В русле западного социального дарвинизма?

Концепция социального дарвинизма основана на принципе "орьбы за существование, но является чисто социологической



1 АнцуповА. Я, ШипиловА. И. Указ. соч. С. 71.


' АчцуповА. Я., ШипиловА. И. Указ. соч. С. 72.


теорией конфликта, одной из первых, созданных в русле социо­логии. Основателем социального дарвинизма является английский социолог Герберт Спенсер (1820—1903). Его важнейшей работой в этой области считается труд «Основы социологи», где Спен­сер наделяет конфликт характеристиками всеобщности и уни­версальности. Автор настаивает на том, что принцип выжива­ния наиболее приспособленных индивидов есть основной закон функционирования общества, которое отождествляется с орга­низмом. Именно поэтому конфликт как состояние противобор­ства универсален, и его функцией является обеспечение равно­весия как в отдельном обществе, так и в отношениях между природой и обществом. Таким образом, объяснение социальной жизни строится на биологических законах. Пределом развития общества является достижение между народами и расами пол­ного равновесия.

Уильям Самнер (1840—1910) — еще один представитель соци­ал-дарвинизма, утверждал, что в борьбе за выживание в обществе гибнут неприспособленные, а значит, наиболее слабые, худшие индивиды. Таким образом, борьба за существование выступает как важнейший фактор прогресса. Выжившие, сумевшие приспосо­биться индивиды составляют цвет, основу и опору данного госу­дарства, они — лучшие люди и носители подлинных ценностей. Вопрос равенства в данном случае неуместен, а государство не должно оказывать влияние на общественную жизнь и регулиро­вать процесс естественной в данном случае селекции.

Несмотря на некоторый консерватизм взглядов Самнера, они имели и свое положительное значение для развития исследова­ний по проблеме конфликта. Так, в изучении норм социального поведения, а также внутригрупповых и межгрупповых отноше­ний стал преобладать системный подход. Важное значение имела и выявленная Самнером связь межгруппового конфликта с внут­ренним единством групп.

Другой представитель западного социал-дарвинизма Людвиг Гумплович (1838—1909), развивая идеи своих предшественников, ввел и некоторые новые представления о природе конфликта. Расовые различия, по его мнению, должны рассматриваться не с биологической, а с культурной точки зрения. Источники конф­ликта обусловлены не только самой природой человека, но и теми культурными особенностями, которые имеет то или иное обще­ство. Культурные особенности конкретного общества оказывают влияние и на характер протекания конфликта, а также на специ­фику его разрешения. Так, в одной стране конфликт может про­текать в острой форме вплоть до военных действий, а в другой — через парламентские дебаты. Важным в теории Гумпловича яв­ляется признание того, что не только конфликт, но и социальное единение является важным социальным процессом, так как на его основе могут возникать новые, более широкие социальные об-


щности. Но объединение этих социальных групп основано имен­но на конфликте.

Природа социального конфликта понимается Гумпловичем следующим образом:

1) конфликт составляет сущность исторического процесса и
является важным фактором прогресса;

2) разделение общества на господствующие и подчиненные
классы будет существовать всегда, а потому и конфликт, сопро­
вождающий это разделение, — явление вечное;

3) одной из важных позитивных характеристик конфликта
является его способность объединять общество в более широкие
группы.

На современном этапе идеи социального дарвинизма не пользу­ются широкой популярностью и не являются основой для фор­мирования новых современных теорий общественного развития. Однако некоторые идеи, разработанные в русле данной концеп­ции, все же имеют продуктивное значение. Заслугой представи­телей социал-дарвинизма является то, что ими было дано описа­ние различных конфликтов и отстаивался позитивный характер конфликта и его важнейшее значение для улучшения существу­ющих социальных систем. Также было сделано указание: посто­янная смена в обществе состояний конфликта и стабильности, войны и мира является закономерной.

В чем суть марксистского понимания конфликта?

Марксистская теория социального конфликта основана на ма­териалистическом понимании истории. Главный идеолог марк­сизма Карл Маркс (1818—1883) утверждал, что люди вступают в социальное взаимодействие независимо от их воли и такое вза­имодействие является основным условием формирования обще­ства. Развитие общества происходит по принципу диалектичес­кого закона единства и борьбы противоположностей. Под про­тивоположностями в данном контексте понимают различные большие социальные группы (классы). Отношения между клас­сами общества изначально проблематичны из-за существующей системы распределения ресурсов. Диалектические взаимоотно­шения между классами являются основой марксистской теории конфликта. То есть социальный конфликт в условиях острой клас­совой борьбы является неизбежным явлением общественной жиз­ни. В этой связи единственным разрешением антагонистических, конфликтных взаимоотношений между буржуазией и пролета­риатом может стать только социалистическая революция, кото-Рая уничтожит частную собственность на средства производства и эксплуататорские классы.

Марксистская теория социального конфликта содержит сле­дующие основные положения:


дение втом, что будущее социалистическое общество будет лишено глобальных социальных и политических конфликтов. Конфликт как явление останется на уровне взаимоотношений на промыш­ленном предприятии, т. е. останутся только локальные межлич­ностные конфликты. Каковы основные положения функциональной теории конфликта? Георг Зиммерль(1858—1918) — основоположник функцио­нальной теории конфликта в социологии, заметно повлиял на изу­чение конфликта в русле этой науки. Эта теория раскрывается им в работе «Социология» (1908). Зиммерль выдвигал следующие идеи о природе конфликта: 1) конфликт — это устойчивая форма социального взаимо­ действия, он универсален и является нормальным и, более того, очень важным явлением общественной жизни; 2) ни одна группа, а тем более общество, не может быть пол­ ностью единой и гармоничной; 3) благодаря конфликту происходит социальная интеграция и формируются конкретные социальные образования, происходит укрепление норм и принципов их организации; 4) конфликт — это импульс, который стимулирует изменения и способствует формированию механизмов саморазвития в группе. Большое значение имеют выводы Зиммерля о влиянии конф­ликта на внутреннюю структуру группы. В случае возникновения каких-либо экстремальных условий существования формиру­ется тенденция к централизации. Возникшая в результате этого структура активно стремится к самосохранению. Для этого необ­ходим внешний противник, благодаря которому возникнут усло­вия для создания внешнего конфликта, что, в свою очередь, будет поддерживать сформированную структуру в необходимом состо­янии. Вкладом Зиммерля в изучение конфликта является вклю­чение в этот процесс третьей стороны. Третье лицо исключает прямолинейный конфликт между двумя другими, и появляется возможность многоплановых взаимоотношений, в процессе ко­торых происходит осознание сторонами своих различий, форми­руются различные коалиции, возникает групповая солидарность, т- е. возможность сложного социального взаимодействия1. Так­же важным является и то, что анализ конфликта происходит на макроуровне, т. е. рассматриваются не малые социальные груп­пы, а классы, народы и государства. Развитие идей Г. Зиммерля в 1920-е гг. осуществлялось в ра­ботах таких социологов, как Р. Парк, Э. Берджесс, А. Смолл.Эти
1 Дмитриев А. В. Конфликтология: учеб. пос. М.: Альфа-М, 2003. С. 75.

1) глубина и сила конфликта между господствующими и под­
чиненными классами зависит от неравномерности распределяе­
мых дефицитных ресурсов: чем она больше, тем сильнее и глубже
выражен антагонизм в отношениях;

2) полное осознание подчиненными классами своих истин­
ных интересов повышает вероятность недовольства существую­
щей системой распределения благ;

3) глубокое недовольство существующей системой распреде­
ления ресурсов повышает вероятность объединения подчинен- s
ных классов и вступление их в противоборство с господствую­
щими классами;

4) высокая идеологическая унификация подчиненных классов
способствует большему развитию структуры их политического ру­
ководства и повышает поляризацию противоборствующих классов;

5) высокая поляризация противоборствующих классов спо­
собствует формированию насильственного характера возникше­
го конфликта.

Достоинством марксистской теории является то, что в ней суще­ствует конкретный исторический опыт анализа различных конф­ликтных ситуаций, в частности с марксистских позиций рассмат­риваются следующие проблемы:

— изучение движущих сил революции и диалектических от­
ношений между ними;

— искусство управления вооруженным восстанием;

— политика привлечения на сторону рабочего класса новых
союзников;

— предупреждение возникновения контрреволюционной си­
туации; \

— организация работы в мирных, послереволюционных уело-,
виях жизни. [

Одним из явных недостатков марксистской теории конфлик­та является то, что любой социальный конфликт, в котором уча­ствуют широкие слои общества, рассматривается исключитель­но в контексте его политической значимости, а это существенно снижает возможность рассмотрения данного явления другими общественными науками.

Еще одним недостатком марксистской теории является то, что в ее русле не осуществлялось теоретического анализа поведенче­ских форм классовых конфликтов, а главной и единственной при-1 чиной возникновения любого социального (классового) конф-' ликта выступают существующие экономические отношения. Лю- ] бой конфликт имеет только одну цель — стремление к контролю. над дефицитными ресурсами.

Также несостоятельность данной теории проявилась и в том, что марксизм в своем понимании конфликта остался в рамках своего времени и не смог преодолеть многие предрассудки своей эпохи. К таким предрассудкам в первую очередь относится убеж-


Ц v*


ученые рассматривали социальный процесс в контексте опреде­ленных типов взаимодействия, взаимосвязанных между собой. Ими были выделены следующие типы взаимодействия: соревно­вание, конфликт, приспособление и ассимиляция. Конфликт здесь имеет важное значение, так как является связующим звеном при переходе от соревнования к приспособлению и ассимиляции и потому рассматривается как основной источник социальных пе­ремен.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: