Определение конфликта. Типология конфликта и формы его проявления

Конфликт – специально организованное взаимодействие, которое возникает между субъектами в процессе противоборства на основе противоположно направленных мотивов (потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений) или суждений (мнений, взглядов, оценок). Конфликт представляет собой противоречие (или проявление несогласия) между двумя ли более сторонами (лицами или группами), когда каждая сторона делает так, чтобы была принята ее точка зрения. Сложность и многообразие конфликта дает возможность классифицировать его по различным признакам.

По своим последствиям конфликты подразделяются на конструктивные (функциональные) и деструктивные (дисфункциональные); по предмету конфликта: реалистические (предметные) и нереалистические (бессмысленные, беспредметные); по сфере проявления конфликта: экономические, идеологические, социально-бытовые, семейно-бытовые; по субъекту конфликтного взаимодействия: внутриличностные, межличностные, конфликт между личностью и группой, межгрупповые конфликты.

Конфликтная ситуация – это накопившиеся противоречия, связанные с деятельностью субъектов социального взаимодействия и создающие почву для реального противоборства между ними. Именно в рамках конфликтной ситуации обнаруживают себя причины конфликта, устранение которых является необходимым условием его разрешения.

Инцидент – это стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта. Инцидент провоцирует резкое обострение противоречий и начало открытой, явной борьбы между участниками конфликта.

Стороны конфликта – это субъекты социального взаимодействия, находящиеся в состоянии конфликта или же явно или скрытно поддерживающие конфликтующих.

Предмет конфликта – то, из-за чего возникает конфликт.

Образ конфликтной ситуации – это отображение предмета конфликта в сознании субъектов конфликтного взаимодействия.

Мотивы конфликта – это внутренние побудительные силы, подталкивающие субъектов социального взаимодействия к конфликту (мотивы выступают в форме потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений).

Позиции конфликтующих сторон – это то, о чем они заявляют друг другу в ходе конфликта или в переговорном процессе.

Любой конфликт тесно связан с причинами. Причины конфликта – это явления, события, ситуации, которые предшествуют конфликту и, при определенных условиях деятельности субъектов социального взаимодействия, вызывают его. Причины подразделяются на общие, проявляющиеся в той или иной мере во всех конфликтах (социально-политических, экономических, социально-демографических, социально-психологических, индивидуально-психологических) и частные, непосредственно связанные с конкретным видом конфликта (ограниченность ресурсов, различия в целях, ценностях, средствах достижения целей, неудовлетворенность условиями деятельности, нарушение служебной этики и др.).

Основные этапы конфликта:

1. Возникновение и развитие конфликтной ситуации.

2. Осознание конфликтной ситуации хотя бы одним из участником социального взаимодействия и эмоциональное переживание им этого факта (критика в адрес потенциального противника, ограничение контактов с ним).

3. Начало открытого конфликтного взаимодействия (чаще всего переход к активным действиям вследствие инцидента).

4. Развитие открытого конфликта.

5. Разрешение конфликта


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: