Теория структурного функционализма Т. Парсонса?

Появившаяся в первой половине XX в. системно-функцио­нальная школа изучала конфликты на микроуровне, где объек­том изучения стали малые группы и отдельные люди. Прово­дились прикладные социологические исследования, целью которых было выявление условий возникновения и протека­ния таких конфликтов. Основной задачей становится разработ­ка эффективных методик урегулирования конфликтов на про­изводстве и в различных организациях. В этом случае конфликт понимается как негативное, аномальное явление социальной жизни, которое оказывает сдерживающее влияние на развитие общества. К таким конфликтам относятся в первую очередь забастовки, бунты, акции протеста, различные военные конф­ликты.

Такое понимание и изучение конфликта было введено Т. Пар-сонсом (1902—1979), американским социологом, который анали­зировал конфликт с точки зрения процесса интеграции, целью которой является достижение общественного согласия. По мне­нию автора, конфликт является основной причиной дестабили­зации и дезорганизации общественной жизни и потому опре­деляется как социальная аномалия. Более того, конфликт ведет к возникновению социально-психологических напряжений в об­ществе, которые могут оказать разрушительное действие на сис­тему. Таким образом, главной задачей является «поддержание бесконфликтных отношений между различными элементами об­щества, которые смогли бы обеспечить социальное равновесие, взаимопонимание и сотрудничество в обществе»1. Осуществле­ние интеграции на уровне социальной системы должно стать за­дачей правовых институтов, религии и обычаев. Снижение конф­ликтности общества происходит за счет повышения у него «обоб­щенной адаптивной способности».

В своей теории структурного функционализма Парсонс фор­мулирует «функциональные предпосылки» стабильности обще­ства, на основании которых происходит сохранение социальной


системы в рамках существующих норм и ценностей, а также по­является возможность избежать социальных конфликтов. К та­ким «функциональным предпосылкам» автор относит:

— возможность удовлетворения основных биологических и
психологических потребностей большинства членов данного об­
щества;

— обеспечение эффективной деятельности органов «социаль­
ного контроля», задачей которых является воспитание членов об­
щества в соответствии с принятыми в нем нормами, ценностями и
традициями;

— совпадение индивидуальных мотиваций и общественных
установок, что обеспечивает выполнение индивидами предписан­
ных им обществом функций и задач1.

Идеи Парсонса подверглись сильной и обоснованной крити­ке, так как не соответствовали реальной жизни. Поэтому в 50-е гг. социология отказалась от его концепции и произошел возврат к конфликтной модели общества.

В чем суть теории «позитивного функционального конфликта»/!. Козера?

Американский социолог Льюис Козер является основателем' современной западной социологии конфликта. Книга Козера «Функции социального конфликта» (1956) стала первым мону­ментальным трудом в этой области. Основные постулаты, изло­женные в этой книге, сводятся к следующему: не может быть бес­конфликтной социальной группы; конфликт — это важнейший фактор, оказывающий позитивное влияние на развитие и смену общественных систем. Конфликт играет положительную роль в обеспечении устойчивости социальной системы и сохранении общественного порядка. На стабильность общества влияет в пер­вую очередь количество существующих в нем конфликтных от­ношений, а также характер связи между ними. Также социально полезной функцией конфликта является то, что он способствует социальным переменам и возникновению новых порядков, норм, Ценностей и типов отношений.

Козер во многом отстаивал взгляды Зиммерля и определял конфликт как борьбу за ценности, определенный социальный ста­тус, власть, а также материальные и духовные блага. Целями этой борьбы являются нейтрализация противника, нанесение ему ущер­ба либо полное его уничтожение.

Конфликт имеет множество позитивных функций:

1) охранительную и стабилизирующую функцию: при большом количестве разных независимых друг от друга конфликтов, су­ществующих в обществе, она приобретает более сложную струк-



1 Анцупов А. Я., ШшшловА. И. Указ. соч. С. 76.


1 Дмитриев А. В. Указ. соч. С. 27.



туру, а это, в свою очередь, делает более трудно достижимым де­ление общества на два противоборствующих лагеря;

2) функцию разрядки отрицательных эмоций, которые накап­
ливаются в результате конфликта у обеих сторон, и в результате
их выхода между участниками конфликта сохраняются те взаимо­
отношения, которые были у них до начала противоборства;

3) тестирующую, информативную функцию: в процессе конф­
ликта люди больше узнают друг друга, что, в свою очередь, делает
возможным успешное разрешение конфликтной ситуации и фор­
мирует отношения сотрудничества.

Козер, рассматривая природу внешнего конфликта, дает ему неоднозначную оценку его позитивной роли для группы: для хо рошо интегрированной группы такой конфликт, угрожая всей группе, а не отдельной его части, повышает внутреннюю ее спло­ченность, но при низкой интеграции группы в случае внешней уг­розы возникает противостояние и конфликт внутри самой группы.

Козер создал классификацию конфликтов, основанием кото^ рой является степень нормативной регуляции конфликта. Эт> классификацию можно представить в виде прямой, на одном по­люсе которой располагаются институционализированные конф ликты, имеющие целью взаимное урегулирование спора и стрем­ление к достижению согласия сторон (например, дуэль), а второй включает в себя конфликты абсолютные, где целью выступав! полное истребление противника, и только в этом случае конф­ликт разрешается.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: