Назовите основные теории и направления в языкознании, занимающиеся проблемами взаимоотношения языка и мышления.

11. Объясните основные идеи лингвистической философии?

12. Каковы основные положения теорий Гердера-Гумбольдта и Сепира-Уорфа?

13. Что такое вербальное и авербальное мышление?

14. Приведите примеры, иллюстрирующие наглядное, образное, практическое, лингвокреативное, авербально-понятийное и поисковое мышление.

15. Расскажите о монофункционализме и полифункционализме в языковых теориях?

16. Назовите основные функции языка.

17. Каковы функции знаков в человеческом обществе?

18. Что такое знак? Что такое языковой знак?

19. Назовите знаковые и незнаковые единицы языка.

20. Приведите различные классификации знаков.

21. Приведите определение системы и структуры языка.

22. Охарактеризуйте знаковую систему языка.

23. Назовите внешние факторы, влияющие на развитие языка.

24. Каковы внутренние качества языка, способствующие его развитию?

25. Что такое эволюционные законы развития языка? Какие законы развития языка Вы знаете?

26. Как связаны язык и культура по мнению В. фон Гумбольдта, А.А.Потебни?

27. Что объединяет лингвокультурологию и этнолингвистику, лингвокуль-турологию и социолингвистику, лингвокультурологию и страноведение?

28. Какое развитие получило учение Ф. де Соссюра? Какова интерпретация идей Ф. де Соссюра в различных школах структурализма?

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ ПО КУРСУ

«ОБЩЕЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ»

1. Предмет языкознания. Место языкознания в системе наук.

2. Язык, речь и речевая деятельность: различное их понимание.

3. Узус. Литературный язык. Языковая норма.

4. Языкознание и семиотика. Типы знаковых систем.

5. Язык как знаковая система особого рода. Естественные и искусственные знаковые системы.

6. Система и структура языка. Свойства и признаки системы языка.

7. Внешняя и внутренняя структура языка.

8. Основные и промежуточные ярусы языка. Лингвистические дисциплины, изучающие язык как многоярусную структуру.

9. Части речи и их место в системе ярусов языка.

10. Парадигматика и синтагматика как способ организации и функционирования языка и его единиц.

11. Типы языковых значений. Лексическое и грамматическое значение.

12. Значение единиц языка и передаваемая информация.

13. Теория языковой относительности Сепира-Уорфа.

14. Общественная природа языка. Проблемы социолингвистики.

15. Основные проблемы лингвистической философии.

16. Социолингвистика и языковое строительство.

17. Психолингвистика как наука; её предмет изучения.

18. Этнолингвистика и языковой детерминизм.

19. Социальная природа речевой деятельности.

20. Социальные общности людей и социальные типы языков.

21. Состояние языка как динамическое равновесие; варьирование как процесс развития языка.

22. Фонемно-фонологический уровень языка.

23. Морфемо-морфологический уровень языка.

24. Лексематический уровень языка.

25. Синтагматический (синтаксический) уровень языка.

26. Понятийные и грамматические категории.

27. Взаимоотношение языка и мышления.

28. Проблемы языкового взаимодействия. Интерференция, интеграция, пиджинизация и креолизация.

29. Уровни речевого моделирования: от смысла к тексту; от текста к смыслу.

30. Билингвизм и диглоссия. Проблемы двуязычия. Определение языковой ситуации и её типов.

31. Типы авербального мышления.

32. Нейролингвистика и предмет её изучения.

33. Функции языка.

34. Паралингвистика.

35. Лингвосемиотика.

  1. Пути развития современной лингвистики.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: