Вопрос 1.
«PR»- сущность, принципы и направления деятельности.
Термин PR в России появляется в 90-ые гг. 20 века. Существует более 500 определений PR.
Наиболее удачными, на мой взгляд, являются следующие определения.
1. PR- установление двустороннего общения для выявления общественных представлений, или общественных интересов для достижения взаимопонимания, основанного на полной информированности, правде и знании. (С. Блэк)
2. В Рамках Мексиканского заявления от 1978 г., подписанном представителями более чем 30 национальных и региональных ассоциаций PR, было составлено еще одно определение: PR- искусство и наука анализа тенденций, предсказания их последствий, выдачи рекомендаций руководству организаций и осуществления программ действий в интересах и организаций, и общественности.
3. Александр Николаевич Чумиков определяет PR, как разновидность информационного бизнеса.
4. Георгий Георгиевич Поцепцов. PR- наука об управлении общественным мнением.
5. Комаровский Владимир Савельевич. PR- специализированная управленческая деятельность, осуществляемая не административными методами, направленная на улучшение взаимоотношений между организацией и общественностью.
|
|
Принципы PR
1. Консенсус (взаимопонимание) книжн. общее, согласованное мнение, выработанное в ходе обсуждения. Связи с общественностью опираются на политическую, экономическую и духовную свободу – нет давления или принуждения
2. Альтернативизм - возможность выбора в условиях соревнования и конкуренции, неисчерпаемость альтернатив в постановке целей, поиске партнеров по совместной деятельности, применении различных средств достижения цели
3. Технологичность - прагматические приемы. Существует целая совокупность приемов, методов, форм и процедур деятельности, которые обеспечивают эффективность PR
4. Координация - принцип координации деятельности – самый главный. Четкое системное выстраивание всех PR- действий для достижения конкретной цели.
Направления деятельности:
1. Установление, поддержание, расширение контактов с гражданскими организациями.
2. Информирование общественности о принимаемых решениях.
3. Изучение общественного мнения, осуществление контент- мониторинга.
4. Анализ общественной реакции на деятельность, действия должностных лиц.
5. Прогнозирование социально-политического процесса.
6. Обеспечение руководства предложениями, прогнозами.
7. Формирование имиджа должностных лиц.
Вопрос 2.
Институализация PR в России 90-х гг.: особенности, предметная сфера, региональная дифференциация.
Начало PR - работы в СССР было связано с переводом иностранных книг по пиару, в частности С. Блэка. А.Н. Чумиков и М.П. Бочарова указывают, что процесс формирования российского PR с одной стороны вбирал в себя особенности пропаганды и агитации советского периода, а с другой - зарубежные методики. Причем главной особенностью российского PR была его политическая ориентация, а не экономическая, как за рубежом.
|
|
Первые PR - структуры появились в России в 90-ые годы. Их главной задачей было выполнение конпенсаторной функции для населения.
В начале 90- ых г. в нашей стране появляются первые PR- организации.
В 1991 г. была организована РАСО. 1 руковод. Сергей Борисов (?)
В 1992 г. на факультете Международной информации (позднее факультет журналистики) МГИМО появилась специализация СсО.
С 1992 г. проводятся ежегодные выставки PR.
Чумиков и Бочаров отмечают: PR в России перестает быть Московским, что было характерной чертой для первой половины 90-ых. Выделился целый ряд цетров PR: Н.Новгород, С.-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск и др.
Первая попытка написать периодизацию СсО в России была сделана В. Моисеевым (ген. Директором агентства «Имиджленд PR»), который выделил 3 этапа в истории развития СсО:
1. 1988-1991г.- зарождение рынка PR, связанное с появлением соответствующий служб в гос. структурах и открытием московских отделений международных агентств. Развитие предпринимательской деятельности способствует возникновению первых отечественных фирм, оказывающих наиболее простые PR- услуги.
2. 1991-1995 г.- стадия роста и становления.
3. С 1996 характеризуется качественным скачком в развитии СсО.
На изменения в развитии системы СсО в России в этот период повлияли:
-завершение рекламного бума, вызванного деятельностью финансовых пирамид;
-расширение и усложнение практик избирательной кампании, ставших одной из наиболее капиталоемких направлений PR- деятельности;
- возникновение новых секторов прессы
- кризис доверия к СМИ со стороны общества
Марина Анатольевна Шишкина рассматривает PR как социальный институт.
Первый период – доинституциональный (1988–1991 гг.), когда оформляется первый признак института – выделяются субъекты конкретной профессиональной сферы и возникают соответствующие отношения между ними и обществом.
Второй период – первичная институционализация (1991–1994 гг.), стадия формирования начальной организации субъектов. Доказательством этого служит создание в 1991 г. первой Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО).
Третий период – вторичная институционализация (1994–1999 гг.). В 1994 г. была принята первая Декларация профессиональных и этических принципов в области связей с общественностью. Первичным признаком институциализации, Шишкина считает создание соответствующей системы подготовки кадров.
В 1991 г. в Государственном образовательном реестре появилась специальность СсО. Подготовка специалистов началась в МГИМО, затем в Питтере, а в региональных ВУЗах она началась в Пензинсом Гос. Университете в 1995 г.
Однако рассматривать такое явление, как ПР в российском обществе
можно и несколько иначе. (Шпаковский Вячеслав Олегович и Шпаковская Светлана Вячеславовна авторы учебника ИСТОРИЯ СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ
ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК ДЛЯ ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ СО)В частности с точки зрения развития его как общественного явления. В этом случае оно будет представлять собой последовательно сменяющие друг друга фазы.
Первая, когда явление находится в латентном состоянии и имеет потенцию к будущему развитию.
Вторая, когда явление бурно развивается и достигает пика своей социальной значимости.
Затем идёт фаза «ПЛАТО», которая может быть весьма длительной. После чего оно постепенно умирает или трансформируется в нечто адекватное новым условиям.
|
|
В связи с этим мы можем дать несколько иную периодизацию
российских СО, состоящую уже не из трёх, а из четырех отдельных
периодов:
1. 1985-1991 гг.: Эпоха перестройки, осознание несоответствия старой коммуникативной системы общества новым общественным отношениям, появление первых ПР-агентов.
2. 1991-1995 гг.: Развитие СО в столице России, начало преподавания СО в ряде ВУЗов страны.
3. 1996-2000 гг.: СО в стране формируется в виде системы имеющей мозаичный характер, т.е. где-то она есть, а где-то ещё нет. ПР приходит в регионы страны.
4. 2000-2005 гг.: Активное развитие СО в центре и на местах, переход к массовой подготовке специалистов данного профиля.
В Нижегородской области сначала существовал отдел, затем комитет и, наконец, департамент по СсО и СМИ.
1996- увидело свет первое отраслевое издание, ж. «Советник», являющееся самым авторитетным изданием в сфере PR в РФ.
1991- РАСО стала членом Европейской Конфедерации PR (СУЗК)
1997- торгово-промышленная палата РФ совместно с Союзом журналистов России и РАСО учредила национальную премию в области СсО «Серебряный лучник»
1999 по инициативе РАСО разработана ХАРТИЯ «Полит. консультанты за честные выборы»
16 марта 1999- Ассоциация компаний-консультантов в сфере общественных связей - АКОС. В нее вошли 13 наиболее прогрессивных Российских PR- агентств (только независимые коммерческие PR- структуры). В 1999 АКОС вступила в Международ. Комитет Ассоциаций компаний - консультантов в сфере PR.