Что такое управление конфликтом и какие существуют принципы управления конфликтами?

Управление конфликтом — это сознательная деятельность по отношению к нему, осуществляемая на всех этапах его возник­новения, развития и завершения участниками конфликта или третьей стороной. Управление конфликтами имеет свою специ­фику, которая связана с самой природой конфликта как сложно­го социального явления.

Управление конфликтами должно строиться на принципе ком­петентности и принципе сотрудничества и компромисса.

Принцип компетентности. Данный принцип предполагает, что вмешательство в естественный ход развития конфликта должны осуществлять люди, которые имеют определенные знания в дан­ной области и компетентны осуществлять действия по разреше­нию возникшего конфликта. Эти специалисты должны знать ди­намику конфликтов вообще. Такие знания они могут получить как в результате обучения (тогда эти знания будут носить теоре­тический характер), так и на практике, т. е. в результате личного жизненного опыта (и в этом случае эти знания будут обладать практической ценностью). Также люди, выполняющие задачу по разрешению конфликта, обязаны собрать максимально полную и разностороннюю информацию о данном конкретном конф­ликте. Управление конфликтом — это своего рода вмешательство в его естественный процесс, поэтому осуществление такого вме­шательства должно основываться только на тех знаниях, которы­ми обладает человек по поводу данной ситуации, иначе это может привести к еще более негативным последствиям по сравнению с теми, которые могли бы быть в случае естественного развития

конфликта.

Принцип сотрудничества и компромисса. Данный принцип пред­полагает, что оппоненты стоят на позиции защиты собственных интересов и достижения своих целей, но при этом они использу­ют соответствующие конструктивные стратегии — сотрудниче­ство, компромисс, избежание конфронтации. В этом случае не­обходимо отказаться от желания внести радикальные изменения в развитие ситуации и сосредоточить все усилия на том, чтобы форма разрешения противоречия носила конструктивный ха­рактер и противоборствующие стороны использовали мирные стратегии и тактики. Целью здесь становится не блокирование, подавление развития противоречия, а стремление разрешить его конструктивными, неконфликтными приемами.


Управление конфликтом включает в себя следующие аспек­ты: анализ симптомов, диагностику, прогнозирование, профилак­тику, предупреждение, ослабление, урегулирование, разреше­ние. В качестве управленческих воздействий также могут выступать пресечение, гашение, преодоление и устранение конфликта1.

Одним из важнейших способов управления конфликтами яв­ляется их профилактика. Это означает, что организация жизне­деятельности субъектов социального взаимодействия должна стро­иться таким образом, чтобы исключалась или минимизировалась вероятность возникновения и развития деструктивных противо­речий и конфликтов между ними. Профилактика конфликтов является важнейшей частью комплекса мероприятий по их уп­равлению, так как является гораздо менее затратной. В результа­те профилактики конфликтов снижается вероятность их возник­новения и развития, а значит, снижается уровень затрат и силы на их урегулирование. Предупредить конфликт всегда легче, чем конструктивно его разрешить.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: