Распределение позиций и типы трансакций во взаимодействии

Руководитель сотрудник муж жена

Каждая ситуация диктует свой стиль поведения и действий: в каждой из них человек по-разному "подает" себя, а если эта самоподача не адекватна, взаимодействие затруднено. Если стиль сформирован на основе действий в какой-то конкретной ситуации, а потом механически перенесен на другую ситуацию, то, естественно, успех не может быть гарантирован. Различают три основных стиля действий: ритуальный, манипулятивный и гуманистический. На примере использования ритуального стиля особенно легко показать необходимость соотнесения стиля с ситуацией. Ритуальный стиль обычно задан некоторой культурой. Например, стиль приветствий, вопросов, задаваемых при встрече, характера ожидаемых ответов. Так, в американской культуре принято на вопрос: "Как дела?" отвечать "Прекрасно!", как бы дела ни обстояли на самом деле. Для нашей культуры свойственно отвечать "по существу", притом не стесняться негативных характеристик собственного бытия ("Ой, жизни нет, цены растут, транспорт не работает" и т.д.). Человек, привыкший к другому ритуалу, получив такой ответ, будет озадачен, как взаимодействовать дальше. Что касается использования манипулятивного или гуманистического стиля взаимодействия, то это отдельная большая проблема, особенно в практической социальной психологии.

Важно сделать общий вывод о том, что расчленение единого акта взаимодействия на такие компоненты, как позиции участников, ситуация и стиль действий, также способствует более тщательному психологическому анализу этой стороны общения, делая определенную попытку связать ее с содержанием деятельности.

Бихевиоризм Дж. Уотсон Б. Скиннер Устранение патологического симптома без выявления причины его происхождения, посредством формулы S-R или S-I-R, где S-стимул, R-реакция I-переменная, включающая психические процессы 1. Изучать можно только объективно наблюдаемое, т. е. поведение; 2. Развитие поведения целиком определяется влиянием окружающей среды; 3. Среда формирует поведение (реакцию -–R) путём стимулов –S и подкреплений. Поведение вытекает из ожидания положительного подкрепления (похвалы, материального вознаграждения) или избегания отрицательного подкрепления (боль, неудачи, критические замечания); 4. Аномалиями поведения являются следствия неадекватной условной связи; 5. Постепенное упрощение нежелательного поведения за счёт выработки адекватной условной связи; 6. Личность – совокупность поведенческих реакций, присущих человеку (навыки, социально регулируемые инстинктивной способностью удержания и сохранения навыков)
  Человек должен предвидеть последствия своего поведения путём самостоятельной оценки 1.На человека влияют не только внешние условия, но и предвидение последствий поведения; 2. Главная причина поведения становления личности – склонность подражать поведению других с учётом благоприятствования результатов; 3. Каждый человек обладает определённым набором действий, поведенческих реакций, т.е. поведенческим потенциалом; 4. На поведение человека влияет его ожидание и вероятность того или иного подкрепления; 5. Поведение определяется характером подкрепления, его ценностью для человека; 6. На поведение влияет, принадлежит ли человек к экстерналам, т. е. управляемым, ведомым или интерналам, т.е. является хозяином своей судьбы.
Когнитивная теория (Ж.Пиаже, Брунер) Человек – не машина, слепо и механически реагирующая на внутренние факторы или на события во внешнем мире, а мыслящее существо, анализирующее информацию производящее сравнение, принимающее решение и разрешающее проблемы 1. Когнитивное развитие представляет результат постепенного процесса состоящего из последовательных стадий; 2. Все дети проходят стадии развития в одной и той же последовательности, причём некоторые проходят все стадии, у других – блокируется или тормозится развитие одной из стадий; 3. Поступок состоит из 3х компонентов: самого действия, мыслей, чувств и является источником информации, позволяющей формулировать или изменять мнение о себе или о других. Субъективная интерпретация ситуаций есть более истинный фактор принятия решения, чем «объективное» значение этих ситуаций.
Гештальт – психология К. Коффка М. Вертгеймер В. Келер К. Левин Ф. Перлз Помочь человеку осознать имеющийся внутри-личностный конфликт и восстановить утраченную целостность, завершённость 1. Психической деятельности свойственно стремление к целостности, завершённости; 2. Отсутствие целостности, завершённости порождает напряжение, невроз, внутренние конфликты; 3. В случае гармоничного развития противоположные тенденции внутри личности дополняют друг друга, в случае дисгармонии -порождают чувство вины, делают человека беспомощным в принятии решений и пассивным; 4. Неоконченное действие, невыполненное намерение оставляют след в виде напряжения.
Гуманистическая психология А. Маслоу К. Роджерс В. Франкл Восстановление у человека контакта со своей сущностью, повышение самоценности 1. Мотив всякого человека – стремление к самоактуализации (знанию себя, открытости опыту, доверию к себе, уверенности в своих силах, самостоятельности, независимости, ответственности за свою жизнь, искренности, доброжелательности и др.); 2. Условием движения к самоактуализации является опыт межличностных отношений, который характеризуется: а) безусловным, положительным отношением, ведущим к развитию чувства самоценности;б) конгруэнтностью в общении (совпадению 3-х пластов коммуникаций: вербального,невербального и чувств); в) эмпатией (чувствованием); 3. отклонения в поведении, неврозы связаны с нарушением контакта со своей самостью (невозможностью раскрыть внутренний потенциал, самоактуализироваться), утратой ощущения самоценности.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: