Появившаяся в первой половине XX в. системно-функциональная школа изучала конфликты на микроуровне, где объектом изучения стали малые группы и отдельные люди. Проводились прикладные социологические исследования, целью которых было выявление условий возникновения и протекания таких конфликтов. Основной задачей становится разработка эффективных методик урегулирования конфликтов на производстве и в различных организациях. В этом случае конфликт понимается как негативное, аномальное явление социальной жизни, которое оказывает сдерживающее влияние на развитие общества. К таким конфликтам относятся в первую очередь забастовки, бунты, акции протеста, различные военные конфликты.
Такое понимание и изучение конфликта было введено Т. Пар-сонсом (1902—1979), американским социологом, который анализировал конфликт с точки зрения процесса интеграции, целью которой является достижение общественного согласия. По мнению автора, конфликт является основной причиной дестабилизации и дезорганизации общественной жизни и потому определяется как социальная аномалия. Более того, конфликт ведет к возникновению социально-психологических напряжений в обществе, которые могут оказать разрушительное действие на систему. Таким образом, главной задачей является «поддержание бесконфликтных отношений между различными элементами общества, которые смогли бы обеспечить социальное равновесие, взаимопонимание и сотрудничество в обществе»1. Осуществление интеграции на уровне социальной системы должно стать задачей правовых институтов, религии и обычаев. Снижение конфликтности общества происходит за счет повышения у него «обобщенной адаптивной способности».
|
|
В своей теории структурного функционализма Парсонс формулирует «функциональные предпосылки» стабильности общества, на основании которых происходит сохранение социальной
системы в рамках существующих норм и ценностей, а также появляется возможность избежать социальных конфликтов. К таким «функциональным предпосылкам» автор относит:
— возможность удовлетворения основных биологических и
психологических потребностей большинства членов данного об
щества;
— обеспечение эффективной деятельности органов «социаль
ного контроля», задачей которых является воспитание членов об
щества в соответствии с принятыми в нем нормами, ценностями и
традициями;
— совпадение индивидуальных мотиваций и общественных
установок, что обеспечивает выполнение индивидами предписан
ных им обществом функций и задач1.
Идеи Парсонса подверглись сильной и обоснованной критике, так как не соответствовали реальной жизни. Поэтому в 50-е гг. социология отказалась от его концепции и произошел возврат к конфликтной модели общества.
|
|
В чем суть теории «позитивного функционального конфликта»/!. Козера?
Американский социолог Льюис Козер является основателем' современной западной социологии конфликта. Книга Козера «Функции социального конфликта» (1956) стала первым монументальным трудом в этой области. Основные постулаты, изложенные в этой книге, сводятся к следующему: не может быть бесконфликтной социальной группы; конфликт — это важнейший фактор, оказывающий позитивное влияние на развитие и смену общественных систем. Конфликт играет положительную роль в обеспечении устойчивости социальной системы и сохранении общественного порядка. На стабильность общества влияет в первую очередь количество существующих в нем конфликтных отношений, а также характер связи между ними. Также социально полезной функцией конфликта является то, что он способствует социальным переменам и возникновению новых порядков, норм, Ценностей и типов отношений.
Козер во многом отстаивал взгляды Зиммерля и определял конфликт как борьбу за ценности, определенный социальный статус, власть, а также материальные и духовные блага. Целями этой борьбы являются нейтрализация противника, нанесение ему ущерба либо полное его уничтожение.
Конфликт имеет множество позитивных функций:
1) охранительную и стабилизирующую функцию: при большом количестве разных независимых друг от друга конфликтов, существующих в обществе, она приобретает более сложную струк-
1 Анцупов А. Я., ШшшловА. И. Указ. соч. С. 76.
1 Дмитриев А. В. Указ. соч. С. 27.
туру, а это, в свою очередь, делает более трудно достижимым деление общества на два противоборствующих лагеря;
2) функцию разрядки отрицательных эмоций, которые накап
ливаются в результате конфликта у обеих сторон, и в результате
их выхода между участниками конфликта сохраняются те взаимо
отношения, которые были у них до начала противоборства;
3) тестирующую, информативную функцию: в процессе конф
ликта люди больше узнают друг друга, что, в свою очередь, делает
возможным успешное разрешение конфликтной ситуации и фор
мирует отношения сотрудничества.
Козер, рассматривая природу внешнего конфликта, дает ему неоднозначную оценку его позитивной роли для группы: для хо рошо интегрированной группы такой конфликт, угрожая всей группе, а не отдельной его части, повышает внутреннюю ее сплоченность, но при низкой интеграции группы в случае внешней угрозы возникает противостояние и конфликт внутри самой группы.
Козер создал классификацию конфликтов, основанием кото^ рой является степень нормативной регуляции конфликта. Эт> классификацию можно представить в виде прямой, на одном полюсе которой располагаются институционализированные конф ликты, имеющие целью взаимное урегулирование спора и стремление к достижению согласия сторон (например, дуэль), а второй включает в себя конфликты абсолютные, где целью выступав! полное истребление противника, и только в этом случае конфликт разрешается.