Во второй половине XX в. исследования конфликта в pycie психологической науки проводились на основе сформированных ранее концепций. Так, на основе синтеза психоаналитической концепции и интеракционализма была создана теория трансакт-ного анализа Э. Берна (1902—1970). Конфликт возникает в ре зультате так называемых пересекающихся трансакций, которьг возникают в ходе взаимодействия людей друг с другом. В это: случае индивиды взаимодействуют с разных позиций. Берн вы* деляет три позиции — «родитель», «ребенок» и «взрослый», ко торые составляют основу личности и определяют поведение. По зиция ребенка основана на спонтанных эмоциях, родитель — э™ преобладание стереотипного поведения, а позиция взросло: включает в себя рациональное, гибкое и ситуативное восприятие и отношение к реальности.
На современном этапе изучение конфликта в зарубежно: психологии идет в следующих направлениях: теоретико-игрг вом, теории организационных систем, теории и практики пере~ воренного процесса1.
|
|
В теоретико-игровом (М.Дойч) направлении основной задачей является создание универсальной схемы взаимодействия в ситуации конфликта и успешное ее разрешение. Эта схема строится на различных играх, способствующих осознанию и проработке возникших конфликтов. В рамках данного подхода рассматриваются два основных стиля поведения конфликта — кооперативное и конкурентное. М. Дойч утверждает, что основой конфликта является несовместимость целей участников взаимодействия. Основной упор автор делает на изучение мотивации сторон — участниц конфликта. Разрешение конфликта возможно двумя способами — деструктивным и конструктивным. Второй вариант разрешения конфликта предполагает убежденность участников в достижении своих целей.
Теория организационных систем представляет собой альтернативную теории игр концепцию. Авторами этой теории являются Р. Блейк, Дж. Мутон и К. Томас. Эта теория основана на исследовании стилей конфликтного поведения людей в реальных жизненных условиях. Авторами определяются пять стратегий поведения, основанных на сочетании стереотипа отношения к сопернику и установки на достижение личных целей. Таким образом, возможными стратегиями поведения являются конкуренция,, приспособление, избегание, компромисс, сотрудничество1. Эта теория ориентирована в первую очередь на изучение реального поведения людей, однако методы опросов, которые авторы используют с целью диагностики стилей поведения в конфликте и способов его разрешения, в большей степени направлены на выявление намерений субъектов конфликта, нежели на исследование их реального поведения.
|
|
В 60—70-х гг. XX в. происходит формирование самостоятельного направления в изучении теории и практики переговорного процесса, который выступает частью конфликта. На сегодняшний день это направление является одним из перспективных в психологических исследованиях природы конфликта. Это направление ведет исследования по следующим проблемам:
— выявление совокупности условий, которые способствуют
принятию участниками конфликта решения о начале переговоров;
— изучение самого процесса переговоров, в случае если учас
тниками конфликта уже было принято решение о переговорах.