Концепция социального дарвинизма основана на принципе "орьбы за существование, но является чисто социологической
1 АнцуповА. Я, ШипиловА. И. Указ. соч. С. 71.
' АчцуповА. Я., ШипиловА. И. Указ. соч. С. 72.
теорией конфликта, одной из первых, созданных в русле социологии. Основателем социального дарвинизма является английский социолог Герберт Спенсер (1820—1903). Его важнейшей работой в этой области считается труд «Основы социологи», где Спенсер наделяет конфликт характеристиками всеобщности и универсальности. Автор настаивает на том, что принцип выживания наиболее приспособленных индивидов есть основной закон функционирования общества, которое отождествляется с организмом. Именно поэтому конфликт как состояние противоборства универсален, и его функцией является обеспечение равновесия как в отдельном обществе, так и в отношениях между природой и обществом. Таким образом, объяснение социальной жизни строится на биологических законах. Пределом развития общества является достижение между народами и расами полного равновесия.
|
|
Уильям Самнер (1840—1910) — еще один представитель социал-дарвинизма, утверждал, что в борьбе за выживание в обществе гибнут неприспособленные, а значит, наиболее слабые, худшие индивиды. Таким образом, борьба за существование выступает как важнейший фактор прогресса. Выжившие, сумевшие приспособиться индивиды составляют цвет, основу и опору данного государства, они — лучшие люди и носители подлинных ценностей. Вопрос равенства в данном случае неуместен, а государство не должно оказывать влияние на общественную жизнь и регулировать процесс естественной в данном случае селекции.
Несмотря на некоторый консерватизм взглядов Самнера, они имели и свое положительное значение для развития исследований по проблеме конфликта. Так, в изучении норм социального поведения, а также внутригрупповых и межгрупповых отношений стал преобладать системный подход. Важное значение имела и выявленная Самнером связь межгруппового конфликта с внутренним единством групп.
Другой представитель западного социал-дарвинизма Людвиг Гумплович (1838—1909), развивая идеи своих предшественников, ввел и некоторые новые представления о природе конфликта. Расовые различия, по его мнению, должны рассматриваться не с биологической, а с культурной точки зрения. Источники конфликта обусловлены не только самой природой человека, но и теми культурными особенностями, которые имеет то или иное общество. Культурные особенности конкретного общества оказывают влияние и на характер протекания конфликта, а также на специфику его разрешения. Так, в одной стране конфликт может протекать в острой форме вплоть до военных действий, а в другой — через парламентские дебаты. Важным в теории Гумпловича является признание того, что не только конфликт, но и социальное единение является важным социальным процессом, так как на его основе могут возникать новые, более широкие социальные об-
|
|
щности. Но объединение этих социальных групп основано именно на конфликте.
Природа социального конфликта понимается Гумпловичем следующим образом:
1) конфликт составляет сущность исторического процесса и
является важным фактором прогресса;
2) разделение общества на господствующие и подчиненные
классы будет существовать всегда, а потому и конфликт, сопро
вождающий это разделение, — явление вечное;
3) одной из важных позитивных характеристик конфликта
является его способность объединять общество в более широкие
группы.
На современном этапе идеи социального дарвинизма не пользуются широкой популярностью и не являются основой для формирования новых современных теорий общественного развития. Однако некоторые идеи, разработанные в русле данной концепции, все же имеют продуктивное значение. Заслугой представителей социал-дарвинизма является то, что ими было дано описание различных конфликтов и отстаивался позитивный характер конфликта и его важнейшее значение для улучшения существующих социальных систем. Также было сделано указание: постоянная смена в обществе состояний конфликта и стабильности, войны и мира является закономерной.
В чем суть марксистского понимания конфликта?
Марксистская теория социального конфликта основана на материалистическом понимании истории. Главный идеолог марксизма Карл Маркс (1818—1883) утверждал, что люди вступают в социальное взаимодействие независимо от их воли и такое взаимодействие является основным условием формирования общества. Развитие общества происходит по принципу диалектического закона единства и борьбы противоположностей. Под противоположностями в данном контексте понимают различные большие социальные группы (классы). Отношения между классами общества изначально проблематичны из-за существующей системы распределения ресурсов. Диалектические взаимоотношения между классами являются основой марксистской теории конфликта. То есть социальный конфликт в условиях острой классовой борьбы является неизбежным явлением общественной жизни. В этой связи единственным разрешением антагонистических, конфликтных взаимоотношений между буржуазией и пролетариатом может стать только социалистическая революция, кото-Рая уничтожит частную собственность на средства производства и эксплуататорские классы.
Марксистская теория социального конфликта содержит следующие основные положения:
дение втом, что будущее социалистическое общество будет лишено глобальных социальных и политических конфликтов. Конфликт как явление останется на уровне взаимоотношений на промышленном предприятии, т. е. останутся только локальные межличностные конфликты. Каковы основные положения функциональной теории конфликта? Георг Зиммерль(1858—1918) — основоположник функциональной теории конфликта в социологии, заметно повлиял на изучение конфликта в русле этой науки. Эта теория раскрывается им в работе «Социология» (1908). Зиммерль выдвигал следующие идеи о природе конфликта: 1) конфликт — это устойчивая форма социального взаимо действия, он универсален и является нормальным и, более того, очень важным явлением общественной жизни; 2) ни одна группа, а тем более общество, не может быть пол ностью единой и гармоничной; 3) благодаря конфликту происходит социальная интеграция и формируются конкретные социальные образования, происходит укрепление норм и принципов их организации; 4) конфликт — это импульс, который стимулирует изменения и способствует формированию механизмов саморазвития в группе. Большое значение имеют выводы Зиммерля о влиянии конфликта на внутреннюю структуру группы. В случае возникновения каких-либо экстремальных условий существования формируется тенденция к централизации. Возникшая в результате этого структура активно стремится к самосохранению. Для этого необходим внешний противник, благодаря которому возникнут условия для создания внешнего конфликта, что, в свою очередь, будет поддерживать сформированную структуру в необходимом состоянии. Вкладом Зиммерля в изучение конфликта является включение в этот процесс третьей стороны. Третье лицо исключает прямолинейный конфликт между двумя другими, и появляется возможность многоплановых взаимоотношений, в процессе которых происходит осознание сторонами своих различий, формируются различные коалиции, возникает групповая солидарность, т- е. возможность сложного социального взаимодействия1. Также важным является и то, что анализ конфликта происходит на макроуровне, т. е. рассматриваются не малые социальные группы, а классы, народы и государства. Развитие идей Г. Зиммерля в 1920-е гг. осуществлялось в работах таких социологов, как Р. Парк, Э. Берджесс, А. Смолл.Эти |
1 Дмитриев А. В. Конфликтология: учеб. пос. М.: Альфа-М, 2003. С. 75. |
1) глубина и сила конфликта между господствующими и под
чиненными классами зависит от неравномерности распределяе
мых дефицитных ресурсов: чем она больше, тем сильнее и глубже
выражен антагонизм в отношениях;
|
|
2) полное осознание подчиненными классами своих истин
ных интересов повышает вероятность недовольства существую
щей системой распределения благ;
3) глубокое недовольство существующей системой распреде
ления ресурсов повышает вероятность объединения подчинен- s
ных классов и вступление их в противоборство с господствую
щими классами;
|
|
4) высокая идеологическая унификация подчиненных классов
способствует большему развитию структуры их политического ру
ководства и повышает поляризацию противоборствующих классов;
5) высокая поляризация противоборствующих классов спо
собствует формированию насильственного характера возникше
го конфликта.
Достоинством марксистской теории является то, что в ней существует конкретный исторический опыт анализа различных конфликтных ситуаций, в частности с марксистских позиций рассматриваются следующие проблемы:
— изучение движущих сил революции и диалектических от
ношений между ними;
— искусство управления вооруженным восстанием;
— политика привлечения на сторону рабочего класса новых
союзников;
— предупреждение возникновения контрреволюционной си
туации; \
— организация работы в мирных, послереволюционных уело-,
виях жизни. [
Одним из явных недостатков марксистской теории конфликта является то, что любой социальный конфликт, в котором участвуют широкие слои общества, рассматривается исключительно в контексте его политической значимости, а это существенно снижает возможность рассмотрения данного явления другими общественными науками.
Еще одним недостатком марксистской теории является то, что в ее русле не осуществлялось теоретического анализа поведенческих форм классовых конфликтов, а главной и единственной при-1 чиной возникновения любого социального (классового) конф-' ликта выступают существующие экономические отношения. Лю- ] бой конфликт имеет только одну цель — стремление к контролю. над дефицитными ресурсами.
Также несостоятельность данной теории проявилась и в том, что марксизм в своем понимании конфликта остался в рамках своего времени и не смог преодолеть многие предрассудки своей эпохи. К таким предрассудкам в первую очередь относится убеж-
Ц v*
ученые рассматривали социальный процесс в контексте определенных типов взаимодействия, взаимосвязанных между собой. Ими были выделены следующие типы взаимодействия: соревнование, конфликт, приспособление и ассимиляция. Конфликт здесь имеет важное значение, так как является связующим звеном при переходе от соревнования к приспособлению и ассимиляции и потому рассматривается как основной источник социальных перемен.