Что представляет собой. «конфликтная модель общества» Р

«конфликтная модель общества» Р. Дарендорфа?

Немецкий ученый Ральф Дарендорф является стороннике* концепции «посткапиталистического» и «индустриального об' щества». Он создал новую теорию социального конфликта, на званную им «конфликтной моделью общества». Эта теория во многом испытывает влияние марксистских взглядов на конфликт, развивающих идею классового деления общества и разрешения конфликтов, возникающих в результате этого деления, путем ре> волюции. Однако Дарендорф отмечает, что марксистская теорю j не может применяться для объяснения современных конфликт тов, возникающих в капиталистическом обществе.

Концепция «конфликтной модели общества» основана на ан­тиутопическом образе мира — мира власти, конфликта и дина­мики, где конфликт считается перманентным состоянием социаль-1 ного организма1. В этом отличие взглядов Дарендорфа от Козера, который признавал позитивную роль конфликта в обеспечении социального единства общества. Дарендорф утверждал, что любое


общество конфликтно и дезинтегрировано, и это обусловлено постоянными изменениями, динамикой и неустойчивостью са­мого общества. Отсюда понимание конфликта как творческой силы, создающей различные сообщества и обеспечивающей воз­можность свободы.

Любое общество основано на принуждении одних его членов другими, поэтому классовый конфликт определяется характером власти1. Невозможно устранить глубинные причины социальных противоречий, но при этом возможно определенное влияние и изменение течения самого конфликта. Таким образом, разреше­ние конфликтов в современном обществе может строиться не на революционных, а на эволюционных изменениях.

В своей книге «Социальный конфликт в современности» Да­рендорф развивает гипотезу о том, что на современном этапе на­блюдается совпадение поля конфликта «с проблемой права каж­дого гражданина на доступ к благам и моделью отторжения от этого права»2. После исчерпания причин, позволяющих вступить в вертикальное соперничество, и исчезновения ресурсов классо­вой борьбы для современного конфликта характерно соперниче­ство по поводу самого статуса гражданина. Этот статус, будучи ра­нее основан на классовой борьбе за право на материальные блага,, теперь является «новым орудием политического и социального' отторжения от определенных обществом возможностей и досту­па к вещам и благам. Происходит изменение соотношения между равным правом на обладание благами и неравной возможностью доступа к ним. Иллюзия, что капитализм гарантирует благосо­стояние для всех, рушится. Конфликт возникает между боль­шинством, т. е. теми, кто устремлен в будущее и пользуется все более изощренными товарами и благами, и меньшинством, т. е. теми, для кого приоритетной является проблема обладания хоть какими-то товарами и благами. Динамика социального конф­ликта оказалась перевернутой: сейчас стало важным не столько обогнать других, сколько «не оказаться сзади», «не быть отбро­шенным на периферию». Так, почти насильственные конфлик­ты происходят, как правило, между теми, кто «включен», и теми, кто «исключен». А самые нетерпимые и расистски настроенные люди — это почти всегда самые бедные»3.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: