«конфликтная модель общества» Р. Дарендорфа?
Немецкий ученый Ральф Дарендорф является стороннике* концепции «посткапиталистического» и «индустриального об' щества». Он создал новую теорию социального конфликта, на званную им «конфликтной моделью общества». Эта теория во многом испытывает влияние марксистских взглядов на конфликт, развивающих идею классового деления общества и разрешения конфликтов, возникающих в результате этого деления, путем ре> волюции. Однако Дарендорф отмечает, что марксистская теорю j не может применяться для объяснения современных конфликт тов, возникающих в капиталистическом обществе.
Концепция «конфликтной модели общества» основана на антиутопическом образе мира — мира власти, конфликта и динамики, где конфликт считается перманентным состоянием социаль-1 ного организма1. В этом отличие взглядов Дарендорфа от Козера, который признавал позитивную роль конфликта в обеспечении социального единства общества. Дарендорф утверждал, что любое
|
|
общество конфликтно и дезинтегрировано, и это обусловлено постоянными изменениями, динамикой и неустойчивостью самого общества. Отсюда понимание конфликта как творческой силы, создающей различные сообщества и обеспечивающей возможность свободы.
Любое общество основано на принуждении одних его членов другими, поэтому классовый конфликт определяется характером власти1. Невозможно устранить глубинные причины социальных противоречий, но при этом возможно определенное влияние и изменение течения самого конфликта. Таким образом, разрешение конфликтов в современном обществе может строиться не на революционных, а на эволюционных изменениях.
В своей книге «Социальный конфликт в современности» Дарендорф развивает гипотезу о том, что на современном этапе наблюдается совпадение поля конфликта «с проблемой права каждого гражданина на доступ к благам и моделью отторжения от этого права»2. После исчерпания причин, позволяющих вступить в вертикальное соперничество, и исчезновения ресурсов классовой борьбы для современного конфликта характерно соперничество по поводу самого статуса гражданина. Этот статус, будучи ранее основан на классовой борьбе за право на материальные блага,, теперь является «новым орудием политического и социального' отторжения от определенных обществом возможностей и доступа к вещам и благам. Происходит изменение соотношения между равным правом на обладание благами и неравной возможностью доступа к ним. Иллюзия, что капитализм гарантирует благосостояние для всех, рушится. Конфликт возникает между большинством, т. е. теми, кто устремлен в будущее и пользуется все более изощренными товарами и благами, и меньшинством, т. е. теми, для кого приоритетной является проблема обладания хоть какими-то товарами и благами. Динамика социального конфликта оказалась перевернутой: сейчас стало важным не столько обогнать других, сколько «не оказаться сзади», «не быть отброшенным на периферию». Так, почти насильственные конфликты происходят, как правило, между теми, кто «включен», и теми, кто «исключен». А самые нетерпимые и расистски настроенные люди — это почти всегда самые бедные»3.
|
|