Институализация PR в России 90-х гг.: особенности, предметная сфера, региональная дифференциация

Вопрос 1.

«PR»- сущность, принципы и направления деятельности.

Термин PR в России появляется в 90-ые гг. 20 века. Существует более 500 определений PR.

Наиболее удачными, на мой взгляд, являются следующие определения.

1. PR- установление двустороннего общения для выявления общественных представлений, или общественных интересов для достижения взаимопонимания, основанного на полной информированности, правде и знании. (С. Блэк)

2. В Рамках Мексиканского заявления от 1978 г., подписанном представителями более чем 30 национальных и региональных ассоциаций PR, было составлено еще одно определение: PR- искусство и наука анализа тенденций, предсказания их последствий, выдачи рекомендаций руководству организаций и осуществления программ действий в интересах и организаций, и общественности.

3. Александр Николаевич Чумиков определяет PR, как разновидность информационного бизнеса.

4. Георгий Георгиевич Поцепцов. PR- наука об управлении общественным мнением.

5. Комаровский Владимир Савельевич. PR- специализированная управленческая деятельность, осуществляемая не административными методами, направленная на улучшение взаимоотношений между организацией и общественностью.

Принципы PR

1. Консенсус (взаимопонимание) книжн. общее, согласованное мнение, выработанное в ходе обсуждения. Связи с общественностью опираются на политическую, экономическую и духовную свободу – нет давления или принуждения

2. Альтернативизм - возможность выбора в условиях соревнования и конкуренции, неисчерпаемость альтернатив в постановке целей, поиске партнеров по совместной деятельности, применении различных средств достижения цели

3. Технологичность - прагматические приемы. Существует целая совокупность приемов, методов, форм и процедур деятельности, которые обеспечивают эффективность PR

4. Координация - принцип координации деятельности – самый главный. Четкое системное выстраивание всех PR- действий для достижения конкретной цели.

Направления деятельности:

1. Установление, поддержание, расширение контактов с гражданскими организациями.

2. Информирование общественности о принимаемых решениях.

3. Изучение общественного мнения, осуществление контент- мониторинга.

4. Анализ общественной реакции на деятельность, действия должностных лиц.

5. Прогнозирование социально-политического процесса.

6. Обеспечение руководства предложениями, прогнозами.

7. Формирование имиджа должностных лиц.

Вопрос 2.

Институализация PR в России 90-х гг.: особенности, предметная сфера, региональная дифференциация.

Начало PR - работы в СССР было связано с переводом иностранных книг по пиару, в частности С. Блэка. А.Н. Чумиков и М.П. Бочарова указывают, что процесс формирования российского PR с одной стороны вбирал в себя особенности пропаганды и агитации советского периода, а с другой - зарубежные методики. Причем главной особенностью российского PR была его политическая ориентация, а не экономическая, как за рубежом.

Первые PR - структуры появились в России в 90-ые годы. Их главной задачей было выполнение конпенсаторной функции для населения.

В начале 90- ых г. в нашей стране появляются первые PR- организации.

В 1991 г. была организована РАСО. 1 руковод. Сергей Борисов (?)

В 1992 г. на факультете Международной информации (позднее факультет журналистики) МГИМО появилась специализация СсО.

С 1992 г. проводятся ежегодные выставки PR.

Чумиков и Бочаров отмечают: PR в России перестает быть Московским, что было характерной чертой для первой половины 90-ых. Выделился целый ряд цетров PR: Н.Новгород, С.-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск и др.

Первая попытка написать периодизацию СсО в России была сделана В. Моисеевым (ген. Директором агентства «Имиджленд PR»), который выделил 3 этапа в истории развития СсО:

1. 1988-1991г.- зарождение рынка PR, связанное с появлением соответствующий служб в гос. структурах и открытием московских отделений международных агентств. Развитие предпринимательской деятельности способствует возникновению первых отечественных фирм, оказывающих наиболее простые PR- услуги.

2. 1991-1995 г.- стадия роста и становления.

3. С 1996 характеризуется качественным скачком в развитии СсО.

На изменения в развитии системы СсО в России в этот период повлияли:

-завершение рекламного бума, вызванного деятельностью финансовых пирамид;

-расширение и усложнение практик избирательной кампании, ставших одной из наиболее капиталоемких направлений PR- деятельности;

- возникновение новых секторов прессы

- кризис доверия к СМИ со стороны общества

Марина Анатольевна Шишкина рассматривает PR как социальный институт.

Первый период – доинституциональный (1988–1991 гг.), когда оформляется первый признак института – выделяются субъекты конкретной профессиональной сферы и возникают соответствующие отношения между ними и обществом.

Второй период – первичная институционализация (1991–1994 гг.), стадия формирования начальной организации субъектов. Доказательством этого служит создание в 1991 г. первой Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО).

Третий период – вторичная институционализация (1994–1999 гг.). В 1994 г. была принята первая Декларация профессиональных и этических принципов в области связей с общественностью. Первичным признаком институциализации, Шишкина считает создание соответствующей системы подготовки кадров.

В 1991 г. в Государственном образовательном реестре появилась специальность СсО. Подготовка специалистов началась в МГИМО, затем в Питтере, а в региональных ВУЗах она началась в Пензинсом Гос. Университете в 1995 г.

Однако рассматривать такое явление, как ПР в российском обществе

можно и несколько иначе. (Шпаковский Вячеслав Олегович и Шпаковская Светлана Вячеславовна авторы учебника ИСТОРИЯ СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ

ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК ДЛЯ ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ СО)В частности с точки зрения развития его как общественного явления. В этом случае оно будет представлять собой последовательно сменяющие друг друга фазы.

Первая, когда явление находится в латентном состоянии и имеет потенцию к будущему развитию.

Вторая, когда явление бурно развивается и достигает пика своей социальной значимости.

Затем идёт фаза «ПЛАТО», которая может быть весьма длительной. После чего оно постепенно умирает или трансформируется в нечто адекватное новым условиям.

В связи с этим мы можем дать несколько иную периодизацию

российских СО, состоящую уже не из трёх, а из четырех отдельных

периодов:

1. 1985-1991 гг.: Эпоха перестройки, осознание несоответствия старой коммуникативной системы общества новым общественным отношениям, появление первых ПР-агентов.

2. 1991-1995 гг.: Развитие СО в столице России, начало преподавания СО в ряде ВУЗов страны.

3. 1996-2000 гг.: СО в стране формируется в виде системы имеющей мозаичный характер, т.е. где-то она есть, а где-то ещё нет. ПР приходит в регионы страны.

4. 2000-2005 гг.: Активное развитие СО в центре и на местах, переход к массовой подготовке специалистов данного профиля.

В Нижегородской области сначала существовал отдел, затем комитет и, наконец, департамент по СсО и СМИ.

1996- увидело свет первое отраслевое издание, ж. «Советник», являющееся самым авторитетным изданием в сфере PR в РФ.

1991- РАСО стала членом Европейской Конфедерации PR (СУЗК)

1997- торгово-промышленная палата РФ совместно с Союзом журналистов России и РАСО учредила национальную премию в области СсО «Серебряный лучник»

1999 по инициативе РАСО разработана ХАРТИЯ «Полит. консультанты за честные выборы»

16 марта 1999- Ассоциация компаний-консультантов в сфере общественных связей - АКОС. В нее вошли 13 наиболее прогрессивных Российских PR- агентств (только независимые коммерческие PR- структуры). В 1999 АКОС вступила в Международ. Комитет Ассоциаций компаний - консультантов в сфере PR.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: